Знакомство с мистером Т

      Когда мистер Т. появился в нашем университете, студенты шептались по уголкам, разнося сплетни, основанные на догадках о его возможных странностях, провожали незнакомца пристальным взглядом в коридорах и даже несколько раз открыто посмеивались. Я увидел мистера Т. впервые, когда стоял у окна со своим другом, одним дождливым осенним днём. Он быстро пронёсся мимо, громко и уверенно шагая по старому паркету, уважительно кивнул нам, не останавливаясь и продолжая свой путь. Я видел его впервые, да и он меня тоже, поэтому неожиданное 'добрый день', брошенное с его стороны, и широкая улыбка отвлекли меня от молчаливого чтения конспектов со скоростью нескольких слов в минуту. Мой друг по-прежнему сидел на подоконнике, не обратив внимания на приветствие мистера Т., уткнувшись в книгу по теории какого-то предмета, не имевшего ни малейшего отношения к специальности, на которую мы учились, и не говорившего мне своим названием абсолютно ничего. Мистер Т. к тому времени уже успел скрыться за дверью аудитории в конце коридора, поприветствовав студентов, мило беседующих у её входа. Они молча проводили его взглядом вглубь аудитории, после чего продолжили свой разговор, недолго посмеиваясь над внезапной встречей с этим чудаком, ходившие слухи о котором гласили, что он бывший преподаватель столичной частной академии, который по непонятным причинам покинул такую престижную работу и перебрался к нам в промышленную глушь, окрылённый желанием нести просвещение в массы и не видевший смысла просиживать годы в академии, где учились лишь те, которых судьба наградила либо щедрыми родителями, либо невероятными знаниями. Причём первых было среди студентов намного больше, и они не стремились получать знания, полагая, что в любом случае получат их безо всякого на то желания, не прилагая ни малейших усилий. Те несколько процентов, которые пробились в, считавшееся элитным, учебное заведение исключительно благодаря своему светлому разуму, были умны настолько, что дальнейшее обучение в академии, казалось, для них будет совершенно бесполезным. Причиной переезда мистера Т. многие считали его странности: он якобы имел психические расстройства по причине своих чрезмерных знаний, и уже не устраивал руководство столичной академии, слишком отличаясь своим странным поведением и нестандартной методикой от других преподавателей.
      Мистер Т., сам, будучи очень образованным и своеобразным человеком, уверившись окончательно в том, что его присутствию не рады в академии, объявил о добровольном уходе. Он узнал вскоре, что один провинциальный университет нуждается в опытных кадрах, и безо всяких сомнений и колебаний покинул столицу первым же поездом, уходившим в городок А. На руках у него была замечательная рекомендация, написанная руководством академии, которое, удовлетворившись уходом ненавистного коллеги, приложило все усилия к тому, чтобы любой университет страны принял его к себе на работу.
      Итак, надежды оправдались. Наш университет распахнул перед мистером Т. свои обветшалые двери. Его прежнее место работы, опыт и докторская степень вызывали зависть у остальных преподавателей нашего скромного учебного заведения, где, разве что каждый десятый, был избавлен от участи провести остаток своей жизни и карьеры в нашем депрессивном маленьком городке. Желанием покинуть этот населённый пункт горел каждый, ведь городок А. помогал гнить не только морально и духовно, но и физически, каждую ночь, насыщая воздух тяжёлыми металлами и другими вредными газами.
      В поведении профессора Т. все в первую очередь находили странным то, что его лицо каждый день сияло улыбкой, а глаза светились радостью, будто он получил работу, о которой мечтал всю свою жизнь. И тут происходил конфликт представлений о будущем мистера Т. и обитателей нашего университета, у которых в голове не укладывалось, как профессор с тремя высшими образованиями и докторской степенью мог довольствоваться преподаванием в университете, о существовании котором не знали уже в ближайшем относительно крупном городе. Именно это и наталкивало всех на мысль, что у него не всё в порядке с головой, раз он променял академию на пустое место, при этом сохраняя невероятную весёлость и, как всем казалось, получая больше радости от жизни, чем кто-либо другой в стенах этого учебного заведения.
