1812 Русская армия перед 1812 годом

    «Ввиду ожидавшейся войны с Францией русские вооруженные силы были окончательно разделены на три армии. Первая Западная, под начальством военного министра Барклая-де-Толли, в числе 120000 человек, была расположена между Россиенами и Лидой, имея главную квартиру в Вильне; Вторая Западная, князя Багратиона, в числе 37 000 человек, стояла между Неманом и Бугом, имея главную квартиру в Волковиске. Наконец, присоединение Австрии  к наполеоновским замыслам против России побудило сформировать третью армию, так называемую резервную обсервационную, под начальством генерала Тормасова. В числе 40000 человек; войска этой армии находились на южной стороне Полесья, имея главную квартиру в Луцке, и предназначались для прикрытия Вильны от австрийского вспомогательного корпуса великой армии наполеона», пишет историк Николай Шильдер в книге «Император Александр I. Его жизнь и царствование».
 
     И, действительно, численный состав армии определял и планы ведения войны, и сам ход войны.
 
     А.И. Михайловский-Данилевский в «Описании Отечественной войны в 1812 году» приводит полный состав этих русских армий к началу 1812 года.  И хотя Михайловский-Данилевский отмечает, что после Тильзитского мира между 1808 и 1811 годами не было сделано приготовлений к войне с Наполеоном, тем не менее, произошли такие существенные изменения в наборе рекрутов, которые позволяли увеличивать в количественном составе пехоту и кавалерию на четверть и на пятую часть, соответственно. Весь 1811 год ушел на создание оборонительных мероприятий.
 
     «Собственно приготовления к войне против Наполеона начались с января 1811 года, когда стали явны враждебные замыслы Наполеоновны против России и его войска начали собираться на немецкой земле», пишет А.И. Михайловский-Данилевский.
 
      «Всю регулярную военную силу России составляли 4 полка и 1 батальон гвардии, 14 полков гренадерских, 36 драгунских, 80 мушкетерских и 46 егерских; 6 полков и 2 казачьи сотни гвардейской кавалерии, 6 полков кирасирских, 36 драгунских, 5 уланских и 11 гусарских; 25 бригад артиллерии, из коих 1 гвардейская; 2 полка пионеров и 2 учебных гренадерских батальона». Количество сухопутных сил оценивалось как 537 856 человек, из которых к пехоте относилось 303 489, кавалерии 74 о24, артиллерии 40 037, пионерам 4540», пишет Михайловский-Данилевский.

     И уже к весне 1812 года, к марту, количественный состав армии насчитывал 590 973 человека против 537 856. И если количественный состав, казалось, изменился незначительно, то преобразования внутри армии были существенными. Но это вся армия, а не только те, что находились на западных границах Российской империи.
 
      В конце марта можно было оценить и усиление артиллерии в русской армии: «3 батарейными, 14 легкими и 1 конную ротами, сформированными в четырех артиллерийских рекрутских депо», пишет Михайловский-Данилевский. В войне 1812 года, а затем и во всех войнах, артиллерия играла огромную роль, что показало и Бородинское сражение.
 
     Предполагалось к началу войны сформировать еще три резервные армии, но формирование этих армий не состоялось, а дивизии, которые предназначались для этих армий, поступили в другие соединения других армий, а их было 19 пехотных и 9 кавалерийских дивизий.

     К началу войны Первая Западная армия Михаила Богдановича имела под ружьем 127 000 человек, а орудий 558.
     А Второй Западной армии командующего Пера Ивановича Багратиона под ружьем имела 48 000 человек, орудий 216.
     Третья Резервная обсервационная армия Тормасова имела под ружьем 43 000 человек и 168 орудий.
 
     Так сложилось, что император Александр I считал, что армия Наполеона несколько меньше, чем об этом говорили, а Наполеон точно оценивал силы русской армии, но и в этой оценке были свои особенности.
 
      Оценивая силы противников, которые, конечно, потом стали известны, историк Евгений Тарле пишет: «Наполеон полагал, переходя Неман, что русская, действующая непосредственно против него армия, равна приблизительно 200 тысячам человек».
    И, казалось, что это количество воинов присутствовало в армии в это время, но историк Евгений Тарле говорит, что Наполеон тоже ошибался, но в сторону увеличения русской армии.

     «На самом деле, если исключить южную армию (генерала Тормасова), которому противостоял австрийский корпус Шварценберга, вот какими силами располагало русское командование в день вторжения Наполеона: в армии Барклая (1-й армии) было 118 тысяч человек; в армии Багратиона (2-й армии) — 35 тысяч человек, в общем — 153 тысячи».

       И от этого количества солдат в русской армии и в армии французской и строились все планы русской армии.


Рецензии
побеждает -- ДУХ РОССОВ
постоянно ... остальные подождут в стороне
поляки нам Мнишек не могут простить и Дмитрия своего
потому и весь сыр ...
но суть не в этом --
воевать на чужой территории , в чуждым климате ...
пусть Наполеон хоть выходец с кауказа --
но он не понимал до конца ...
никто не поймет

Сергей Бакшаев   25.05.2013 11:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.