Минор, мажор, и лабухи
В общежитии строителей, где я, работая в одном из монтажных управлений, некоторое время проживал, поднялась суматоха. Воспитатели, а в те далёкие времена кроме коменданта и вахтёров, в общежитиях существовала и такая должность, стояли, как говорится, «на ушах». В общежитиях «Главкиевгорстроя» был объявлен смотр – конкурс художественной самодеятельности.
Победителей ждала путёвка: поездка по «Золотому кольцу» с заездом в Москву и посещением Кремля. Вот и наши засуетились, старались как могли, собирая умельцев во всех жанрах. Я в общежитии был чужой, просто нашему тресту выделили несколько койко-мест для проживания, но на вопрос воспитателя, чем могу порадовать, чистосердечно признался, что кроме анекдотов - ничего не знаю. Ну, ещё вдвоём с другом Димкой учились бренчать на гитаре. Вот Дима, тот да, был затейник, но он теперь в армии, а я… Ну что я?
Воспитатель, Сергей Иванович, небольшого росточка, с подпрыгивающей походкой, чем-то смахивающий на воробушка, вывалившегося из семейного гнезда, поковырявшись спичкой в зубах, важно изрёк:
- Анекдоты не годятся. Выучи парочку юморесок, или басен, ну что-то весёленькое, и завтра в это же время жду с предложениями.
Портить отношения с такими влиятельными, в моей тогдашней жизни людьми, как комендант и воспитатель, мне не хотелось. Пришлось срочно идти в библиотеку, искать что- нибудь подходящее.
Репетиции больше походили на толкучку, виденную мной в Святошино, с той лишь разницей, что никто ничего не покупал, но точно так же хватали вещи из рук друг у друга, пробовали инструменты, делили и спорили. Впервые за год моего проживания в общежитии, кроме телевизора и радиолы с десятком заезженных пластинок, в красном уголке появились: аккордеон, контрабас, кларнет, и даже довольно сносная ударная установка.
Оказывается, всё это от «дурного глаза» обитателей общежития, было надёжно спрятано в кладовке коменданта. Воспитатель-худрук, звали его Валерий, родом с городка Олевск, где-то за Житомиром, довольно прилично играл практически на всех этих инструментах, и сразу начал активный поиск «талантов».
Пока шел отбор, я подстроил свою семиструнную гитару, и под хохот слушателей начал исполнять туристские, потом босяцкие, потом сальные, с подтекстом, песенки.
Валерий со злостью вырвал с моих рук гитару, но посмотрев на собравшуюся вокруг меня веселящуюся компанию, сказал:
- Будешь на сцене народ веселить, а сейчас покажи, что ещё можешь.
Я прочитал парочку басен, потом несколько стихов Степана Руданского, на украинском языке, потом из сборника поэта Кругляка, за давностью лет не могу вспомнить имени, возможно – Юрий.
Валерий кивнул:
- Пойдёт. А с гитарой как, дружишь?
- Только семиструнка, и то чужая.
- Ладно, записываю, потом поговорим… Будешь вести программу и веселить народ.
Несколько вечеров репетировали оркестранты, нашлись среди пяти сотен жильцов общежития и умельцы, даже с собственными инструментами. Уже через несколько дней ансамбль довольно сносно, как для непрофессионалов, мог играть вальс, танго, аккомпанировать певцам. Оказывается, в загрубевших на строительных площадках, под зноем и холодом, душах, тоже тлел огонёк творчества, и ему нужен был только порыв свежего ветра.
Наряду с подготовкой к смотру, для притирки и обкатки коллектива, мы по субботам ездили в другие общежития с концертами, устраивали там вечера отдыха. На это трест выделял небольшие суммы денег и транспорт.
С одним из таких концертов мы поехали в общежития треста, находящиеся на Куренёвке, по ул. Вышгородской. Там располагались два общежития с одним, довольно просторным залом. «Ленинский уголок увеличенного размера», как шутили сами строители.