      Занятия он ещё не проводил, но регулярно появлялся в университете, развлекая своим присутствием сплетниц-студенток, вызывая зависть коллег и большинства парней - детей обыкновенных рабочих промышленного городка, которым были чужды представления и идеалы высокообразованной личности.
      Мистер Т., как выяснилось позднее, работал в то время над очередной научной работой со странным названием 'Видение жизни как наука'. Он мог преподавать историю, социологию, философию, имея соответствующую квалификацию по каждой из дисциплин. Помимо этого у него был ещё диплом бакалавра одного технического высшего учебного заведения, которое стало для него первым, но далеко не последним. К моменту его окончания интерес мистера Т. был прикован к гуманитарным наукам, которым он и решил посвятить свою жизнь. Ещё три диплома магистра, несколько десятков научных работ, диссертации. Он не жалел себя, наполняя всё новыми и новыми знаниями.
      В тот день, когда я его увидел в первый раз, наслышавшись забавных историй о новом профессоре, которого выгнали из столичной академии, он произвёл на меня впечатление не самое лучшее. Я тоже посчитал его человеком, которому чрезмерная умственная нагрузка шла уже во вред, поэтому с удовольствием принялся рассказывать подобную информацию первокурсникам во время обеденного перерыва, которая вызывала непонятным образом огромный интерес. Пользуясь тем, что тема нового таинственного преподавателя часто поднималась в студенческой компании за чашкой горячего кофе, я несколько дней теперь находился в центре внимания студенческого общества и меня это устраивало.
      Но однажды, в день, который мало чем отличался от всех остальных, произошло случайное знакомство с этим человеком. Наше однообразнейшее расписание занятий вдруг разбавила несостоявшаяся встреча со старым историком мистером Л. Он, как оказалось, приболел, наверное, впервые за всё время моего обучения, и не явился в университет на один день, ссылаясь на головную боль и лёгкое недомогание, которое свойственно старикам энтузиастам, не желающим покидать место работы, даже выйдя на пенсию. Мистер Л. Был фанатиком своего дела, которому не удалось покинуть ни этот город, ни эту работу: закончив полвека назад университет, он навсегда остался верным ему, служил преданно и страстно, издеваясь над студентами и удивляясь необразованности современной молодёжи. То, что он не вышел на работу всего на один день, лишило нас надежды на возможный отдых от его поучений на этой недели, после окончания которой занятия сумасшедшего историка (такое прозвище дали ему студенты) должны были возобновиться аж в конце учебного года. Но, что поделаешь - счастья не бывает много, поэтому мы, довольствуясь его сегодняшним отсутствием, собрались было покинуть аудиторию, которой сегодня не суждено было встретить своего хозяина. Но наши светлые помыслы развеяло внезапное появление чудака мистера Т. Аудитория встретила его разочарованными взглядами, вздохами и насмешками. Планы студентов начали рушиться с каждым шагом, доносившимся из-под ног тогда ещё неизвестного человека, и окончательно рухнули, когда мистер Т. перешагнул порог аудитории. Улыбка, появившаяся на его лице вместе с приветствием, ещё больше расстроила присутствующих. Мистер Т., замешкавшись немного у порога, направился к месту, откуда обычно поглядывал на нас своим высокомерным взглядом сумасшедший историк.
      Здравствуйте! - ещё раз сказал мистер Т. с места, на котором полагается преподавателю находиться в течение занятия. Его голос звучал громче, и в нём чувствовалась уверенность, которая была, как казалось, совершенно несвойственна ему. - Вы, наверное, уже знаете, что сегодня я буду вести занятие вместо мистера Л., который чувствует себя неважно. Я бы с удовольствием вас отпустил, - тут в глазах многих студентов загорелась надежда, - но, увы, мистер Л. лично просил меня занять вас чем-то сегодня.
      Студенты одновременно громко вздохнули, изобразив общее недовольство.
