Маркеев

Заметки о Маркееве перекликаются с «Макреевками» - сделанной мной подборкой цитат из книг любимого автора.

С творчеством Олега Маркеева (Фомина) я начал знакомиться благодаря одной цитате из его романа. Речь там шла о связи каннибализма с происхождением человека разумного. Ну. Б.Поршнев об этом писал, но чтобы в боевике велись такие дискуссии!.. Заинтересовался, поискал в Интернете, а потом уже читал не отрываясь.

Олег Маркеев хороший автор боевиков. Но это трудно заметить, потому что боевики выходят у нас, как правило, под знаком брутального графоманства (или графоманской брутальности). Хорошая жанровая литература сейчас в некогда «самой считающей стране» поэтому обречена на прозябание. Выпадаешь из общего ряда – и «не такой». «Такое» читает определенная публика, под незамысловатые вкусы этой публики подстраивается серия, работает редактор и печатный станок. Быть опубликованным в глянцевой серии – значит не встретить своей аудитории, которая брезгливо отворачивается от «такого», не замечая и не таких.

  Да, Маркеева я встретил случайно, а потом прочел весь цикл про Странника и Серого Ангела. Неглупый и энергичный опыт создания мистических боевиков патриотичным русским автором. Если бы в России существовал нормальный книжный рынок, хотя бы в сегментах, связанных с массовой литературой, то книги Маркеева становились бы бестселлерами. Но не становились, теряясь среди  муры в аляповатых обложках т.н. 
 
Потом узнал, что Маркев погиб. Неужели он погиб и больше ничего не напишет?!

Через год после его трагической гибели прочел "Неучтенный фактор".
 Оказалось - это завещание.
 Поймут ли его?!

Да, очень жалко Маркеева!
 Но книги его остались.
 И те идеи и посылы, что в них заложены, будут распространяться.
 Их уже не уничтожить. Вопрос в скорости. Успеем ли предотвратить катастрофу, так ярко описанную в «Неучтенном факторе».
 



 Вот информация об этом достойном авторе, который мне так нравился:

 На Либрусеке прочитал: Недавно трагически погиб Олег Георгиевич Маркеев(1963-2009), автор известных мистико-политических романов «Угроза вторжения», «Черная луна», «Оружие возмездия», и многих других, сценарист.


 Олег Маркеев

 Описание: Родился в 1963 году. Окончил Московское пограничное училище, специальность — референт-переводчик, служил в ПВ СССР.
 Основные произведения Олега Маркеева посвящены деятельности тайного общества — «Ордена Полярного Орла» — неоднократно спасавшего наш мир, когда он находился на грани катастрофы.
 Писал так же под псевдонимом Олег Фомин
 Сценарист телесериала «Слепой».

 О своем жизненном и творческом пути Олег Маркеев говорит так: «Нас готовили к жизни и службе в одно стране, а строить жизнь и судьбу пришлось в совершенно другой. Пришлось делать выбор и срочно искать себя в новой реальности. Кому-то это удалось, кто-то сломался. Судить, насколько удачным был выбор, или осуждать кого-то -- бессмысленно. Лично про себя могу сказать, что профессия писателя для меня -- это результат поиска себя в круто изменившихся условиях существования. Путь в литературу начал с переводов, в основном -- мистических и эзотерических книг, потом родилась первая книга. Так совпали обстоятельства, что мне повезло, и путь в новую профессию оказался не столь труден, как у нынешнего поколения начинающих авторов.
 Что касается жанра моих произведений, если не хотите обмануться в своих ожиданиях, то не стоит их относить к фантастике. Безусловно, это не классическая фантастика или фэнтези. Скорее, это политические романы, где вымысел и фантазия нужны только для того, чтобы выдвинуть неожиданную версию всем известных политических событий и создать на ее основе захватывающий сюжет. Мистика и эзотерика тоже присутствуют, но лишь в той мере, какая необходима для сюжета и не более того, что существует в реальном мире. Без фактора существования «тонкого мира», тайных орденов и эзотерических знаний, равно как существования спецслужб и государственных секретов, любой анализ будет неполным, а картина мира неадекватной. Читатель, я уверен, ищет в книгах не только развлечения, но и знаний. Искусство писателя в том и состоит, чтобы точно отмерить пропорцию одного и второго».
 Несмотря на такую автохарактеристику, некоторые произведения Маркеева, в том числе оккультно-криптоисторическая трилогия об Игоре Корсакове и киберпанковский роман «Дигитал», изданы в сериях фантастики. По всем признакам является фантастикой и антиутопия о близком будущем «Неучтённый фактор» (а её ранний вариант «Особый период» был первым романом автора). Относить ли к фантастике другие его романы, в которых элемент мистики играет иногда значительную роль, зависит от читателей.
 Список книг:

