Вечность. Часть I. Глава 10. Из дневника Валерии

Продолжение. Девятая глава: http://www.proza.ru/2012/10/26/260


Глава 10
Из дневника Валерии. Разговор с друзьями



Через два дня после нашей прогулки были убиты мои одноклассники – Михаил Сорокин и Татьяна Казанцева – и учительница математики Нина Петровна. Мне стало страшно… Я перестала выходить на улицу, не отвечала на телефонные звонки. Но даже сидя дома в полном одиночестве, я ощущала, с какой ненавистью относятся ко мне окружающие.
Официального обвинения мне не предъявляли. Но толпа уже не сомневалась в моей причастности к убийствам. Они меня ненавидели и боялись. А я ненавидела их и презирала…

Однажды вечером, когда Илюши не было дома, ко мне пришли его друзья. Лучшие друзья Илюши.
Я боялась разговора с ними. Чтобы оттянуть время, я начала глупую суету с приготовлением чая. Наконец, когда я уже накрыла на стол, разлила чай, но продолжала метаться из кухни в комнату, Эдик мягко остановил меня:
– Сядь, Лерочка, мы пришли, чтобы поговорить с тобой.
Я села. И посмотрела на них, сидящих напротив меня Илюшиных друзей. Они тоже смотрели на меня, и в глазах их не было ненависти.
– Лера! – переглянувшись с друзьями, начал Эдик. – Мы хотели поговорить с тобой об Илье. Но не только о нем, но и о тебе, потому что ты, пожалуй, более важное звено в этой цепи.
Он замолчал. Я с напряжением ждала продолжения. Но Эдик крутил в руках ложечку и молчал. Я перевела взгляд на сидевшего рядом с ним Руслана. Он помешивал ложечкой чай и, казалось, был полностью поглощен этим занятием. Я взглянула на Дениса. Он смотрел на меня, не пытаясь отвести взгляд. Мне стало страшно от того, что я увидела в его глазах.  Он смотрел на меня без ненависти, без осуждения, как и все. Он смотрел с нескрываемой жалостью. Не в силах выдержать этой неприкрытой жалости, я перевела взгляд на Сашу. Он развалился в кресле и внимательно разглядывал свои руки. И, наконец, Максим. Он, как и Денис, не отвел глаза. Он даже улыбнулся мне. Я попробовала улыбнуться в ответ. Не получилось…
Молчание начало тяготить и раздражать меня. В конце концов, я не выдержала и резко, почти грубо сказала:
– Вы, кажется, хотели поговорить со мной? Так в чем же дело? Говорите!
Они переглянулись. Денис тряхнул головой.
– Ладно, – сказал он. – Идея моя, мне и говорить. Я не буду ходить вокруг да около. Начну сразу с самого главного. Итак, Лера, Илья когда-нибудь рассказывал тебе о своей работе?
– Нет.
– А тебя никогда не удивляло то обстоятельство, что твой муж уходит рано утром и приходит почти ночью?
– Нет. Я знаю, что он работает над секретным проектом. Этого мне достаточно, чтобы полностью доверять своему мужу.
Денис кивнул головой.
– Да, он работает над секретным проектом. Над секретным от всех. От тебя, от нас, от начальства, от государства, наконец. Он добился того, что у него своя собственная лаборатория. Вход в нее строго воспрещен для всех. Никто не знает, чем занимается Илья помимо основной работы, которую он выполняет прекрасно и всегда в срок. И, поверь мне, Лера, в этой работе нет ничего секретного, абсолютно ничего секретного. Тебя это не удивляет?
– Нет! Откуда вы можете знать, над какими еще проектами он работает!
– Логично, – кивнул головой Денис. – Мы, действительно, не можем этого знать, и не знаем этого. Но и начальство, то бишь руководство института не знает этого. А вот это уже не логично. И странно. Ты согласна со мной? Мы часто задавали себе вопрос: как удалось Илье добиться разрешения на проведения своих экспериментов? Почему начальство не вмешивается в его дела? И еще много «как» и «почему». Ответов на эти вопросы у нас нет. Мы попробовали спросить Илью, но он отказался разговаривать с нами. Тогда я пошел к начальнику и спросил его. И, как ты думаешь, что он мне ответил? Он сделал вид, что не понимает, о чем я говорю. Не понимает, не хочет понимать, не желает слушать. На этом наш разговор закончился. А вопросы остались! У тебя есть ответы на эти вопросы?
Я промолчала. Денис, не дожидаясь моего ответа, продолжил:
