Интервью Надежды Толоконниковой

Надежда Толоконникова, солистка Pussy Riot, осуждённая за панк-молебен в Храме Христа Спасителя, ответила на вопросы немецкого издания Musikexpress. "Мы обсуждаем вечные ценности, литературу, кино, Бога и гомосексуализм," - сообщила участница скандального коллектива. На интернет-страничке газеты Die Welt были опубликованы лишь несколько ответов Надежды Толоконниковой.
В наше распоряжение попал полный текст. Мы приводим его без купюр, поскольку - ни убавить, ни прибавить. Стилистика оригинала сохранена.
"В российском обществе последнего десятилетия растущая и ожесточающая система запретов абсолютно отрицает систему воспитания. Если бы Бог прямо и безапелляционно не запретил Еве  и Адаму пробовать яблоко с Древа познания, а объяснил все последствия и пагубность сей пробы, наши прародители до сих пор вкушали бы наслаждение Рая. Правда, не было бы нас - ну да что ж, мир был бы чище.
Одна из моих сокамерниц - удивительная женщина - историк, филолог, доктор наук. Но в российской науке сегодня можно помереть с голоду, если ты честный человек, она работала в очень престижной частной школе, где учатся дети элиты - псевдополитической и псевдокультурной. На одном из уроков коснулась темы гомосексуализма в религии, искусстве, литературе. В обществе, наконец. И дали ей, представьте, четыре года! И я безмерно благодарна судьбе, что познакомилась с этим прекрасным человеком. И теперь я её слушаю, впитывая каждое слово, каждую интонацию.
Имена, которые я раньше и не знала вовсе, ил знала так, понаслышке, предстают передо мной во всём величии своей гениальности.
"Отныне я при всех тебе чужой,               
Дабы тебя не запятнал мой стыд.               
И ты будь в людях холоден со мной,               
 Иначе свет тебя не пощадит".
Это из 36-го сонета Шекспира.
Россия, правда, и в этом вопросе шла своим, особым путём. Новгородский епископ Нифонт, ещё  в XII веке считал сексуальный контакт двух девушек-подростков меньшим грехом, чем блуд с мужчиной. Не оттуда ли российская половая распущенность, особенно среди "золотой" молодёжи? А?
Великий  князь московский Василий III в силу своей гомосексуальности с трудом мог исполнить свои супружеские обязанности со своей второй женой Еленой Глинской, да и то лишь в присутствии обнажённого офицера охраны. От этого сомнительного брака их сын Иван IV, или Грозный, тоже оказался более любителем молодых мужчин в женском одеянии.
Вот так Россия и дошла до сегодняшнего дня.
Мне очень запомнились, я даже записала их, слова Адольфа Гитлера из "Майн Кампф":
"Наше буржуазное общество спокойно смотрит на то, как в театре и в кино, в грязной литературе и сенсационных газетах изо дня в день отравляют народ. И после этого оно ещё удивляется, почему массы нашего народа недостаточно нравственны, почему проявляют они национальное безразличие. Как будто в самом деле грязная литература, грубые сенсации, киноэкран могут заложить здоровые основы патриотического воспитания народной массы".
Как точно и верно про современную Россию! Я даже признаю свою неправоту, раскаиваюсь в нехорошем поступке в Зоологическом музее. И именно сейчас и здесь я это поняла. Но Храм Христа Спасителя - никакого богохульства! Просто всем газетам, телевидению приказали не выпячивать политический характер - критику чересчур тесной связи, почти гомосексуальной, государства нашего, его лидеров и Русской Православной церкви, её лидеров.
"Когда религия соединяется с политикой, рождается инквизиция". Это сказал Альбер Камю. А ведь правда! И мы с вами видим это, и я – яркий тому пример!
Я твёрдо решила, когда выйду, приму крещение по католическому обряду. А потом уеду. В Польшу. Мне уже предложили учиться на факультете теологии в Краковском университете.
И не запрещать надо, ведь все знают, что запретный плод сладок, а воспитывать людей. Ведь никуда не спрятать Марселя Пруста, Петра Ильича Чайковского, Дягилева с Нижинским. Сколько ещё! Выпячивать, конечно, их нетрадиционность тоже не следует, но, на самом деле, кто определённо скажет: где эта граница? И где истина?
Буквально  вчера я узнала, что в исламе, поскольку добрачные отношения мужчины и женщины запрещены, то мужчины поощряются к отношениям с мальчиками, притом несовершеннолетними. Потом эти мальчики взрослеют... И так по кругу.
Но всё же  русская культура мне ближе. И я обязательно вернусь в Россию, может быть даже попытаюсь создать политическую партию, или движение за понимание того, что люди разные, и, чтобы эту разность человек мог реализовать в жизни, нужна некая степень свободы. При этом необходимо, чтобы дети со школы получали основы какие-то, знали, что бывает так, а бывает эдак. А Природа потом расставит всё по местам. Ломать человека тоже ведь нельзя.
Я, например, то, что поняла для себя в жизни, эти убеждения останутся со мной, во мне. Пойму что-то ещё, как-то изменю себя, да, это ведь я, моя жизнь, моё к ней отношение.
За Храм Христа Спасителя мне совершенно не стыдно, не так и не то люди понимают, не так и не то им рассказывают.
В целом здесь терпимо, много нового узнала, узнаю и впереди ещё целая жизнь! Я верю в это! кормят только плохо..."
Впрочем, справедливости ради следует признаться, что одну купюру всё же пришлось сделать. В последних двух десятках строчек Надежда ярко и выпукло характеризует отдельных персонажей политического и околополитического небосклона современной России. Мы не можем повторить эти слова, чувствуя несомую нами ответственность за нашего читателя.
"Какое искушение - поверить, что эта любовь истинна более, чем любовь другая! Ибо среди особых и  заранее обусловленных ею гармоний она всегда больше, чем просто каприз: она - предрешённость..."  Марсель Пруст.


Рецензии