 Научная Фантастика
 - Австралийский газонокосильщик
 - Как я убил Лимонова
 - Стриптиз
 - Хроники Нового Средневековья

 Киберпанк Триллер
 - Дигитал

 Ужасы и Мистика
 - Таро Люцифера

 Публицистика
 - Демон Власти

 Боевая фантастика
 Золотые врата
 - 1. Золотые врата 1
 - 2. Черное Таро
 - 3. Врата Атлантиды

 Странник(Маркеев)
 - 1. Угроза вторжения
 - 2. Черная Луна
 - 3. Оружие возмездия
 - 4. Тотальная война
 - 5. Цена посвящения: Серый Ангел
 - 6. Цена посвящения: Время зверя

Это библиография. Теперь мои читательские заметки о некоторых книгах Олега Маркеева.
 
«Угроза вторжения»
 
  Конспирология цветет и пахнет. Орден Полярного Орла традиционно защищает интересы России. Глава местного кагала, скрывающийся за скромной личиной администратора Большого театра, диагностирует Угрозу Вторжения. Чужие деньги, а значит чужие люди с чуждыми интересами, рвутся в страну – находящуюся в «раздрае» Россию образца 1994 годы. Надвигается чеченская война, грызня спецслужб, заказные убийства… Но есть враги и пострашнее. С ними борются главный герой: бывший офицер, ставший посвященным, совместно с бывшим советским цеховиком – гением предпринимательства, прокручивающим свою последнюю операцию. Динамичнейший экшн, неглупые рассуждения о политике: «Только глупцы и наполеончики из провинции считают, что к власти можно пробиться. К ней ведут, незримо контролируя каждый шаг, помогают стать фигурой, чтобы сделать ею нужный ход в нужное время».
И много чего еще… Вражеский агент "Кукушка" выходит с конспиративной дачи (незадолго до этого Максимов доводит ее до любовного исступления - врага надо любить, но не забывать, что он враг!). А вот агент ордена Бруно героически погибает на осажденной даче.
Вокруг почти все гибнут, но главному герою удается выиграть и спастись. Ведь действует правило, что «трясти задницей по лесам и подрывать вместе с собой объекты даже Бобик сможет. Если ему к хвосту гранату присобачить. Научись работать головой, сынок. И тебе цены не будет. Для тупых, но исполнительных эвакуация не положена. А за умницу, способного добывать ценные сведения, я такую операцию спасения закачу, чертям тошно станет! Работай головой, волчонок, приучи себя думать постоянно! Только так можно выжить»...


Продолжение -  «Черная Луна»
 
 
  «Или грохнут, или трахнут», — оценил он обстановку».
Это когда герой пробрался на подмосковный шабаш ведьм, с которого его подружка-помощница живой не вернулась… Пошла война без правил – угроза в ведьме, набравшей огромную силу. Её предшественницу ухайдокали еще тамплиеры, а тут остается справляться своими силами. Данное противоборство разворачивается на фоне печально известной кампании «голосуй или проиграешь», на заднем плане маячит коробка из под ксерокса, Москва под угрозой гибели…
«Черная луна» - хороший пример мистического боевика. Опасная игра – трехмерные шахматы. К обычной политической мерзости примешивается нечистая сила. С большим трудом ее удается остановить, но победа, как говорится, неполная.

