I Тропинки в церковь. Друскининкай

I Тропинки в церковь. Друскининкай

Так уж получилась, что мне довелось около некоторых заброшенных церквей в Литве постоять на паперти, в некоторых «необласконых» одному «по простому» помолится и даже возле одной провести ночь, долгое время я был как большинство «стоящий у изгороди церкви» и только похоронив маму, царство ей небесное, задумал как «духовный памятник ей», во спасение души ее, совершить паломничество по всем Православным храмам Литвы.
Может эти записки тоже кому-нибуть помогут переступить порог храма.

Автострада От Вильнюса до Друскиникай пряма и пустынна и проезжая мимо методично вырубаемых вековых лесов,120 километров пути промелькнули незаметно. По въезде в город, когда слева показалось озеро, а справа из красного кирпича величественный католический костел Святой Девы Марии, свернул к Братскому воинскому мемориалу солдатам Красной Армии и через тропинку уже была видна ограда старого кладбища и двое кирпичных ворот с арками над входами- через одни с православными рельефными крестами к церкви, через другие к католической часовне. За состояние православных ворот не стыдно, а вот сохранность Божьих Домов на кладбище к прискорбию противоположно разнится, поэтому мне надо рассказать всем как «достаивает»здесь ветхая деревянная церковь во имя Святого младенца Гавриила – небестного заступника маленьких детей.
Вот что удалось узнать из статьи Ксении Авдеевой:«Этот удивительный мальчик родился триста двадцать лет назад на северо-востоке Польши, в небольшой деревеньке Зверки Заблудовского прихода.Он не знал злобы, раздражения, был постоянно всему рад и доволен, весел, смиренен, кроток...Мы никогда не узнаем, что двигало его мучителями, когда они привезли тело истерзанного мальчика из Белостока в родные места и бросили посреди поля у лесной опушки, неподалеку от Зверок. Вскоре к телу замученного младенца подошла стая голодных бродячих собак. Псы обнюхали бездыханное тело. ...сели вокруг, как стражи, и непрерывно выли...» газета «Жизнь православная» 2007 (68)
Здание церкви формой Креста с маленьким куполком над входом увенчанным маленьким православным крестиком, без стекол в оконных рамах и только решетки спасают его от осквернения, крыша прогнила и прогнулась,угол подмыт и накренился, намереваясь вот-вот свалится с фундамента, входные двери закрыты на маленький замочек «издевку» с рисунком пятиконечной звезды - «коммунистического переустроиства общества».
На кладбище познакомился с Зинаидой Фодоровной Воевода рассказавшей, что когда в церкви в 1959 году священник Василий Филиппов отпевал ее бабушку, иконостаса там уже не было. Потом она подвела и показала, и мы поклонились ухоженным могилам предыдущих настоятелей Василия Филиппова (1882-1963) и Николая Крейдича (1908-1977) и их матушкам, упокоеным рядом. Обоих священников Зинаида Федоровна , живущая в городе с 1947 года, помнит хорошо ведь она долголетняя прихожанка и посетовала, что дом нынешнего настоятеля протоиерея Владимира Синицына в центре Друскининкай, недавно сгорел и нет организации, откликнувшейчя на беду, а ведь у священника в семье ростут свои и приемные маленькие дети.
Из очерка Александра Катрича:«В 1893 году власти Литовской епархии распорядились чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила, который считается целителем детей. В 1915 году, во время Первой мировой войны, мощи были эвакуированны в Москву в храм Василия Блаженного на Красной площади. В день памяти младенца Гавриила 3 мая 1918 г. настоятель этого храма протоиерей Иоанн Восторгов(1864-1918) председатель Московского совета благочинных, отслужил Литургию и рассказал о мученике Гаврииле, но это была его последняя проповедь...»
В 1992 году Крестным ходом из Гродно Святого перенесли , в Свято-Никольский кафедральном собор Белостока, как сообщил «Русский Курьер Варшавы» в октябре 2004 г.: « В шествии в тот день приняло участие более трехсот священников и около ста тридцати тысяч человек».
На улице Васарио 16, в центре площади огибаемой немногочисленными транспортными потоками радует глаз, не характерной для наших мест архитектурой «как терем из сказки» церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Деревянная, высокая, пятикупольная, выкрашенная в бело-голубые тона она была первым православным храмом в глубинке Литвы, имеющим электрическую вечернюю подсветку стен, что делало ее еще более неповторимой. В одной из радиопередач журналисту Ирине Арефьевой, дочери священника Николая Крейдича, Татьяна Николаевна и Мария Николаевна, рассказали что «это был «всесоюзный приход», как шутил их отец, ведь долгое время это была церковь сибиряков не имевших возможности побывать в храмах у себя на родине и из года в год специально приезжавших в отпуск на литовский курорт к батюшке ставшиму своим за теплоту сердца , ведь он долгие годы провел в сталинских лагерях, только за то что он православный священник...» www.kolos.lt
А в недалеке от Друскининкай в парке Груто, вместе со скульптурами местных революционеров собранных со всей Литвы,стоят памятники Ленину и Сталину вождям ушедшей эпохи, начавших строительство светлого будущего с уничтожения инакомыслия, не повторятся ли их ошибки ?..


Рецензии