Мальчик с собакой Книжка вторая

Начало серии здесь:http://www.proza.ru/2012/10/21/1735               

Когда кот появился снова, у Матвейки на языке уже давно вертелся вопрос, который он тут же и задал:

- Вы с филином всё время говорите, что нужна важная причина, чтобы попасть в сказку. А этот мальчик всего лишь хотел поговорить со своей собакой. Это что, и есть веский повод?

- Не все причины раскрываются сразу. Мы сами часто не знаем, почему Баба-Яга поступает так, а не иначе. Она и сама не всегда это знает, но потом обычно оказывается, что только так и надо было. И ты тоже в этом убедишься. когда я расскажу до конца. А дальше было вот что:


  Первые результаты деятельности нового правителя они ощутили сразу, как вышли из избушки. Зловещая, пугающая тишина стояла в Лесу, всегда наполненном птичьим пением и щебетом.  Только где-то вдали каркали вороны, видимо сообразившие, что их размеры более или менее соответствуют установленным стандартам и им ничего серьёзного не грозит. А когда тропинка пошла вдоль русла ручья, Леший вдруг остановился и указал на цепочки следов, отпечатавшихся на влажной глине.

- Здесь прошло стадо кабанов, - сказал он, - только судя по следам, это очень карликовые кабаны…

Потом они вышли на поляну, где под большой берёзой на пне сидел медведь величиной с кошку и задумчиво глядел на собственные лапы. Похоже, прикидывал, годятся ли они для ловли мышей, хотя бы на то время, пока их тоже не привели к единому стандарту.

Но самым необычным зрелищем оказался чудовищных размеров жук-древоточец, остервенело грызущий кору молодого дуба.

- А вот это уже катастрофа, которая непременно произойдёт, если мы в ближайшее время его не остановим, – сказал Кот. – Раньше жук один раз прогрызал твёрдый верхний слой коры, а потом всю жизнь сидел в нижнем мягком слое и потихоньку им питался, теперь же ему приходится снимать весь верхний слой. Если наш новый властитель сделает то же самое хотя бы с десятой частью этих жуков, они за пару дней обглодают все деревья в Лесу, и Лес погибнет.

- Ну это вряд ли, - возразил пёс, - глядя на этого беднягу, все его собратья наверняка попрятались под кору, не будет же он их оттуда выковыривать, если он, конечно, не дятел.

- Неужели с помощью одной только волшебной палочки можно увеличить или уменьшить всех лесных жителей? – спросил мальчик. – Сколько же в ней магической силы?

- Силы-то в ней сколько угодно, - вздохнул Леший, - только её заряжать надо. Положить на солнечное место, она от солнца и зарядится. Потому вору и удалось её украсть. Я всегда клал её на высокий пень от сломанной сосны около моей берлоги, там снизу не видно было, но вор, наверное, выследил, куда я её кладу. И сейчас она наверняка лежит где-нибудь на пне, заряжается, судя по тому, сколько он тут наколдовал.

- Может, попробуем её найти?

- Ничего не выйдет, - покачал головой Кот, - Лес слишком большой, и он наверняка за нами следит, и унесёт палочку задолго до того, как мы к ней приблизимся. Да и вряд ли он её на пень положил, летая в ступе, он мог пристроить палочку на верхушке любого дерева.

Вскоре после полудня они решили вернуться домой, чтобы поделиться впечатлениями и выработать дальнейший план действий. Делать это здесь, в Лесу, где невидимый враг вполне мог их подслушать, было бы неразумно.

Идти решили напрямик, хотя в этой части Леса попутных тропинок не было. Вначале было легко – кругом стояли высокие сосны, без подлеска, под ногами – мягкий, но сухой мох. Только в одном месте Джек вдруг зафыркал и недовольно произнёс:

- Тьфу, как отвратительно здесь пахнет! Пойдём скорее отсюда!

- А чем пахнет-то? – спросил его мальчик, не почувствовавший никакого запаха.

- Понятия не имею. Последний раз я нюхал этот запах, когда мы с тобой были у бабушки. Меня тогда чуть не стошнило.

- Ну да, помню, ты тогда всё скулил и рвался к двери. Даже чаю мне попить не дал. Я никак не мог понять, что на тебя нашло.

Так и не разобравшись, что может одинаково пахнуть в бабушкиной квартире и в Волшебном Лесу, они пошли дальше. Между сосен местами лежали огромные каменные валуны и, обходя один из них, шедший впереди Кот вдруг горестно мяукнул, указывая на что-то, лежащее на земле. Это оказался воробей, лежащий на спине с раскинутыми крыльями и не подававший признаков жизни.

