Долгая дорога к звездам

   В космос отправился очередной корабль - Союз ТМ-06М". Собственно, по нынешним временам в этом событии нет ничего особенного, и очередные космические полеты теперь главным образом волнуют специалистов и родственников космонавтов. И я бы не обратила на него внимания, если бы не одно обстоятельство:командир экипажа Олег Новицкий родом из Червеня Минской области.
   В советское время в космос летали двое белорусов - Петр Климук и Владимир Коваленок, каждый из них по три раза. Так что и в данном "контексте" полет Новицкого удивить не может. И обратила я на него внимание лишь по одной причине:он родился и вырос в том местечке, где когда-то родился и жил в ранней юности герой моего многолетнего исследования Анатолий Ажгирей - поэт, писатель, сценарист, заслуженный деятель культуры БССР, погибший в 1937 году, в возрасте тридцати пяти лет, от рук чекистских палачей как "враг народа". Это был человек, который писал еще в первые годы советской власти, нищие и голодные,  о мечте добраться до звезд, и выражал уверенность, что до звезд непременно доберутся.
   В царской России местечко, где он родился, назывался Игумен. В Червень оно было переименовано в советское время. Видимо, название вывели от белорусского слова "чырвоны" - красный. Со временем Червень стал районным центром, типичным для Белоруссии: с райкомом партии и райсполкомом, школой, магазинами, деревянными домами жителей.
   Лет двадцать назад еще можно было найти и здание гимназии, в которой учился Ажгирей. Оно было каменным, и в нем поражали маленькие тесные комнатушки-классы с узкими окнами. Видимо, его строили поначалу для каких-то других целей.
   Фамилия Ажгирей, разумеется, не белорусская, а татарская. Произносишь это слово - Аж - Гирей-, и словно чувствуешь свист степного ветра, храп лошадей и хриплое гиканье их всадников, мчащихся с устрашающей силой вперед.
   Историки считают, что татары живут на Белоруссии уже шесть столетий, и когда-то они жили в общем государстве - Великом Княжестве Литовском. Естественно, что место проживания повлияло на быт и культуру этих людей, и нет ничего удивительного, что многие белорусские татары стали "просто" белорусами, каким ощущал и считал себя Анатолий Ажгирей, писавший свои книги и сценарии под псевдонимом Вольный (белорусское слово "вольны" в переводе на русский язык означает "свободный").
   В 1923 году Анатолий работал в ЦК комсомола республики и был редактором газеты для сельской молодежи. В то время комсомольские съезды проходили каждые пол-года, и Ажгирей участвовал в них и как делегат, и как репортер, делая отчеты с заседаний. И один из них он закончил вдохновенно-романтическими строками:"Трепетно смотрят в окна звезды, как собравшаяся лучшая часть молодежи исследует экономическое положение... Звезды думают:и до нас доберутся исследователи. И - доберемся!".
   Что это было - мечта романтика или предвидение поэта? Вероятно, и то, и другое, хотя окружающая жизнь не способствовала звездным мечтам. Зарплата редактора газеты Ажгирея в январе 1922 года составляла 1500000 рублей. Из нее за паек (набор продуктов, в основном состоявший в те годы из какой-нибудь крупы, сахарина и воблы) удерживали 551000. Десять процентов от зарплаты уходили на налоги и коммунальные службы.Оставалось "всего ничего", а нужно было еще платить отдельно за съем квартиры (комнатушки-клетушки, чаще всего снимаемой с кем-нибудь на пару), хотя бы изредка покупать книги и одежду.
   В феврале зарплата  была уже 2335560 рублей. Паёк, однако, уже "забрал" больше миллиона.
   В марте Ажгирей как секретарь комиссии политпроса  получил свыше пяти, паёк же стоил уже 897000 рублей.
   В 1923 году Ажгирей снова получает зарплату как редактор газеты  - четыре миллиона с небольшим. Паёк "съедает" уже два с половиной!
   Прошло девяносто лет, в сущности, одна человеческая жизнь. Нельзя не поражаться, из какого "сора" возникали не только и не столько стихи, сколько новый мир. Для бывшего СССР это были трагические и в то же время во многом созидательные годы. Новый мир был построен ценой неимоверных жертв, в значительной мере - на костях множества ее преданных и безвинно оболганных дочерей и сыновей страны, таких, как Анатолий Ажгирей.
   Обычно, когда речь заходит о военных подвигах, любят говорить:"Жертвы их были не напрасны". А когда речь идет о мирной жизни, о созидании нового общества? Здесь надо сказать прямо и честно:жертвы были напрасны, ведь если бы не был уничтожен цвет интеллигенции, ученых, рабочего класса, крестьянства, новый мир был бы совсем другим,- более светлым и, если хотите, звездным. И к звездам советский человек полетел бы впервые не в 1961 году, а гораздо раньше.
   В советское время под полеты в космос непременно подводилась и идеологическая база. Считалось, что в составе экипажа должен быть и космонавт из братского социалистического государства. Они и были. Но где они сейчас и кто их помнит?
   Кроме того, внутри страны следовало соблюдать национальные пропорции, чтобы являть миру торжество ленинской национальной политики, согласно которой все нации и народности СССР имели равные права и возможности. Хотя, кто же не знал, что некоторые народы имели этих прав намного больше, чем другие?
  Теперь в космос летит тот, кто наиболее подготовлен, и, видимо, имеет надежное покровительство начальства. Летчик Новицкий пришел в отряд космонавтов в 2007 году, и вот уже полетел в космос командиром корабля. Хотя в отряде наверняка есть не менее профессионально подготовленные космонавты и с более длительным сроком пребывания в нем. Можно только порадоваться за белоруса, что его мечта так быстро сбылась. Может, это подарок братской Беларуси?
   Кстати, президент Беларуси Александр Лукашенко еще в начале нынешнего века решил, что страна должна иметь свой спутник. Это, считает он, позволит ей войти в клуб космических держав, хотя делать его будут совместно с российскими учеными.
   Первый спутник потерпел неудачу:сгорел на старте. Второй, спустя несколько лет, был выведен на орбиту. Правда, говорить о Беларуси как о космической державе пока не приходится. Зато три ее уроженца стали космонавтами. Есть чем гордиться.
  В общем, сбылась романтическая мечта Анатолия Ажгирея - добрались до звезд! И даже из его Игумена-Червеня.
   
   


Рецензии