      - Ваше нежелание учиться или абсолютное отсутствие в программе того материала, который мог бы вас заинтересовать - я всё это прекрасно понимаю. Это вполне естественно, и я вас ничуть не осуждаю, - продолжал мистер Т., - Но взгляните-ка сюда, - он, подойдя к окну, вдруг резко поднял жалюзи, за которыми скрывался пасмурный день, крупными каплями дождя стучавший по стеклу, - Вы предпочитаете уютной светлой аудитории прогулку под холодным дождём? Или быть может свою комнату, где вы будете лёжа на диване смотреть сериал, потом пойдёте слать приветы своим друзьям в социальных сетях, напишите фразу 'снова этот проклятый дождь' и будете ждать реакции остальных? Потом вы, скорее всего, уснёте, не сделав ничего полезного или хотя бы интересного. Или всё же вы предпочтёте получить хоть какие-то новые знания, не прикладывая к этому абсолютно никаких усилий?
      Мистер Т. отошёл от окна, не закрыв за собой жалюзи, тем самым оставив студентам возможность самим сравнивать. Невероятное совпадение - как-то только он сделал последний шаг, в окне блеснула молния, раскаты грома коснулись стен аудитории, а дождь застучал с ещё большей силой.
      Эх, - усмехнулся мистер Т., обрадовавшись, что погода играет с ним заодно - частично нарушу я обещание, данное вашему преподавателю истории, ведь считаю, что незаинтересованный слушатель и слушатель, который не желает быть заинтересованным - это абсолютно разные вещи. Поэтому предложу всем, кто хотел до моего прихода и всё ещё хочет провести время где угодно, но не на занятиях, покинуть аудиторию. Я не учту это за пропуск, не беспокойтесь. Я считаю, что человек может сделать правильный, возможно субъективный, но собственный выбор только тогда, когда на его решение не оказывает давление какой-либо иной фактор, и никакие обстоятельства не диктуют ему свои правила.
      В дальнем углу аудитории стало заметным слабое движение, и несколько фигур спешно удалились, громко переговариваясь друг с другом, посмеиваясь и зазывая жестом остальных следовать их примеру. Вскоре ещё один парень с первых рядов выскочил в проход и, догоняя своих единомышленников, скрылся за дверью.
      Мистер Т. подождал, когда аудитория успокоиться и затихнет, когда шаги и разговор покинувших перестанут доноситься из коридора. Тогда он продолжил.
      - Итак, первым делом нам необходимо познакомиться. Поэтому, дабы не нарушать старую традицию, предлагаю преступить к этому прямо сейчас. Вы думаете, наверное, что знакомство преподавателя со студентами ограничивается перекличкой? Так вот - вы ошибаетесь. Так делает большинство преподавателей, не находя в первой встречи ничего важного и особенного, стараясь сэкономить время и скорее приступить к изложению теории своего предмета. Но повторение и широкое применение далеко не всегда означает правильность и полезность. Я уделяю знакомству огромное внимание, ведь именно оно, кратковременное и внезапное, равносильно по важности длительному дальнейшему сотрудничеству. Предполагаю, что нам с вами ещё предстоит встречаться не раз, ведь с нового семестра, начало которого близится со скоростью двадцать четыре часа в день, я думаю, именно мне выпадет счастье читать вам курс социологии. Итак, знакомство - ваше первое задание, и для его осуществления мне необходимы, пять человек. Возможно, среди вас есть желающие?
      Вдруг чей-то голос из аудитории спросил:
      - А это задание будет оцениваться?
      - Да, хороший вопрос. По правде говоря, я ещё не решил. Я снова обращаю внимание на то, что ваше желание или нежелание должно зависеть от вас, а не от поставленных мною отметок. Поэтому, сохраняя интригу до конца процесса нашего знакомства, решу ставить или не ставить оценку после того, как узнаю вас.
      - Та ну-у-у... - тихо донёсся тот же голос из аудитории, растянув 'ну' до такой степени, что оно звучало около десяти секунд, медленно затихая, пока и вовсе не растворилось в тишине аудитории.
      Мистер Т. постоял полминуты, разглядывая лица нерешительных студентов, после чего вновь заговорил.