 «Оружие возмездия»
 
  Рецепт крутого мистического боевика: тайны третьего рейха, тамплиеры, масоны, тайные общества, Грааль, янтарная комната, древние артефакты, остров Рюген (Буян), пси-оружие, тайные документы и патриотизм, питаемый памятью о Великой отечественной войне.
«Война во всем виновата. С сорок первого по сорок пятый мы потеряли почти полностью всех, рожденных в двадцатом году. Посмотри любой справочник по демографии. В пятидесятом у нас был жуткий провал, потому что те, кому в войну было девятнадцать- двадцать два, погибли. Пришло их время становиться отцами и рожать детей, а их нет - погибли. В шестидесятых был всплеск, но это рожали те, кто родился в сороковых. Они еще помнили войну, и память эту с генами передали детям. А у этих детей в большинстве своем нет дедов. Только вдумайся! Род прерван, нет цепочки жизни. Ходят по земле сорокалетние здоровые мужики и не знают, что память их тел войной мечена и род их прерван. Вот и мрут неожиданно, потому что по всем древним понятиям не жильцы они на свете».
  На сей раз, «Странника» Максимова занесло в янтарный край – Калининград, где он находит свою любовь и ему помогает Серый ангел – прокурор Злобин.

«Странник: Тотальная война»
 
 Цитаты:
 того, что пишут в их (РФ)газетах, в нормальной стране хватило бы на то, чтобы устроить еще один Нюрнбергский процесс.

 В нашем климате от безысходности и тоски только водка и помогает

 газовый магнат с ненормативной лексикой, цековский ветеран с ущемлением поясничного нерва, интриган-железнодорожник, гуманитарий-милиционер и еще пару совсем уж невзрачных личностей. На роль Пиночета не годился никто. А всем накануне голодной зимы почему-то хотелось именно Пиночета. Особенно после мальчика киндер-сюрприза, объявленного главным виновником всех бед.

 Кое-как успокоившись и очередной раз стерев плевок с лица, незлобливый русский народ занялся тем, что умеет лучше всех в мире, - выживанием.

«Странник - Серый Ангел»
 
 
 "Серые ангелы" - это из "Часа быка" Ивана Ефремова.
Социум обречен на мучительную и бесславную смерть, если не может выделить из своей среды Серых Ангелов - мстителей за униженных и оскорбленных, за попранную властями справедливость. И тогда Кривда полностью торжествует над Правдой, которую попросту некому защитить. Невосстанавливаемое Равновесие заканчивается гибелью общества. Мечты о подобии Серых ангелов живут.
 Но пока они только в книгах.

 Пока же:
 В наших местах отправления правосудия Фемида мерещится подслеповатой, сварливой, неопохмелившейся бабой, нечистой на руку и злой на язык. Фигурой и нравом она подобна народной судье, даме бальзаковского возраста, в первой стадии маразма и последней фазе климактерического психоза. В руки бы ей вместо меча ментов-скую дубинку, вместо весов гирьку - вот и вся аллегория.

 Вот в царской России, я читал, практически ни одного бесхозного трупа не было.

 В старых нравах смысла было больше, чем в наших законах.

 Горское понятие о чести и воровские понятия - коктейль еще тот.

 Кто Богу не грешен, царю не ответчик.

 

«Странник: Цена Посвящения»
 