- Я его знал, - печально сказал Кот, - вон, видите, у него полхвоста вырвано. Это он поспорил с приятелями, что подёргает меня за ус. И подёргал, когда я прилёг вздремнуть после обеда. Только мы, коты, в таких случаях сначала бьём когтями, а потом уже просыпаемся и начинаем выяснять, в чём дело. Вот и я махнул лапой… А теперь он, похоже, решил и нового хозяина Леса за ус подёргать. Жаль, храбрая была птичка!

Оказалось, впрочем, что Кот немного поспешил с диагнозом. Воробей пошевелился, открыл глаза и, с трудом перевернувшись, попытался встать на ноги.

- А, это ты, котяра! – слабым голосом пропищал он. – Второй раз я уже по твоей вине пострадал! Если такое ещё раз повторится, я тебе точно последние усы выщипаю!

- Как это? – от удивления Кот выпучил глаза и изогнул хвост вопросительным знаком.

- А кто этому самозванцу свой третий глаз подарил? Я сидел на ветке, пёрышки чистил, вдруг слышу – стукнуло что-то внизу, гляжу – а во мху, что на камне растёт, углубление круглое появилось. Я сразу понял, что это ступа села. Ну и мне любопытно стало, захотелось посмотреть на нашего невидимого узурпатора. Я и спикировал с ветки, думал с него шапку-невидимку сорвать. Чуть-чуть не долетел, заснул на лету и, наверное, башкой об камень приложился. А без твоего третьего глаза он бы со мной ни за что не справился бы!

- Иди сюда, храбрец! – мальчик бережно поднял Воробья и посадил в карман на груди. – Пойдем с нами, мы тебя накормим, подлечим…

- Вот ещё! – пискнул Воробей, - Ни в каком лечении я не нуждаюсь, моя голова ещё и не то выдерживала! А вот насчёт покормить – это неплохая идея.



   


Вскоре сосновый бор кончился, и пришлось пробираться сквозь бурелом. Леший, привыкший прокладывать себе тропу в любом месте с помощью волшебной палочки, ворчал и пыхтел, перелезая через поваленные стволы. Наконец, споткнувшись и больно ударившись о сломанный сук, он завопил, чуть не плача:

- Проклятый вор! Где ты, моя волшебная палочка, моя любимая, гладкая, из заморского сандалового дерева!

Мальчик внезапно остановился, затем ускорил шаг и, поравнявшись с Котом, негромко спросил:

- Как ты думаешь, он за нами ещё следит?

- Вряд ли, он же знает, что мы направляемся к дому, а у него и без нас забот полно.

- Тогда бежим назад, скорее! Может быть, ещё успеем! Джек, давай по следу, до того места, где ты учуял запах!

На бегу мальчик объяснил Коту:

 - У бабушки была шкатулка из сандалового дерева. Его запах даже я чувствую, а у Джека, наверное, к нему особая чувствительность. Если он унюхал здесь похожий запах, то это наверняка волшебная палочка.

Через полчаса кросса по пересечённой местности пёс остановился, поднял нос кверху и стал бегать кругами, постепенно смещаясь в сторону высокой старой сосны с морщинистой, потрескавшейся корой, при одном взгляде на которую можно было с уверенностью сказать, что все сосны в окрестности – её дети и внуки.

- Где-то тут, - сказал пёс, пытаясь подняться на задние лапы, чего он никогда толком не умел делать. – Запах идёт сверху, но точно не могу сказать, с какого дерева.

- Наверняка палочка здесь, на старой сосне, - уверенно сказал Кот. – Она выше всех здесь, её хорошо видно отовсюду, а он чужак, Лес плохо знает, ему нужен хороший ориентир, чтобы не искать потом.

Вздохнув, он добавил:

- Придётся лезть, и не кому-нибудь, а именно мне. В нашей компании я, к сожалению, единственный, кто умеет лазать по деревьям.

- Может, ты ещё и летать умеешь? – послышался насмешливый голос из кармана мальчика – Тебе это очень пригодится, когда под твоей тушей начнут ломаться верхние ветки. Сиди уж, я слетаю.

С этими словами Воробей выпорхнул из кармана. Судя по его неровному, трепыхающемуся полёту, он ещё не совсем пришёл в себя, то ли после удара о камень, то ли от воздействия «третьего глаза», но высоту набирал уверенно.

- Ты её не поднимешь, она в два раза тяжелее тебя! – крикнул вслед Кот, но Воробей, не обращая на него внимания, скрылся в кронах деревьев.

