Умер ли русский рок?

Захотелось как-то послушать РОКовое. И оказалось, что я плохо знаю песни  ДДТ, и не все (не фанат), а хорошие. Например,  умудрился впервые услышать «Хоронили русский рок, хоронили». Зачин осуществляет что-то вроде фольклорной группы, а потом вступает и Шевчук.  Смысл такой, что типа зря хоронили – он (русский рок) жив всем смертям назло.
Но действительно ли гроб с русским роком пуст? Что осталось? Сам Ю.Шевчук своим «стеклорезом» продолжает приводить в возбуждение залы и стадионы. Какие-то рок-фестивали проводятся «над Волгой» и т.д. Кое-кто из старых «монстров» еще пытается нагнать страсти на юношество. Но не жизнь ли это после смерти?
Цой погиб молодым – судьба! Бутусов поет про девушку, что идет по городу босиком (с «Я хочу быть с тобой» даже сравнивать стыдно!). БГ меня никогда особенно не интересовал, но слышал, что у него предлагают отобрать медальку, повешенную лидеру «Аквариума» властями новой России. «Чайф», говорят, больше выступает на корпоративах. Психопаты из «Агаты» закончили свое прощальное турне…
Ну, листать Рок-энциклопедию» мы не будем. Большинство имен там интересно только молодым (или постаревшим) поклонникам. Но ведь был же РОК как заметное явление культуры, особенно во второй половине 1980-х. Куда делся? Превратился в коммерческие суррогаты вроде «шура-лева-би-2» или феминизировался в «Ночных снайперах». Да и то, Арбенина перешла с высокого полета на бреющий.
Знаменитый наш философ-композитор Владимир Мартынов писал, что беда русского рока в его «идеологизации». Это – в рамках концепции посткомпозиторской, пост-опусной музыки. Конечно, мои возражения будут лаем Моськи, спором супер-дилетанта с супер-профессионалом, но, думаю, что картина эта неполная. Дело не в идеологии (политической), а в идее более широкой – справедливости, скажем, и т.д. На дополитическом уровне, на котором Россия все еще преимущественно находится, говорить об идеологии смешно, но разве нет социальных идей в народных песнях? И от авторской музыки не обязательно произойдет возврат к ритуальной, церковной и т.д. Что такое рок, как не возрождение народной, самобытно-дилетантской  песни с применением новых технических средств.
Конечно, русские рокеры усиленно подражали своим кумирам из западных групп. Но когда вместо англоязычного шипения-задыхания у них выходило по-русски раздольно, широко – это было здорово! У Шахрина очень сильны фольклорные мотивы. «Не спе-ши-те нас – хо-ро-нить»  - Э-эх, ма-А! Шевчук очень неплохо подражает русским народным песням, да и когда наутилусы» горланили «Разлуку» усиленно изображая пьяных – это звучало по-родному. Вопреки всей «колониальной демократии».
Вопреки? Рок как музыка протеста? Но не штамп ли это, не заблуждение? С чьей точки зрения – это протест. На западе рок-культура давно направлена, канализирована в безопасное русло. Вьношей и девиц  в период полового созревания надо загонять на стадионы – пусть там растрясут дурную энергию. Пускай орут и прыгают, а то еще баррикады начнут строить и разнесут ненароком сложившийся социальный порядок..  Рок-кумиры здесь лучшие союзники истеблишмента, недаром у них миллионные гонорары (у тех, разумеется, кто не издох от передоза).  С угрозой молодежного бунта против несправедливого общества они справляются куда лучше спецподразделений полиции. Кто кого поддерживает и прикрывает – это надо еще уточнить.
В России все вышло проще и примитивнее. Протесты тех, кто был молод в 80-е растворились в офисах и бизнесах. ДДТ по контрасту можно послушать, но как «энтертеймент». Следующее поколение вырастает уже более слабым, послушным, по-комсомольски конформистским. «Нашисты», что с них взять – для них попса и «Фабрика». А что Бутусов выступал на Селигере, так он давно  превратил «Скованных одной цепью» в попсу. Смерть И.Кормильцева – это потеря, конечно, невосполнимая, но уже не столько для рока.
Все так, но не будем преуменьшать результат российской революции рубежа 1980-90-х годов. Люди недвусмысленно сказали, что не  хотят больше иметь дело с маразмом социализма и видеть над собой коммунистических вождей. Они не захотели стоять в очередях с талонами, сидеть на партийных и комсомольских собраниях, делать вид, что верят в идеалы коммунизма и т.д. «Перемен! Мы ждем перемен» (И, пусть, первоначально «Кино» пело о школьных переменах). Захотели, сказали и сделали. Получили вариант общества еще более худший? Получилось еще более жестоко, уродливо? Несправедливо, нежели в «совке»? Может быть. Но смена социально-экономического строя – это не хухры-мухры, это настоящая Революция. И русский рок в ней участвовал.
Быть может, когда-нибудь новые молодые снова услышат аккорды отечественного рока?
2008
«Песни протеста» сейчас, ох, как нужны. И не только РОКовые. Но то, что пишется, скажем, на стихи Марины Струковой не распространяется сколько-нибудь широко. (За исключением, может быть, «Русский в русского не стреляй»). Музыкальных групп вроде бы тоже много и даже порой неплохих, но они не могут вырваться на «широкий простор». Конечно, каналы распространения в чужих руках, но и самим энергетики и таланта не хватает. «Правые» группы загнали себя в своего рода гетто, как бы обидно для них это не звучало. Может ли вообще какой-нибудь скин рассматриваться в качестве главной протестной фигуры? Борьба идет в многих плоскостях и «улица» - далеко не самая главная арена. «Уличными бойцами» и их субкультурами, как правило, манипулируют.

Есть всякого рода «барды» типа Шаова, продолжающие русофобскую традиция осмеяния нашего народа (смеяться и «сатирничать», конечно, есть над чем, но на практике выходит – «падающего подтолкни»). Хорошо выскочила группа «Рабфак», особенно с композицией «Наш дурдом голосует за Путина», но траектория здесь примерно такая же, как у митингов на проспекте Сахарова.
Сам слушаю пока «Русь» Николая Емелина. «Внуки Сварога», да?
«Мы – русские! Какой восторг!» Но и какая беда сейчас с нами. Под силу ли какому-то певцу или группе выразить такое?


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.