Концерт шел по сценарию. Сначала я разогревал публику шутками и репризами, устным народным творчеством, выступали чтецы и декламаторы, за это время на сцене, за занавесом, расставлялась и подключалась аппаратура.
Усилители изготавливали сами, ещё на лампах, тяжелые и неудобные. Гитары были аккустические, с самодельными адаптерами и кабелями. Колонки были тоже самодельные, громоздкие, зато, как мы шутили, слабенькие. Эта, так называемая аппаратура, требовала на сборку немало времени и сил.
Вот уже выступили все чтецы, я выстрелял все шутки и допустимые анекдоты, Валерий под аккордеон выставил «дальнобойную артиллерию» - девичий ансамбль. Аппаратура собрана, можно отыграть парочку вещей и переходить к гвоздю программы - танцам.
Но не явился наш гитарист, где делся – никто не может понять. Валерий поймал меня за руку:
- Выручай, бери гитару и маши, будто играешь. Главное – бери аккорды, и бей по струнам. А звук мы уберём, знатоков здесь нет, никто ничего не поймёт.
Я отнекиваюсь, но вопрос решён без меня. Поэтому беру гитару и прячусь подальше, за спины участников ансамбля.
Сравнительно неплохо владея семистрункой, я любил побреньчать в свободное время или в походе - на привале, у костра. На шестиструнной - практически не играл. Правда, с десяток аккордов заучил, но не более того…
Концерт прошел с блеском. Раскрасневшиеся солистки выходили « на бис».
Ну, слава Богу, и занавес. Разбираем аппаратуру, носим в автобус.
Ко мне подходит парнишка, сидевший в первом ряду и внимательно следивший за игрой. Очевидно - тоже « лабух», как называли тогда полупрофессионалов.
- Слышь, как это получилось? Сыграли вы неплохо, но за тобой я следил. Ты за всё время, не взял ни единого мажорного аккорда. Постоянно: септаккорды Ля-минор, До минор, и так далее. Что, в нотах других нет?
Как ему ответить? И я с умным видом, уже войдя в автобус, отвечаю:
- Ты же видел, какие грустные песни о неразделенной любви пели девчёнки. Как я мог брать мажорные аккорды? Да и какая тебе разница - минорный, мажорный? Сам говоришь - сыграли неплохо...
Не знаю, что он обо мне подумал, но дверь закрылась, и мы уехали. Уже потом я сообразил, что ляпнул, но - слово не воробей...
После этого случая, я больше никогда не брал в руки инструмент, на котором не умел играть по настоящему.
Скажу по правде, игру на шестиструнной гитаре я так и не осилил. Сначала было некогда: работа на заводе в три смены (одна неделя на дневной, две недели – ночные, приходилось меняться, чтобы иметь возможность посещать занятия в институте), да летом и других дел полно.
Потом – защита дипломной работы, позже - работа с постоянными командировками по всему Союзу. А потом вроде бы уже и незачем. Для домашнего пользования предостаточно и семиструнной гитары с десятком аккордов.
А на смотре коллективов самодеятельности Главкиевгорстроя мы тогда заняли хоть и почётное, но третье место. По «Золотому кольцу» - поехали другие.
Однако замечу: на одном из отборочных концертов, после исполнения нескольких песен, к нам подошли убеленные сединами ветераны Второй мировой войны и со слезами на глазах благодарили за песни, за память о тех, кто не вернулся. И эта скупая мужская слеза значила для нас гораздо больше, чем поездка.
Не знаю, по прошествии с того времени четырёх десятилетий, как сложилась судьба нашего воспитателя – музыканта Валерия Тереховича, весёлого «лабуха», сумевшего, как солдат из известной сказки про «кашу из топора», из разных людей, в сжатые сроки собрать работоспособный музыкальный коллектив, организовать и сдружить. Возможно и дальше продолжал свою, в самом деле нужную и полезную работу...
Свидетельство о публикации №212102600133
Алексей Санин 2 24.10.2019 12:29 Заявить о нарушении