 
  Отличная вещь, в своем роде, конечно.
 Итак, борьба продолжается. В силовых россиянских силовых структурах находится честный и неподкупный прокурор (!!!), который и помогает нашим героям вести борьбу со злом. Зло в этот романе олицетворяет натуральный Оборотень, поживший в лесу и отведавший человечины. Символично, что его бизнес связан с «черным пи-аром», столь популярным во второй половине 90-х годов. Когда в годину нынешних реформ сама жизнь превратилась в непрекращающееся неприкрытое насилие над здравым смыслом и человеческим достоинством. Тогда, Запад был готов и дальше менять сникерсы на нефть, но требовал пристойного имиджа от российских политиков и бизнесменов. Поэтому многие капиталы и биографии также нуждались в срочной отмывке. А как это сделать? С Запада подсказали — «пиар».
Поскольку речь об оборотнях, то встает вопрос, в чем же заключается природа человека. В романе есть знаменитый фрагмент, ей посвященный: «Предок человека не самая «умная» из обезьян, а самая мерзкая, слабая, приспособленчески хитрая и коварная тварь из всех, что имела Природа в своем распоряжении. Мало того, что Прачеловек питался падалью и трупами, для разделки которых и использовал пресловутые «орудия труда»: все эти кремневые тесала, ковырялки и скребки, на которые молятся до сих пор палеоантропологи. Но он еще и был адельфагом — пожирателем себе подобных. Именно систематическое убийство и пожирание соплеменников стало коренным преимуществом этой слабой твари в жизненной борьбе с другими, более «благородными» хищниками. Свой резерв мяса и костей племя всегда несло с собой и могло не бояться бескормицы. Кончатся коренья и трупы животных, пустим под кремневый нож своих. Вот такая убийственная логика. До такого не «додумался» ни один зверь, а Прачеловек, «мысля» таким образом, сделал шаг к Человеку Разумному. Убийство своих стало нормой, фактором выживания вида. И протостадо начало оформляться в первичное сообщество со строго закрепленными функциями по линии «пожиратель — жертва». Одни от рождения имели «волю к власти» — способность направлять агрессию на своих, видя в них потенциальный кусок мяса. Другие, имевшие «власть над волей», удачно имитировали повадки сильных и «разъясняли» слабым, обреченным на заклание, почему мир устроен так, а не иначе. Из первых, агрессоров и хищников, впоследствии выросли цари и тираны. Вторые составили цвет жречества и идеологического аппарата: от журналистов до светил общественных наук. А основная масса приспособленцев-диффузников стала народом, людишками, быдлом и электоратом. Вся биологическая эволюция в рамках социума шла по линии выбраковки непокорных. На ранних этапах их просто поедали, позже морили голодом и сажали на цепь. Откройте любой английский роман прошлого века — и вы найдете прекрасно выписанные портреты верных дворецких. Это венец селекции, как овчарка есть высшее достижение в служебном собаководстве. А способы промывки мозгов? От массовых добровольных жертвоприношений ацтеков — по двадцать тысяч за раз! — до двадцати миллионов в ходе четырехлетней войны двух тиранов. Выжить в условиях общества, которое хуже стаи волков, можно было, либо лучше всех ползая на брюхе перед сильными, либо став сильным, сбросив с себя оковы страха и чуждого внушения. Так появились неоантропы — «новые люди». Они способны к абстрактному мышлению и созданию убедительных образов не хуже, чем самые изощренные профессиональные и прирожденные суггесторы. Их воля не уступает бешеной жажде агрессора. Но она не разрушающая, а созидающая сила. Сила, направленная на обретение и удержание баланса жизни, а не на организацию вечных встрясок и потрясений, до которых так охочи все правители». Как видно, оснований для оптимизма нет, но не все безнадежно. Тотальная война человеческого и звериного продолжается. И арена её – сердца людей.


«Неучтенный фактор»
 
 
 - За право жить надо платить жизнью. Другой цены нет.

 Шедевр в жанре политического триллера и ужасающе правдоподобная антиутопия.
 "Лебединая песня" Олега Маркеева.

 Язык просто отличный. Не тургеневский. конечно, но для того, чтобы передать описываемые события, подходит идеально.

 Глава 13 - кульминационная в плане сюжетного и психологического напряжения.

 Давно я не испытывал такого удовольствия от текста   и не реагировал с таким пониманием на идеи автора….


Но помимо серии приключений главного героя – суперагента Максимова, у Маркеева есть и другие интересные книги. Например,




 «Золотые врата»
 
 
Первый роман трилогии - наиболее удачный. Несмотря на мистический антуаж и невероятные события, все правда. Слой культуры очень тонок и из под него на поверхность постоянно лезут чудовища.
Да "Позднее будет поздно..."