Наступила тревожная тишина. Всем было ясно, что если на этот раз невидимый враг поймает храброго Воробья, его уже ничто не спасёт. Кот замер возле ствола, готовый при малейшем признаке опасности взбежать по нему на помощь другу. А Воробья всё не было. Наконец что-то шевельнулось в кроне сосны, стоявшей немного в стороне, и из неё даже не вылетел, а выпал Воробей, вцепившийся клювом в конец волшебной палочки. Отчаянно махая крылышками, он только немного тормозил падение. Уже над самой землёй он бросил свою добычу прямо в жадно протянутые руки запыхавшегося Лешего, который сильно отстал на бегу и только сейчас догнал остальных. А Воробей, заложив лихой вираж,  сел на ветку перед самым носом Кота и зачирикал:

- Когда ты, толстый ленивый кошак, наконец оценишь моё благородство и незлопамятность! За всё зло, которое ты мне причинил, я отплатил добром, избавив тебя от бесполезной прогулки до верхушки сосны и обратно, которую ты по своему скудоумию решил предпринять. Долго бы тебе пришлось лазить! Хорошо, хоть у меня мозги есть и нюх, хотя и не такой совершенный, как у этого пса. Палочка была в старом вороньем гнезде на сухой ветке совсем другой сосны. Представляю, как бы ты сверзился оттуда вместе с веткой и гнездом, даже если бы добрался!

- Ну да, зато ты парил, как горный орёл, с палочкой в клюве, - насмешливо заметил Кот. – Ладно, за твой выдающийся подвиг разрешаю тебе раз в месяц дёргать меня за ус.

- Не, так неинтересно, если разрешаешь, лучше я прокачусь до дому у тебя на спине. Насколько я знаю, этого ещё ни один воробей не делал.

- Тогда садись быстрее, надо поторапливаться, пока кое-кто не обнаружил пропажи.

Обратно они добрались быстро и без приключений. Леший, абсолютно счастливый от обретения пропавшего сокровища, проделал в буреломе даже не тропинку, а целую автотрассу, разве что не асфальтированную.

Позже, в избушке, Кот подвёл итоги дня:

- Итак, мы сорвали планы преступника, отняв у него самое сильное  оружие. Теперь он не сможет осуществить свои планы по установлению «всеобщего равенства». Однако он владеет ещё тремя сильными артефактами. Волшебная палочка в борьбе с невидимым противником бесполезна, и нам по-прежнему придётся рассчитывать лишь на собственные силы. А врагу она крайне необходима, и он, несомненно, попытается её вернуть. На этом и надо строить планы по поимке преступника. Кроме того, нужно немедленно вернуть пострадавшим их нормальные размеры. Надо всем сообщить, чтобы с утра собрались на той поляне, где вчера приземлились наши гости…

- Это я могу, - сказало Эхо. – Скоро стемнеет, вы только крикните, а я погуляю по Лесу, всем передам, пока луна не взошла.


Утром, за завтраком, все продолжили обсуждать план поимки преступника.

- Хуже всего то, - говорил Кот, что мы понятия не имеем, кто наш противник, и не представляем, как он себя поведёт. Мы исходим из того, что он во что бы то ни стало попытается вернуть палочку. Поэтому на пути к поляне надо удвоить бдительность и держаться вокруг меня плотной группой, тогда он не сможет применить «третий глаз»…

- Боюсь, твой план не гарантирует нас от неприятностей, - подал голос от окна Джек. – Если ты считаешь, что без твоего артефакта он ничего не сможет, вынужден тебя разочаровать. Налетит, невидимый, в ступе, огреет Лешего дубиной по голове, выхватит палочку – и поминай, как звали!

- Меня – по голове?! – возмутился Леший. – Ну уж нет, такого безобразия я не допущу. Мы сделаем проще и отправимся в путь прямо сейчас.

Он сдвинул посуду на столе, приподнял скатерть, достал палочку из футляра, вставил её в почти незаметную дырочку от сучка в доске и покачал ею, как джойстиком на игровой приставке. Откуда-то снизу послышался протяжный не то вздох, не то скрип, пол зашатался, куриные ноги с чавканьем высвободились из болотистой почвы и избушка плавной походкой, подминая кусты, двинулась вперёд.

- Баба-Яга не всегда в ступе летала,- пояснил Леший, - когда-то она путешествовала по Лесу в своей избушке, наподобие улитки, а палочка с самого начала была предназначена для управления ею.  Потом она сделала ступу, избушку поставила на прикол, а палочку подарила мне, придав ей ещё некоторые полезные свойства, и хозяином Леса назначила. А этот супостат низложить меня вздумал! Не он назначал, не ему и снимать. – Леший как будто помолодел даже от воспоминаний, глаза его горели справедливым гневом, спутанные обычно волосы теперь развевались над головой, и сейчас он вовсе не был похож на старый, покрытый мохом пень.