– Начальство не знает и не догадывается о его экспериментах. А мы, его близкие друзья, слегка в курсе. Как раз настолько, чтобы связать его секретные изыскания и страшную полосу убийств.
Я вскочила.
– Сядь, Валерия! – строго сказал Эдик. – Денис еще не закончил.
– Так вот, – продолжал Денис, не обращая внимания на мою реакцию, – Илья несколько месяцев тому назад предложил нам сотрудничать с ним. Он вкратце объяснил суть эксперимента. Мы сочли его сомнительным – раз, опасным –  два, бесполезным – три. Ты, вероятно, помнишь, что мы часто спорили тогда. Илья с жаром отстаивал свою правоту. Мы считали, что добиться результата просто невозможно, а если и возможно, то слишком рискованно. Однажды во время такого спора Илья сказал, что добьется своего во что бы то ни стало. Мы засмеялись, начали шутить. Илья взорвался. Мы впервые видели его таким. Он был просто разъярен. Глаза горели бешеным огнем. В запальчивости он крикнул: «А если я уже добился результата?» После этих слов он махнул рукой, развернулся и выскочил из комнаты. Больше мы с ним не встречались. Я имею в виду, как друзья. В институте мы, естественно, видели друг друга ежедневно. Когда начались убийства, мы не сразу связали их с Ильей.
Денис замолчал. Я с ненавистью посмотрела на него.
– А теперь, наслушавшись сплетен, решили высказать их мне, да?! Не стоит, я уже слышала! И не верю ни одному слову, слышите?! Ни единому!
– Ты слышала сплетни, Лера, – тихо сказал Руслан, – а мы хотим представить тебе факты. Чувствуешь разницу, Лерочка?
– Какие факты?! – закричала я. – Никаких фактов нет и быть не может! Мой муж не убийца! Вы…
– Не горячись, Лера, успокойся, – остановил меня Максим. – Послушай меня внимательно. Разве ты не заметила, что Илья изменился? Сильно изменился. Это бросается в глаза всем. Он стал холодным, замкнутым, даже каким-то надменным. В нем появилась заносчивость, даже агрессивность какая-то. Ты заметила это, Лера?
– Нет! Не заметила, потому что этого нет! Илюша не изменился! Изменились вы!
– Лера! – мягко тронул меня за руку Саша. – Изменился не только Илья, но и ты. Думаешь, почему мы пришли к тебе? Потому что ты – источник энергии. Без тебя Илья ничего не смог бы добиться. И мы хотели просить тебя, чтобы ты остановила его.
Я задохнулась от нахлынувшей на меня ненависти.
– Вы – безумцы! Жестокие, глупые безумцы! Вы говорите так, потому что завидуете Илюше! Вы, бездарные и тупые, завидуете ему, потому что он – гений! Я думала, что вы друзья, настоящие друзья, а вы верите сплетням и не верите своему другу! Я ненавижу вас!
– Лера! Остановись! – закричал Денис. – Остановись и выслушай нас  до конца! Ты должна помочь Илье остановиться, иначе он погибнет. Слышишь, Лера?! Он уже гибнет! Может быть, остались считанные часы, чтобы спасти его!
– Я не верю вам! Не верю! Убирайтесь вон! Я не хочу больше слушать вас!
– Лера! Опомнись! – схватил меня за плечи Эдик. – Жизни многих людей сейчас в твоих руках! Черт с ним, с Ильей, пусть погибает, если ему так хочется, но люди! Ни в чем неповинные люди!
– Ах, так! – я вырвалась из рук Эдика и отскочила в сторону. – Вам наплевать на жизнь Ильи! И вы еще смеете называть себя его друзьями! Вам наплевать на Илью, а мне наплевать на всех людей! Пусть погибают, они того заслуживают!
– Лера! – бросился ко мне Саша. – Не говори так! Подожди! Ты должна выслушать и тогда ты поймешь, что от тебя зависит многое, если не все!
– Нет! Я не хочу вас слушать! И не буду! Убирайтесь! Я не хочу вас видеть! Я ненавижу вас! Ненавижу! И всех людей ненавижу! Ненавижу! Ненавижу!
Они с ужасом посмотрели на меня и двинулись к двери. Уже в дверях Денис обернулся и сказал:
– Лера! Ты еще можешь помочь ему. Пока еще можешь… Но ты не хочешь, и это страшно. Запомни, Лера, ты питаешь его своей ненавистью. И чем больше в тебе ненависти, тем сильнее он становится.
Я отвернулась. Последнее, что я услышала, были слова Руслана:
– Я же говорил, не надо к ней ходить. Теперь мы – покойники, с чем вас и поздравляю.

