Песком времени наш путь земной пылит. Глава восьма

Песком времени наш путь земной пылит. Глава восьмая.


 Не место красит человека, а человек место.



«…Ты слыл жемчужиной Востока.
Ты Меккой был для мудрецов.
И слава о тебе далёко
Стрелой неслась быстрей гонцов

Шахрисабз, Шахрисабз
Наполнен радостью и светом
Шахрисабз, Шахрисабз
Тебе пою я песню эту

Богат коврами, хлопком, хлебом
Цветущий край, зелёный град
Друзья, кто в Шахрисабзе не был
Мы просим в гости, мархамат»  (с узбекского. - Добро пожаловать)

Из песни ансамбля Ялла - Шахрисабз.

 


Джасур был точен как часы.

 Утренний завтрак в кафе.
 
 Через каких- то полчаса к нам присоединяется наш гид Александр Балясников.
 
   Джасур,   не медля,  взял курс на  Шахрисабз.

Из Самарканда  мы выехали на автотрассу  около девяти часов.

 В утренней дымке,   у самой кромки  горизонта,  были видны неясные  очертания отрогов Зеравшанского хребта.

В обе стороны от дороги  широко раскинулись хлопковые поля,  фруктовые сады и виноградники.

 На полях, как и в старые советские времена,  дехкане  дружно собирали хлопок.

  На обочинах дороги,  то там, то тут, продавали фрукты и виноград.
 По всему было видно, что люди  стремятся  обустраивать свою жизнь там, где они родились и выросли.
 
Всё, что мы  увидели за эти дни, указывало на то, что Узбекистан  устремлен в своё будущее.
 
А в это время, Джасур  на своей «машине времени»   увозил нас все дальше и дальше от Самарканда, в седую старину далекого прошлого этого края.

   После того как проехали  поворот на Ургут, дорога постепенно стала  подниматься всё выше и выше.

  Когда мы были у подножья гор,  Саша  показал нам  место, где снимали фильм по сценарию  Гойко Митича «Апачи».

 
Причудливой формы огромные валуны вызывали во мне какое-то  тревожное ощущение и одновременно с этим, дикий восторг.

Местные жителей эти места считают воплощением  таинственных сил.

Неслучайно, наверное, это плато называется Шайтан Джига.

 Многое интересного и  удивительного я видел за свою жизнь в горах Памира, Кавказа, Туниса, Италии, Египта.

 Даже, недалеко от Мертвого моря, в Израиле видел соляной столп, в который якобы превратилась жена праведника Лота, оглянувшись вопреки запрету Бога на гибнущий Содом.

 А вот таких каменных причуд природы, как здесь на Шайтан Джига,  нигде ещё не встречал.

 


Вскоре мы миновали Китабский перевал, который находится на границе Самаркандской и Кашкадарьинской областей.

 Старое название перевала Тахта-Карача. Этот перевал  иногда ещё называют «Аманкутан".

 Сразу же за перевалом начался спуск в Китаб-Шахрисабзскую долину.


  Горы Зеравшанского хребта до перевала Тахта-Карача называются Чакыл-калян, а  к западу от перевала -  Каратепа или Самаркандские горы.


 В народе бытует легенда, что где-то на перевале Тахта-Карача помощник Улугбека Али-Кушчи  спрятал   бесценную библиотеку Улугбека.

  Но вместе с тем, говорят, что и убит был Улекбек тоже где-то в этих местах.


Сейчас на перевале  местные жители устроили небольшой базар,на котором идет бойкая торговля  сухофруктами, миндалем,фисташками.

 Туристы со всего света, как осы вокруг мёда, вьются около этих восточных яств и сладостей.



               
                жжж


Люди высказывают предположение, что неслучайно городок около Шахрисабза называется Китаб. Это  слово переводится как «книга».

   В старину около Китаба действительно был центр научной мысли и библиотека Ходжа Илим-хана, где собирались  ученые,  обучали молодых.
 
 Воистину в одной точке земли, у Китаба  существовали: и обсерватория Улугбека,  и вместилище наук Ходжа Илим-хана,  и Тахта-Карача, откуда правоверные обращаются к Аллаху.


 Проезжая мимо Китаба,  Александр, как уроженец этих мест, рассказал, что Китаб, расположен на берегу реки Аксу, в пределах около 650 метров над уровнем моря в предгорьях Зеравшанского хребта.