«Дигитал»
 
viktork 24 июня 2010 # Оценка: 8
 Вроде бы очень высокая оценка для боевичка, что читают, попав в больницу. Но в своем жанре Маркеев – лучший. Триллеры, по сути, мистическая фантастика. С предыдущими романами связь только косвенная (через прокурора Злобина). Сюжет хорошо закручен – компьютерные игры и перестройка психики. И все это на фоне 2000 года в Москве. Пишет Маркеев смачно («Хватит в одну харю веселиться!») и точно: «Все политики и генералы - ненаигравшиеся дети. Испорченные дети. Вырастая, они бросают в пекло не оловянных солдатиков, а живых новобранцев с оловянными от страха глазами. Компьютерная игра как виртуальная реальность избавляет самого игрока от невроза, а других людей - от проблем общения с невропатом. Скажем так: если до ряби в глазах наиграться в авиастимулятор и на час почувствовать себя асом, то нет нужды становиться президентом, чтобы полетать на истребителе». Жаль, что автор не слишком известен. Конкуренцию западным авторам не составит – рынок не тот, а в нашей стране его тоже по достоинству не оценят – тонет среди графоманов. Но кто успел узнать Олега Маркеева, получает от его книг большое интеллектуальное и эмоциональное удовольствие, хотя «Дигитал» не самый лучший его роман.
Цитата:
 Российская власть на всех уровнях и во всевозможных рангах от верноподданных ждет или пресмыкания, или хамства. И ничего больше. Правда, ничего больше и не получает.
"Промывка мозгов" всегда дешевле, чем забота о полноценном отдыхе и адекватном развитии личности и психики подчиненных. Человек, считающий себя всего лишь и только опером, прекрасный подчиненный и функционер, но обречен как биологический объект. Как человек…

2005 - 2010

Заключительные замечания
Приведенный выше текст – это лишь краткие заметки. Они случайны, хаотичны и субъективны. Но идеи погибшего писателя можно вполне использовать и в научных статьях. В паре журналов попробовал.
Горечь от потери писателя, с которым никогда лично не пересекался, сродни чувствам от смерти близкого человека. Есть же не только физическое, но и духовное родство. Ну « и вечный бой, покой нам только снится»…
Правда, при чтении патриотических боевиков, Олега Маркеева или, например, Сергея Алексеева и других нельзя забывать одну важную вещь. Ни ордена Полярного орла», ни супер-агентов, ни патриотических спецслужб, заботящихся о интересах народа и страны, ни наших политиков-стратегов - ничего такого у нас нет! И «Серые Ангелы» - это, по большей части, образ-вымысел. По сути дела, МЫ ПРАКТИЧЕСКИ БЕЗЗАЩИТНЫ.
И бБеззащитны будем, если просто станемчитать о подвигах супергероев, чтобы забыться и расслабиться. Тогда можно попасть в ситуацию, о которой сказала Марина Струкова в своем уже давнем стихотворении: «Спите, трусы! Вас спасут герои, человека три на всю страну». Таким образом, «маркеевки» могут расслаблять волю, симулировать подвиги в воображении, борьбу в фантазии, наподобие компьютерных игр, когда захватывающая виртуальность отвлекает от реального положения дел. Скучно и грустно, «господа»!
Но бывает и ситуация, когда человек перестает надеяться, что его «спасет» (так называемый бог, супер-герой или счастливое стечение обстоятельств) и начинает спасать себя сам (и Родину заодно!), несмотря на то, что он слаб телом, не гениален умом, колеблется и трусит в душе и не обладает навыками агента Максимова.
Это наши настоящие герои. Если будут они, то помощь супер-героев – это дело времени, техники и спецподготовки. О.Маркеев кое-что про это написал.


Рецензии
Спасибо за интересную информацию, прочёл с удовольствием!
С уважением,

Владимир Воронцов 69   23.03.2016 17:46     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Всего доброго!

Виктор Клёнов   29.03.2016 15:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.