Ночью я плакала в объятиях Илюши и повторяла:
– Почему, почему они сказали, что ты изменился? Это неправда, ты не изменился! Я бы почувствовала это… Но они сказали, что ты стал другой. Почему?
– Потому что они видят меня с другой стороны, котенок. В какой-то мере они правы. В каждом из нас живет и доктор Джекил и мистер Хайт.
Я с удивлением взглянула на него. Он засмеялся.
– Помнишь? У Стивенсона. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайта». В каждом из нас есть свой мистер Хайт. В одних он все время вылезает наружу. В других он спрятан глубоко и почти не виден. Но он есть во всех. И во мне, и в моих друзьях.
 Я не помнила, потому что я не читала Стивенсона… Поэтому я спросила (не без некоторых колебаний, но спросила):
– О чем эта история? Кто такой этот мистер Хайт? Что ты вообще имеешь в виду?
Илюша мягко улыбнулся, кивнул и начал объяснять мне:
– Стивенсон пишет о докторе Джекиле, который сумел постичь великую истину. Он открыл для себя «двоичность» человеческой натуры. В каждом человеке, по мнению доктора, насильственно соединены два «близнеца»: один полон добродетели и стремится к свету, второй – «носитель зла», погруженный во тьму. Между этими «близнецами» идет нескончаемая борьба. Наблюдая за этой мучительной борьбой двух начал в себе самом, доктор решил разделить «близнецов» и, поселив их в разные тела, пустить каждого своего дорогой…
– И ему удалось это сделать? – с какой-то непонятной мне тревогой спросила я.
– Да, удалось. Он разделил себя на две составляющие – светлую и темную – на доктора Джекила и мистера Хайта. Но закончилась эта история трагедией… Впрочем, речь не о рассказе Стивенсона, а о самом мистере Хайте, который есть в каждом человеке. Иногда люди видят высунувшегося мистера Хайта и думают, что увидели истинное лицо человека. И забывают про доктора Джекила, потому что им нравится думать о ком-то плохо. Когда видишь недостатки других людей, забываешь о своих, а это приятно.
– Но при чем тут убийства?
– Доктор Джекил не способен на убийство, а вот мистер Хайт может убить, не раздумывая. Увидев показавшегося на время мистера Хайта, люди кричат «Убийца! Убийца!». И тогда доктору Джекилу уже не верят, его попросту не замечают.
– Я все равно не понимаю…
– Представь себе, котенок, что в человеке совсем нет мистера Хайта. В одном человеке нет, а в остальных есть. Разве не постараются тогда многочисленные Хайты обвинить одного единственного Джекила в своих собственных преступлениях? Впрочем, хватит и одного мистера Хайта, чтобы опорочить несчастного доктора, – засмеялся Илюша.
– Но при чем тут ты?! – я ничего не могла понять. – И я? Ведь они сказали, что моя ненависть питает тебя.
– Они ошиблись. Твоя ненависть не может меня питать, потому что в тебе ее нет. В тебе есть раздражение, отчаяние, обида, боль, но не ненависть. У тебя светлая душа, Лера. Ты не умеешь ненавидеть и не желаешь людям зла. Может, ты не слишком добра, по людским понятиям, но твоя доброта глубже, прочнее, надежнее и стоит сотни добрячков, которые умеют хорошо скрывать своего мистера Хайта.
– Но ведь и во мне он есть?
– Нет, –  покачал головой Илюша, – в тебе его нет. Ты очень редкое исключение.
– А ты?
Илюша ласково потрепал меня по волосам.
– А я не исключение.
Я засмеялась. Мне стало спокойно. Но ненадолго. Вскоре я снова забеспокоилась, потому что вспомнила о секретном эксперименте.
– Но твой эксперимент? Почему ты держишь его в тайне? Что в нем такого секретного? Почему твои друзья так не хотят, чтобы ты завершил свой эксперимент? Почему…
Илюша нахмурился, закрыл мне рот рукой и с легким недовольством ответил:
– Мой эксперимент, Лерочка, близится к завершению, – он помолчал, за время молчания его лицо посветлело, глаза заблестели, и он продолжил совсем другим тоном, без тени раздражения. – Скоро я приглашу тебя в свою лабораторию и покажу нечто такое, что поразит тебя до глубины души. Я уверен в этом. Я приглашу и моих друзей. Пусть и они посмотрят на это. Тогда они перестанут во мне сомневаться, и все встанет на свои места. Как я хочу этого, зайчонок! Я устал от непонимания, от злобы, зависти и ненависти… Скоро все это закончится. И тогда… мы с тобой махнем куда-нибудь далеко-далеко, туда, где нет ни единой души! Представь себе, Лерочка, мы с тобой вдвоем на необитаемом острове, никого вокруг! Восхитительно, не правда ли?! И я могу целыми днями целовать тебя. Вот так!
И он набросился на меня с поцелуями. И я не хотела больше задавать ему вопросов…


Рецензии