Кроме того, Саша сказал, что  население этого городка представлено своеобразной группой людей,  очень отличающихся по образу жизни, традициям и культуре, и от таджиков, и от узбеков.

 Эта группа людей  имеет белый цвет кожи, волосы  у них часто бывают светлыми, даже рыжими, а глаза голубыми.

 О себе они говорят, что  якобы являются потомками воинов Александра Македонского, который во время похода на Индию  останавливался на зимовку в этих местах.
   

 Китаб вытянут вдоль Большого Узбекского тракта, идущего с севера на юг. В городе  есть  шелкоткацкая фабрика.


Китаб известен также своими фруктовыми консервами и винами, производство которых было налажено в начале 40-х годов XX века  виноделами- крымскими татарами, депортированными   из Крыма  в  1944 году.
   В городе  развито кустарное производство национальной обуви, вышитых ковров, поясов, сумочек, тюбетеек, керамики.


 В научном мире Китаб известен тем, что на его окраине  расположена Китабская международная широтная станция Астрономического института имени Мирзо Улугбека Узбекской академии наук.
 Это одна из пяти  станций мировой сети, изучающих движение полюсов Земли.               

                жжж


Примерно в полдень Джасур  проехал  дорожный знак  «ШАХРИСАБЗ».


Шахрисабз - небольшой, с численностью населения не многим более 50 тысяч,  но очень древний город в Кашкадарьинской области Узбекистана.
 
Современное название происходит от персидского-  «зелёный город».


Шахрисабзу, так же как и  Самарканду, археологи насчитывают около 2700 лет.

 Шахрисабз  в древности назывался как Кеш.
 
В 329 году до нашей эры город был захвачен войсками Александра Македонского.

  Народ, населявший Кеш, в тот период оказался под влиянием эллинистической культуры.
 
В I—III веках нашей эры город был в орбите влияния Кушанской империи.


Правители Кеша с III века до нашей эры и до VIII века нашей эры  чеканили большое количество монет. По ним стали известны имена: Ахурпат и Шишпир- правителей Кеша, древнего и раннего средневековья.

 
Амир Тимур  родился 8 апреля (по иным источникам, дата рождения указывается и 9 апреля, и даже последними днями марта) 1336 года в селении Ходжа-Ильгар   вблизи Шахрисабза, в семье  эмира Тарагая –   не очень знатного представителя тюрко-монгольского рода Барлас. Кеш  являлся  уделом семьи Тарагая.

 Шахрисябз-Кеш  стал всемирно известен, благодаря,  триумфальному восхождению на исторический олимп  Амира Тимура.


 Однако, не Кеш, а Самарканд,  мудрый  Амир Тимур в последующем  сделал столицей  могущественной империи.

 Но Тимур всегда уделял внимание своему родному городу.
 

 Саша,  как  старожил этих мест, оживленно рассказывал и  наглядно показывал нам достопримечательности своего города, который он исходил вдоль и поперек.
 
 Всё здесь он, буквально,  потрогал руками и глазами бессчетное количество раз:  вон смотрите, справа школа , в которой…,  а вот слева то-то, вон прямо…, я там тоже был…

 
И вдруг, неожиданно, за очередным поворотом ….  мы увидели совершенно необычную,  площадь для  такого небольшого городка, как Шахрисабз.


  Она вся была заполнена, туристами со всех  стран мира и...  празднично одетыми людьми. Это были участники сразу нескольких, проходивших здесь,  свадебных  церемоний.


Да, «…Шахрисабз, Шахрисабз.  Наполнен радостью и светом…», пронеслись в моем сознании слова известной песни ансамбля «Ялла».


Ак- Сарай или "Белый дворец" Амира Тимурa,  был построен  в период между 1380 и 1404 годами,  силами согнанных десятков тысяч рабов-мастеровых из Хорезма и других  уголков Империи.

 В XIV — начале XV веках город был резиденцией Тимура.