      - Значит, желающих нет. Ничего. Теперь мне придётся самому выбрать пятерых участников моего первого задания. Ведь в жизни не всегда всё происходит так, как вам хочется. Жизнь заставляет вас делать то, что ей вздумается. Я, конечно же, не претендую на роль Жизни, но мне придётся выбрать пятерых из всех вас, которые, не желают быть выбранными. Или вы не желаете идти по собственному желанию? Значит так: ты, вы двое, ты и ты, - мистер Т. не останавливаясь ни на секунду, указал по порядку пальцем на пятерых студентов, сидевших на совершенно разных местах в аудитории.
      Я обрадовался, что не оказался в числе избранных. Но мой друг, сидевший рядом, как раз угодил под прицел пальца мистера Т., когда тот произносил третье 'ты'. Пятёрка избранных медленно поднялась со своих мест и спустилась к мистеру Т., который в то самое время разглядывал не новых 'звёзд', а каждого, кто продолжал сидеть на местах. Потом он всё же повернулся к избранным.
       - Сейчас каждому из вас пятерых предстоит представить мне всех студентов находящихся в аудитории, кроме самого себя.
       В глазах избранных появилась растерянность - они знали далеко не всех присутствующих по имени и фамилии, а некоторых из них впервые видели своими глазами.
       - Для того чтобы усложнить задание, я решил, что каждый из вас должен будет не только назвать каждого по имени, но ещё и рассказать что-то о нём.
       Избранные ещё больше растерялись, уверенные в том, что ничего не смогут сказать о большинстве. Тогда один из пяти спросил неуверенно:
       - А можно не...
       Но его прервал голос мистера Т.:
       - Да, конечно, присаживайся на место. А на твоё место выйдет она, - палец мистер Т. указал на девушку, сидевшую в третьем ряду, - Я знал, что среди вас всех, нежелающих выполнять моё, возможно глупое задание, найдётся тот, кто заявит об этом первым. Остальные же, своим молчанием согласились выполнить моё задание. А эта девушка, да-да выходите скорее сюда и присоединяйтесь к избранным, которая изначально не попала в пятёрку, уже не имеет выбора.
       Я даю вам десять минут на подготовку, по истечению которых вы должны быть готовы представить мне каждого студента. А пока прошу вас выйти из аудитории и прогуляться по коридору на протяжении отведённого вам времени.
       Когда пятёрка удалилась, мистер Т. произнёс лишь несколько фраз, после чего подошёл к окну и десять минут стоял неподвижно, устремив свой взгляд на линию горизонта, над которой то и дело появлялись кривые ветви молний. Он сказал нам, что мы можем отдыхать десять минут, заниматься, чем пожелаем: разговаривать, спать, писать, читать. И строить прогнозы на то, как нас представят студенты, на мнение которых мы уже не можем никаким образом повлиять.
      - Ваша судьба в какой-то малой мере зависит теперь от тех людей, что сейчас вышли из аудитории. Ведь вы могли оказаться на их месте, всего лишь имея на то желание, но вас остановил страх перед неизвестностью, ответственностью или просто отсутствие желания.
      Спустя десять минут, мистер Т. сказал нам, что лишь один человек из пяти будет представлять нас ему. Этим человеком должен был стать тот, кто третьим перешагнёт порог аудитории. Учитывая, что в дверной проем помещался лишь один человек, ошибки быть не могло.
      Когда ручка повернулась, и первый избранный вновь появился там, откуда вышел десять минут назад, разговоры студентов прекратились, и их взгляды были обращены к дверному проёму. Вскоре все пятеро стояли уже на своём прежнем месте. Тем временем мистер Т. продолжал смотреть в окно, нарочно пропустив момент появления избранных в аудитории. Как только шаги прекратились, он повернулся к аудитории.
      - Ну и кто же это был? - обращаясь ко всем, спросил он.
      - Она, она! - начали стекаться голоса со всего зала, указывая на девушку, которая была выбрана вместо студента, отказавшегося от выполнения задания мистера Т..
      Девушка с недоумением смотрела то на студентов, то на преподавателя.
