19. Летние праздники

Когда Даша в очередной раз пришла к бабушке в гости, то застала там очень необычную картину: весь пол устилала трава, а на стенах кое-где висели распустившиеся берёзовые ветки.

- Бабушка, а это для чего? – в удивлением спросила внучка.

- Так ведь сегодня же праздник, милая, - отозвалась бабушка Олёна. – Троица. Слышала о таком?

- Нет.

- Ну, тогда садись, послушай.


Троица – праздник, который стоит на самой границе между весной и ле-том. Праздновался он на пятидесятый день, то есть на  седьмое воскресенье после Пасхи. Поэтому вся предшествующая неделя называлась семицкой неделей, или Семик. Но в старину у неё было и другое название – русальная неделя. Считалось, что в эти дни из воды выходят русалки, бегают по засеянным полям, даря им плодородие, или качаются на ветках берёз. После окончания русальной недели можно было купаться. До этого в воду заходить остерегались (особенно дети), боясь, что «русалка утащит». Этот праздник был призван упросить природу, чтобы она дала обильных и тёплых дождей, дабы всё, что было посеяно, не погибло от сухоты, не засохло на корню, а дало обильные урожаи.

Семицкую неделю в народе ещё называли Зелёными Святками. В эти дни девушки ходили в лес, свивали из берёзовых веток венки (только делали это прямо на дереве, ни в коем случае не обрубая берёзовых веток), берёзки украшали лентами и бусами. В деревнях устраивались хороводы, гулянья, вновь поминали умерших родственников. Вечером обязательно ели яичницу, угощали ею и берёзки, оставляли часть блюда и для русалок.

Но вот, наконец, наступала Троица. В этот день ни в коем случае нельзя было работать на земле – она считалась именинницей, и обижать, тревожить Землю-матушку было никак нельзя. Ещё ранним утром стены в домах украшались цветами и ветками берёзы, а пол устилался свежескошенной травой. На Троицу девушки и женщины шли в лес, срубали там самую красивую берёзку, обильно украшали её лентами, бусами, платками, завивали ветки в венки и торжественно вносили в деревню.

Как и в другие праздники, на Троицу ходили друг к другу в гости, угощались испечёнными накануне пирогами, мёдом да крашенными в жёлтый цвет яйцами. Основным же угощением был испечённый в масле или на сметане колоб – тот самый Колобок из детской сказки. Не забывали в этот день и покойников покормить – несли на могилы умершим родственникам пироги, яйца, вино. В полдень, после трапезы, начинались народные гулянья, на которых плели венки из травы и цветов, водили хороводы, а после устраивали игры в горелки.

Вечером же молодёжь направлялись к реке. Здесь по воде пускали венки и гадали: если поплывёт венок – замуж в этот год выйдешь, к берегу прибьёт – ещё год замужем не бывать, а уж коли потонет – так и вовсе худое предзнаменование. И, наконец, вечером разукрашенную, завитую берёзку несли к реке и торжественно опускали в воду – дабы напилась она вволю, чтобы вся зелень летом пила влаги досыта, чтобы не было засухи.
Но был и ещё один праздник, весьма чтимый нашими предками. Это был день Ивана Купала. В народном представлении он почитался как день летнего солнцеворота, то есть временем, когда лето на зиму поворачивает. Ночь на Ивана купала считалась временем раскрытия всего тайного: магических знаний, тайной силы природы, сокрытых в земле сокровищ. В эту ночь самые отчаянные шли в лес добывать цветок папоротника, который, как считалось, лишь на одно мгновение зацветает в самую полночь. В народе верили, что человек, завладевший им, становится всеведующим, начинает понимать язык птиц и зверей. Ещё думали, что цветок этот может защитить от нечистой силы или показать спрятанный в земле клад. Но дело это было чрезвычайно опасное, ибо, как и в ночь перед Рождеством, гуляла в это время по земле нечистая сила, которая могла заморочить или погубить смельчака.

В купальскую ночь особой целебной силой обладала роса. В ней купались для того, чтобы сохранить и преумножить красоту и здоровье, а днём для этой же цели купались в реках и озёрах или же просто обливались водой. Да и травы, собранные в эту ночь, как считалось, обладают огромной целительной силой. Так же, как и на Троицу, на Ивана Купала из цветов и травы плели венки, которые дарили своим суженным или пускали по воде. Дарёные венки после хранили целый год – как оберег любви и верности.

Но главным магическим действом Иванова дня считалось разведение ко-стров. Возжигали их обязательно из Живого огня, то есть того, что добыт путём трения друг о друга двух деревяшек. Через такие костры прыгали, чтобы в их живительном огне сгорели все горести, печали и болезни. Матери сжигали в них сорочки больных детей, чтобы те быстрее выздоравливали. Купальскими же кострами отпугивали ведьм и другую нечистую силу. А пепел от этих костров бережно собирали, несли домой, и потом ещё весь год хранили – на счастье и здоровье.


- Вот такие они, внученька, праздники летние.


Рецензии