Побывавший в Шахрисябзе в 1404 году  во главе испанского посольства Руи Гонзалес де Клавихо,  принятый Тимуром именно во дворце Ак- Сарай  так описывал его:

  «Во дворце очень длинный вход и очень высокие ворота, и здесь же, при входе, с правой и левой стороны находились кирпичные арки, отделанные изразцами, выложенными разными узорами… Сразу же за этими воротами находились другие, а за ними большой двор, вымощенный белыми плитами и окруженный богато отделанными галереями; а среди двора большой водоем, и этот двор занимает в ширину шагов триста, и через него входили в самое большое помещение дворца, куда вела очень большая и высокая дверь, отделанная золотом, лазурью и изразцами — [все] очень искусной работы. А над дверью посередине был изображен лев [на фоне] солнца, а по краям точно такие же изображения. Это был герб сеньора самаркантского»…


 Рюи Гонсалес де Клавихо   также оставил записи  о  своем впечатлении,  о городе:
 «…Этот город стоял на равнине. Со всех сторон вокруг него проходило много ручьёв и каналов, и он был окружён множеством садов и домов… Город был окружён земляным валом и глубоким рвом, при входах были подъёмные мосты…».


По приказу Амира Тимура  в 1378 году,   город, действительно, со всех сторон был обнесен замкнутой крепостной глинобитной стеной 8-9 метров толщины  и высотой 11 метров. Через каждые 50 метров над стеной  возвышались сторожевые башни.


В городе похоронены  отец Тимура Мухаммад Тарагай, два старших сына Тимура Джахангир и Умар шейх.


В XVI—XVIII веках Шахрисабз входил в состав Бухарского ханства.

В середине XVIII века узбекский род кенагасов основал здесь полунезависимое владение, которое сохраняло свою относительную автономию вплоть до российского завоевания в 1869 году.

 Сегодня исторический центр города входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


В Шахрисабзе, Александр  показал нам из памятников прошлого, прежде всего, Дворец Ак-Сарай.
 
 В эпоху  Темуридов в Шахрисабзе было возведено  ряд монументальных зданий. Самым величественным из них был, конечно, дворец Ак-Сарай.


 Возвышающийся над площадью величественный памятник Тамерлану  на фоне   грандиозных  руин дворца  произвели на меня незабываемое впечатление.
 
 Не менее острое ощущение я получил после того, когда  поднялся на вершину одного из пилонов дворца.

 С высоты птичьего полёта, я увидел всю панораму  красивой площади Шахрисабза,  утопающие в цветах и  зелени деревьев  древние памятники, сияющие  лазурью куполов,  зеленую  долину и, дальше в дымке, предгорья хребтов, окружающие город.


После того, как мы с Алексеем с небесной высоты дворца спустились на грешную землю, Александр провел нас к Мемориальному комплексу  Дорус-Саодат с мавзолеем Джахангира, сооружение которого началось в 1380 году, одновременно со строительством дворца Ак-Сарай.

   До наших дней от ансамбля Дорус-Саодат хорошо сохранились мавзолей Джахангира и склеп Тимура, в котором он так и не был погребен.

 В этот склеп мы спустились и осмотрели его.



 Затем мы осмотрели Комплекс Дорут-Тиллават с мавзолеем Шамсиддина Кулола.


Он начал формироваться на окраине древнего родового мазара барласов, где был захоронен в 1361 году отец Тимура Эмир Тарагай.


Напротив мавзолея Шамсиддина Кулола, в 1435 году,  Улугбеком от имени своего отца Шахруха, была возведена  самая большая в Шахрисабзе пятничная соборная мечеть Кок-Гумбаз.

 

Рядом с мемориальным комплексом Дорус-Саодат до наших дней сохранился мавзолей Хазрат-Имама.


Спустя два года после строительства мечети Кок-Гумбаз, по распоряжению Улугбека, у южной стены мавзолея Шамсиддина Кулола, вплотную к нему, была возведена усыпальница, известная под названием мавзолей Гумбази-Сейидон – "купол Сейидов.



Завершая экскурсию по Шахрисабзу, Джасур и Александр  привели нас на  рынок, где местные мастера  вели бойкую торговлю кустарными изделиями своего изготовления.
 
Наш друг Джасур так рьяно торговался с ними, что сбил цену  на все, купленные Алексеем,  тюбетейки, сумочки и прочие сувениры.
 
 
Уже было за полдень, когда мы  покидали  поистине ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД ШАХРИСАБЗ, наполненный светом памяти о человеке, прославившим в веках эти места,  радостью надежд и любовью молодоженов.

 
На обратном пути, мы с ребятами обменивались впечатлениями. Мы рассказывали о себе, о наших городах: Вологде, Великом Устюге,Череповце,
 Саша,  о своей жизни в юношеские годы   в  Шахрисабзе, показывал места, где он бывал, по которым ездил на прогулки и работу  на  своем велосипеде...