      Выдержав десятисекундное молчание, мистер Т., наконец, сказал, что только она одна будет представлять студентов. Остальных же он попросил занять свои прежние места.
      Девушка растерялась, не ведая о причине, по которой аудитория выбрала её. Теперь она боялась представлять мистеру Т. студентов, неуверенная в их адекватном отношении к ней. Услышав вопрос преподавателя и незамедлительную реакцию присутствующих, девушка строила догадки, пытаясь понять, какая информацией они руководствовались при выборе.
      - Не переживай, - начал успокаивать её мистер Т., - Просто я предупредил студентов, что представлять их будет избранный, вошедший третьим в аудиторию. Этим человеком оказалась ты. Хоть сам я и не наблюдал за тем, как вы входили в аудиторию, единогласное мнение студентов говорит, что третьей была именно ты. Я предоставил им возможность обмануть себя. Ты действительно вошла третьей?
      - Да.
      - Отлично. Тогда я внимательно слушаю твой рассказ о каждом, кто присутствует здесь. Запомни, всё, что ты скажешь сейчас о них, изменит отношение к тебе. Но как сильно и в лучшую ли сторону - зависит только от тебя. Постарайся говорить действительно то, что думаешь о человеке, без лести и оскорблений. Но надеюсь, льстить и оскорблять ты не планировала. - Мистер Т. улыбнулся и отошёл к окну, повернулся и приготовился внимательно слушать рассказ.
      Девушка представила каждого, добавив после имени несколько предложений повествующих о том, что собой представляет тот или иной человек. Про себя я узнал, что я способный студент, который редко появляется на занятиях, видно по причине нехватки большого количества ответственности или её временных ограничений, довольно общительный и наблюдательный, любящий психологию и историю цивилизаций Дальнего Востока. Я слушал про себя внимательно, улыбаясь точным фразам, которые характеризовали меня. Рассказ девушки обо всех студентах длился около двадцати минут, после чего воцарился вакуум молчания, уже через мгновение наполненный аплодисментами аудитории.
      - Замечательно. Ну как ощущения? - спросил восхищённый рассказом мистер Т..
      - Нормально, как после выполнения очень ответственного дела.
      - Успешного выполнения. Я не думал, что ты так хорошо справишься. Потрясающе. Ты единственная, которой выпал шанс самой представить себя. Лучшая награда за старания и искренность.
      - Но...
      - Да. Ты предстала перед нами честной, открытой, наблюдательной. Я видел, как на лицах студентов появлялась улыбка, когда речь шла о них. Они узнавали себя в твоих описаниях, ты говорила правду. Прежде, чем познать себя, необходимо познать других. И тогда они укажут на то, чего сам в себе не заметил бы никогда. Представлять каждого - большая ответственность, возлагаемая обществом на тех людей, которым в силу обстоятельств, по собственному желанию или по чистой случайности, как в случае с тобой, выпала честь оказаться на месте, где заслужить уважение так же легко, как и впасть в немилость. С этой ответственной задачей удаётся справиться далеко не всем. Зачастую такие люди лишь пользуются тем, что получили, не подозревая, что могли бы получить ещё больше, отдав при этом совсем немного. Но ты молодец, тебе это удалось. Можешь занять своё место.
      По аудитории пополз одобрительный шёпот.
      - Что ж, - мистер Т. взглянул на часы, - вы свободны. Вы сегодня отлично справились с тем, что от вас требовалось, и заслуживаете прийти домой и лечь на диван на полчаса раньше или..., - мистер Т. указал на окно, - погулять с друзьями. Ведь не каждый осенний день дарит нам такую хорошую погоду.
      Часть открытого окна уже не была затянута тучами, а пропускала яркий солнечный свет. Никто в аудитории, кроме мистера Т. и не заметил, что погода резко изменилась.
      - Ах, да! Чуть не забыл. Мистеру Л. я передам, что вы работали сегодня очень активно и все заслуживаете максимальной оценки.
      Мистер Т. попрощался и вышел из аудитории, нарушая коридорную тишину громкими шагами.

    Март, 2011


Рецензии