- Вот это да! – восхитился Кот. – Я-то думал, что всё про вас  с Бабой-Ягой знаю, а тут такие тайны открываются!

- А откуда тебе знать, ты тогда ещё ма-аленьким котёнком был, всё мне в лапти норовил написать…

- Ваши воспоминания, конечно, чрезвычайно интересны, - вмешался Воробей, - но в данный момент перед нами стоят более важные задачи. Слетаю-ка я на разведку, посмотрю, что там, на поляне, делается.

- Сиди и не рыпайся! – оборвал его Кот. – Забыл, что ты сейчас для самозванца -  враг номер один? Он будет просто в восторге от тебя избавиться, а я не собираюсь доставлять ему такой радости.

- Меня сначала поймать надо. А вот тебе, котяра, надо быть очень бдительным, чтобы вор опять не спёр волшебную палочку, потому что первое, что он тогда сделает – превратит тебя опять в ма-аленького котёнка, возьмёт за шкирку и отправит в свою широ-окую пасть, - Воробей, стоя на одной лапке, очень комично продемонстрировал, как это будет выглядеть со стороны.

Все рассмеялись, только мальчик сидел, затаив дыхание и стараясь не упустить внезапно промелькнувшую в голове мысль. Разрозненные, казалось бы никак не связанные между собой воспоминания – котёнок, обречённый на съедение, Воробей, шкурка на полу, мама, читающая вслух книжку с картинками – соединились в одну стройную версию, и он громко произнёс:

- А ведь Кот прав, Воробей всегда был для самозванца врагом номер один.

Смех разом смолк, и все уставились на мальчика:

- Почему?!

- Потому что я теперь знаю, кто он.


Процесс возвращения лесным жителям нормальных размеров грозил затянуться надолго. Вся поляна была забита толпами карликовых кабанов, лосей, оленей, волков вперемешку с гигантскими мышами, жуками и ящерицами – новый хозяин успел хорошо поработать. Звери по одному проходили в избушку мимо Медведя, который был увеличен первым и теперь стоял в дверях, полный решимости не пропустить внутрь никакого невидимого врага.

На крыльцо вышел Кот и попросил присутствующих освободить площадку перед избушкой. Следом показался Леший с волшебной палочкой на подушке и положил её в центр образовавшегося круга. Кот объявил перерыв на три часа – время, необходимое для подзарядки волшебной палочки. По бокам стали два огромных волка – Леший специально немного прибавил им рост сверх нормальных размеров. Леший поработал и над любимым карандашом мальчика – он и так был размерами и цветом очень похож на волшебную палочку, а теперь и вообще ничем от неё не отличался, даже чёрный грифельный конец был чем-то замазан. А чтобы и по запаху их было не различить, Леший долго тёр фальшивую волшебную палочку о настоящую.

Кот, мальчик и Леший уселись на ступеньки крыльца, непринуждённо беседуя и вроде бы не обращая внимания на происходящее вокруг. Но когда через несколько минут суровые стражи палочки вдруг повалились на землю, сражённые мгновенным сном, Кот тут же вцепился всеми когтями в плечо Лешему и прошипел: «Давай!!!» Но Леший уже и сам выхватил из рукава настоящую волшебную палочку, и когда та, что на подушке, вдруг исчезла, как будто растворившись в воздухе, резко взмахнул ею. В ту же секунду бешеный порыв ветра пронёсся над поляной, срывая листья с кустов, и все увидели висящую над самой землёй ступу с огромным тараканом в ней и уносимую ветром шапку-невидимку.

- Это он! Тараканище! – завопил мальчик, а Леший взмахнул палочкой ещё раз, и с ближайшей ели на самозваного властителя спикировал Воробей, размерами и грозным видом сейчас более всего похожий на горного орла. Тараканище взмахнул навстречу ему фальшивой палочкой, потом, поняв, что его обманули, выхватил «третий глаз», но было уже поздно. Мощным ударом крыла Воробей выбил из лап врага волшебный кристалл, и тот, сверкнув на солнце алмазной гранью, полетел вниз, прямо в лапы подоспевшего Кота. А Воробей свечкой взмыл вверх и стал описывать круги над головой Тараканища, всем своим видом показывая, что путь наверх для врага закрыт. И тогда ступа медленно опустилась на поляну перед Лешим. Леший ещё раз взмахнул палочкой, потом достал из кармана спичечный коробок с дырочками в крышке, пошарил на дне ступы, достал таракана и посадил в коробок.