                жжж


  В какой-то момент,  я,  переполненный впечатлениями, погрузился в дрему под шуршание  колес,и, как бы со стороны образно увидел, как загорелый, с выгоревшей на солнце чёлкой, пацан,  Саша  Балясников,  в шахрисабской тюбетейке,  в майке, в джинсах, гонит на своем велосипеде по направлению к горам.
 
 И тут я вижу:  мимо него в бешеной скачке проносится   отряд молодых нукеров  с луками за плечами, с  мечами, саблями  на поясе.

Во главе  их  летел, устремленный вперед,   напористый, с взъерошенными  ветром,  рыжими  волосами,   хорошо вооруженный всадник, в  сверкающем на солнце шлеме.

 Это был молодой ТИМУР (я узнал его сразу) со своим отрядом, ищущий приключений в бою и промышлявший в то время  на Великом шелковом пути.
 
Один из нукеров, живший 650 лет тому назад  по соседству с Александром, оглянувшись, покричал ему:
 
 - Санька, айда  с нами вместе?
 
На это,  Александр Балясников, вслед всаднику  ответил:

- Нет,Джура.   Ветер времени уносит Вас в историческую память будущего, а мне надо успеть в ваше историческое прошлое.

- А, тогда: Хоп!!!  Хайр! Саломат бошед.  Рохи сафед,Джура.  ( по- фарси: А,тогда хорошо, До свидания. Всего доброго, и счастливого («белого») пути.
- Рассказывай о нас только правду. - ответил Джура и пропал из виду навсегда.

                жжж


Прошло совсем немного после этой встречи во времени.

                жжж


 В 1361 году в одной из яростных стычек около Сеистана Тимур в бою потерял два пальца и был тяжело ранен  стрелой в ногу.
 
 С этого времени он стал всемирно известным потрясателем  Вселенной - Тамерланом.  От персидского  «Тимур-лонг»- «хромой».


Очень большую  цену заплатили  жители Сеистана за стрелу, которой поразили Тимура.


 В 1383 году он, буквально, опустошил,  залил кровью и предал огню это, проклятое им, место. А своим воинам приказал выложить пирамиды из черепов поверженных.


Надпись на двери Мавзолея Гур – Эмир гласит:
 
 « Здесь покоится знаменитый и безжалостный властитель, один из величайших правителей, самый могущественный воин, повелитель Тимур, покоритель Земли».

 
Этим Тимур на века прославил   место своего рождения  Шахрисабз.

 

А Александр Балясников сегодня  несет туристам свет знания  истории о  прошлом  Самарканда и, родного города, Шахрисабза.

 
Это он делает для того, что бы ПОМНИЛИ.

 Не зная прошлого, не увидите  своё будущее.


 

Бухара - Самарканд- Шахрисабз-Вологда.
26 сентября -25 октября 2012 года.

(Продолжение следует)
 
   http://www.proza.ru/2012/11/07/1177


Рецензии
Привет, дорогой, Саша! Начал снова читать, вернее, дочитывать. Бывал в твоих местах, вот только памяти не сохранил, а зря. Ты выправил мою ошибку молодости, читаю с удовольствием и с интересом, тихо вспоминая.
"Ветер времени уносит Вас в историческую память...", - замечательные слова приведены тобой, Саша.
До встречи.
Жму руку,
Юрий.

Михайлов Юрий   20.12.2013 22:57     Заявить о нарушении
Юра! Здравствуй долго. Если ты зайдешь на сайт "Одноклассники", то на моей странице есть фотоальбомы о всем нашем путешествии по Узбекистану. Вот это будет существенным дополнением к прочитанному.
Жму твою мужественную руку. Саша.

Александр Жгутов   20.12.2013 23:42   Заявить о нарушении
САНЕЧКА! С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!!!

Светлана Климова   21.12.2013 13:49   Заявить о нарушении
Спасибо Светик. Удачи тебе.

Александр Жгутов   21.12.2013 14:04   Заявить о нарушении
НАШЕМУ ВЕЛИКОМУ КОРМЧЕМУ, МУАЛИМУ - Александру Григорьевичу-УРА! УРА! УРА в День его рождения! Поздравляю, Саша, пиши, только не болей, помни, что мы все тебя очень любим (и не исчезай так надолго:))))
Обнимаю крепко,
Юрий.

Михайлов Юрий   21.12.2013 18:40   Заявить о нарушении
Спасибо Юра за добрые поздравления.

Александр Жгутов   21.12.2013 19:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.