Красота нон-стоп

КРАСОТА НОН-СТОП
Из цикла «Шедевры мирового искусства»

Персональная выставка М.Войтюк «Красота на землю вернулась» по праву стоит в одном ряду с шедеврами таких мастеров, как Сальвадор Дали, Ван Гог или Пикассо. Да, что там говорить, рядом с полотнами этого юного дарования бледнеет даже «Черный квадрат» Малевича! Вся мировая общественность приковала свои взгляды к работам нашей российской художницы.
Искусствоведы всего мира спорят о том, в каком стиле работает мастер. Похоже, М.Войтюк удалось создать свой новый неповторимый стиль, названия которому пока не существует. Этот стиль совмещает в себе и символизм, достаточно только взглянуть на работу «Стройся» и на синий огурец, парящий высоко в небе над красным и фиолетовым зданиями. Мне сразу вспомнилась «Голубая роза» и творения великих мастеров-символистов серебряного века. Что символизировала «Голубая роза» - она символизировала нечто таинственное, несуществующее и несбыточное, ведь голубого цвета для роз в природе не существует.
А что в данном случае символизирует синий огурец у М.Войтюк? Возможно, он символизирует зеленого змия, вернее явление этого зеленого змия уже постфактум, то есть, то, что бывает с человеком после явления зеленого змия, а именно после ненормированного употребления субъектом горячительных напитков, в простонародье называемом синячиньем, сопровождающегося, как правило, закусыванием огурцом. Конечно, зеленым огурцом – это так по-русски! Но М. Войтюк смогла предположить, что потом произойдет с этим человеком – это и символизирует синий огурец, парящий над миром, как закуска и как дамоклов меч! Так что можно сказать, что синий огурец символизирует апокалипсис.
Поскольку строители часто злоупотребляют спиртными напитками, М.Войтюк поместила свой огурец на стройплощадку, рядом с двумя недостроенными зданиями, зданиями-долгостроями именно из-за того, что строители злоупотребляют. Откуда у столь юной художницы такое знание материала?! Вряд ли она могла сама столкнуться с проблемой зеленого змия, очень уж мала (хотя не исключено, ведь вундеркинды все начинают раньше…), но я думаю, что увидеть проблему нашего российского строительства, да и вообще глобальную проблему всей России и россиян М.Войтюк помогло тонкое художественное чутье, присущее только гениям.
Кроме символизма в стиле М.Войтюк можно разглядеть и тенденции к футуризму, кубизму и, конечно же, к сюрреализму. Возьмем, например, такие работы мастера как «Заинька», «Повесица» и «Натюрморт» – это поистине шедевры мирового уровня! Они могут обогатить коллекцию любого музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи или даже Лувра.
Работа «Заинька» выполнена в технике аппликация, кстати, как и работа «Стройся». Талант М.Войтюк многогранен и использование разных техник только подчеркивает, что мастеру тесно в рамках чего-то одного, например, акварели. Поэтому художница пользуется и акварелью, и цв. карандашом и аппликацией. «Заинька» – это футуристическое смешение прошлого и будущего. В работе показано давнее стремление человека познать неведомое и объять необъятное.
Кто такой этот Заинька – робот, пришелец или клонированный в тайных лабораториях синий собрат обычного зайца-русака?!
Обратите внимание, в работе опять присутствует синий цвет (помните – синий огурец?!) причем синева доминирует, очевидно, и здесь не обошлось без зеленого змия. Наверное, папа с мамой пили у бедного заиньки), чуть-чуть белого, и совсем маленькая красная кнопка на груди у несчастного мутанта. Вот вам и смещение акцентов – с одной стороны стремление человечества познать неведомое, создать роботов, исследовать космические глубины и найти братьев по разуму, с другой – то, что может произойти со всеми нами в результате технического прогресса. Красная кнопка же на груди, как отголосок прошлого, отголосок холодной войны между Россией и Америкой и ядерной угрозы, после взрыва, кстати, тоже появляются мутанты.
Мне также кажется, что такой «Заинька» очень хорошо будет смотреться на стене возле супружеского ложа. Поскольку весь его демонический вид настраивает на покаяние, ибо «Аз воздам!» А тонкие и длинные рога, словно перст указующий прямо таки пальцем в небо, и если покаешься, то и скидка будет. Вот такая вот чертовщина…
В работе «Повесица» просматриваются сюрреалистические тенденции. Девочка-космонавт, а, может, она аквалангист стоит возле здания, а рядом желтый фонарь. Толи эта девочка только что вернулась из дальнего путешествия в глубины моря или в вышины неба, а, может, она просто в аптеку шла. Бабушка послала. С сердцем плохо. Конечно, можно было бы вызвать скорую помощь, но смелая девочка оделась потеплее и понадежнее (а что может быть надежней скафандра, разве только аквариум!) и отправилась одна в глухую и безрадостную тьму. «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Пожалуй, лучше не скажешь.
Работа «Натюрморт» посвящена, как мне кажется, генетически модифицированным продуктам, когда, например, грушу скрещивают с арбузом, а в яблоко добавляют обезьяний ген и в результате с ним происходят странные метаморфозы и это красное место возле хвостика почему-то начинает дико зудеть, а зубами не дотянешься…
Отрадно, что М.Войтюк волнуют судьбы нашей страны и планеты в целом, только величинам такого масштаба, какой и является наша юная художница испокон веков было присуще радеть за Отечество, что мы и видим в данном случае. Особенно четко это прослеживается в работе «1 июня», где шар земной цвета хаки свирепо ощетинился от всех этих мутаций и космических экспериментов, и все что нам сейчас надо – это встать рядом друг с другом и взяться за руки, чтобы бороться и чтобы не упасть.
Любовь к земле русской просматривается и в работах из цикла «Русские узоры» и в полотнах из цикла «Времена года». Тут я даже ничего не буду говорить. Ни одного штриха нельзя добавить к кисти мастера. Хочу отметить только тонкое чутье пространства, так присущее нашей юной художнице.
Светло и радостно становится на душе, после того, как покинешь эту прекрасную выставку. Беспредельное счастье переполняет наши сердца потому, что не перевелись еще таланты на земле русской, и никогда не перевестись красоте пока есть у нас такие мастера, как М.Войтюк. А если вдруг и исчезнет на миг красота, то талант художника сможет ее вернуть на место, что и доказала нам эта персональная выставка с таким многообещающим названием.
Охра Тикурилла (профессор, доктор искусствоведения, продавец-консультант в отделе лако-красочных изделий).


Рецензии