- Преступник арестован и помещён в следственный изолятор до окончания судебного процесса. – комментировал Кот-Баюн, бережно пряча своё сокровище в потайной кармашек на груди.

Из леса выбежал Джек с шапкой-невидимкой в зубах, запрыгнул на крыльцо и исчез за дверью. И через минуту Эхо уже разносило по всему Лесу громкие крики «Ура!» в честь победителей.


- Как ты догадался, что это Тараканище? – спросил мальчика Кот, когда они уже сидели за столом в избушке, неторопливо идущей на своё обычное место. – К своему стыду, должен признаться, я этой сказки не знаю.
- А мне тот курящий Крокодил что-то такое рассказывал, но я был одуревши от его табачного дыма и плохо запомнил, да и откуда я мог знать, что этот мой городской жук и есть Тараканище? – добавил Леший.

- Я вспомнил эту сказку, когда Воробей очень живо изобразил чудовище, пожирающее несчастного котёнка. В той сказке Тараканище требовал у зверей привести ему на ужин своих детёнышей. Мог бы вообще-то и раньше догадаться, когда Леший рассказывал про смерть городского жука, от которого осталась одна шкурка. Так же не бывает, чтобы химия сразу все внутренности выела! А тараканы, они не как другие жуки, которые рождаются личинками, после окукливаются и только потом превращаются в настоящих жуков. Они рождаются сразу жуками, а когда вырастают из своей шкурки, вылезают из неё, бледные такие, пока новая шкурка не затвердеет. Я сам видел, у нас в доме раньше тараканы жили.

- Да-а, похоже, с тех пор Тараканище поумерил свои аппетиты, – заметил пёс. -  По крайней мере, детишек на ужин не требовал. А чем та сказка кончилась?

- Его там Воробей склевал. Наверное, потому он и присмирел малость.

- Тогда непонятно, почему он остался живой, если его съели?

- Это как раз понятно, -  пояснил Кот, - ни один сказочный герой не может по-настоящему умереть, пока сказку хоть кто-нибудь читает. Вернее, он умирает и возрождается вновь с каждым новым читателем. Пока люди читают книги, мы будем жить.


На закате мальчик и пёс попрощались с хозяевами и собрались в обратный путь. Мальчик первым залез в ступу и обернулся к собаке, готовой запрыгнуть следом:

- Может, ты хочешь остаться здесь, Джек? Мне тебя будет не хватать, но я не обижусь, ведь там, в городе, ты даже слова сказать не сможешь…

- А может, и ты останешься? – насмешливо склонив голову, спросил пёс. – Здесь, в сказке, согласись, намного интереснее, чем в городе!

- Нет, как я могу? У меня же там семья, папа с мамой, бабушка…

- А у меня что? Или я уже не член нашей семьи?

- Что ты! Мы все тебя очень любим! Только я подумал…

- А ты не думай. Никогда я тебя не оставлю, даже представить себе не могу как ты без меня будешь. И я без тебя. А разговаривать с другими собаками я умею не хуже, чем ты со своими друзьями, да и с тобой мы без слов друг друга понимаем.

- Да, чуть не забыл! – спохватился мальчик.- Я же хотел узнать, что ты мне хотел сказать позавчера утром, да и раньше…

- Ах, это… Я хотел сказать, что зря ты меня каждое утро ругаешь, что я, как маленький щенок, играю твоими тапками, пока ты спишь, и загоняю их под шкаф. Я ведь тоже спать хочу, и не могу всю ночь охранять их от Васьки, который с раннего детства мечтает хоть раз в жизни в них написать!



- Теперь понимаешь, почему Баба-Яга была права, когда отправила мальчика в Волшебный лес? – спросил кот, прыгая на подоконник. – Без мальчика и его замечательного пса Тараканище ещё долго пришлось бы ловить, страшно подумать, каких дел он успел бы натворить!

- Да уж, это они вовремя там оказались! Только откуда она знала?

- А она и не знала. Просто она всегда чувствует, кого и когда следует отправить в сказку. Значит, и для тебя есть надежда. Как знать, может, и твои способности понадобятся в сказочном мире?

- Да какие у меня способности? – пожал плечами Матвейка. – Так, ничего особенного…

- Как знать, как знать… - кот изогнул хвост вопросительным знаком и шагнул в окно.

продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/10/27/1180


Рецензии
Ну, я же говорил, что это жук:-))))А крыс, я так понял, для отвлечения внимания? Ловко:-)))удачи в творчестве.

Александр Михельман   01.12.2013 15:37     Заявить о нарушении
Ну да, чтоб не сразу догадались!

Сергей Булыгинский   01.12.2013 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.