Приблизить и не приближаться

Вы не находите противоречия между этими призывами? С одной стороны: приближай евреев к Торе. С другой стороны: не приближайся к злодею.
Где проходит граница между просто евреем и тем, кто совершил недостойное дело?
Например, некий еврей приезжает в вашу синагогу по субботам регулярно на машине. Вы – староста этой синагоги. Что делать – гнать прочь или подождать, когда образумится?
** **
Итак, первая наша тема – приближение.
Написано про Авраама и Сару (Берешит 12:5): "И души, которых сделали в Харане".
Раши: ввели людей под сень Шхины. Авраам привлек к Торе (гиер) мужчин, Сара – женщин.
Мудрецы: что значит "сделали"? Разве можно сделать, сотворить душу? Даже для того чтобы сделать комара – надо поместить в него животную душу. Кто это умеет? Но учим отсюда, что тот, кто привлекает к Торе, как бы создает новую душу.
Известно высказывание: на том месте, где стоит бааль-тшува, не сможет стоять полный праведник.
Об этом такая история.
Послал перед своей смертью адмор из Карлин, раби Шломо, группу своих учеников учиться к адмору из Нисвиж (по-местному Нясвіж, это в Литве, ныне Белоруссия). Среди этой группы был рав Ури, будущий адмор из Стрилиска.
Итак, пришли ученики к раби из Нисвиж. Смотрят, а вокруг того огромная толпа из местных учеников и гостей.
И тут раби Ури заметил среди гостей одного богача с порочным лицом. Тут же понял, что тот совсем недавно совершил тяжкий грех против Торы. Удивился раби Ури: как таких людей не видит адмор из Нисвиж?
В эту же секунду его подзывает к себе адмор из Нисвиж и говорит шепотом: реб Ури, сейчас же покинь наш шуль (синагогу).
Раби Ури быстро вышел наружу, прошел через весь город – и вошел в какую-то синагогу. И почти тут же за ним вошел раби из Нисвиж. Приблизился и сказал: "Я знаю, зачем послал вас ко мне ваш рав и учитель, раби из Карлин".
Выждал паузу и продолжил: "Чтобы вы научились, что необходимо любить любого еврея – даже большого грешника. Ибо надо его вернуть к Торе. А это можно сделать только любовью. И тогда на том месте, где стоит человек, который помог другому вернуться к Торе, не встанет даже полный праведник".
(;;; ;;;;; ;;;;;;, ;;;;;;)
Вам в этом рассказе все понятно? Если да, то переходим ко второй теме.
** **
Не приближайся к злодею.
Написано (Берешит13:14): "И сказал Всевышний Аврааму, после того как Лот с ним расстался".
Раши: все время, пока недостойный Лот был рядом с Авраамом, Всевышний не разговаривал с ним.
Откуда мы знаем, что Лот был недостойным человеком? Из того, что он решил поселиться в долине города Сдом, о котором Тора написала, что его жители были злодеи.
Вывод: Всевышний – только с тем, кто удалился от злодея.
Рамбам пишет в "Яд Ахазака", что любой человек перенимает обычаи и привычки своего окружения. Он поступает и думает, как поступают и думают люди его места. А поэтому надо выбрать себе правильное место жительства. Об этом сказал Тора: живи рядом с мудрецами, чтобы учиться у них не только мудрости Торы, но и мудрости обычного поведения. Поведение (дерех эрец) предшествует Торе!
Теперь история.
К одному раву обратился человек с такой проблемой: сказал, что его сын попал под плохое влияние нескольких мальчиков с улицы. Теперь боится, как бы ни стал наркоманом.
Рав сказал: надо срочно переезжать в другой район!
Тот ответил, что на это нет денег, он тут привык, люди здесь хорошие – вот только улица!
Рав спросил его: я слышал, ты много лет прожил в Америке? Почему?
Оказалось, что его дочь заболела, нужна была операция. Семья поехала в Америку и там задержалась. И лишь несколько лет назад вернулись обратно в Эрец Исраэль. Теперь нет сил на новый переезд.
А почему вы туда поехали?
В Америку? Как почему – дочь болела.
О, из-за физической причины ты готов сменить место жительства, а из-за причины плохого влияния – нет? Сейчас у тебя еще большая опасность, чем раньше! От злодейского влияния надо бежать.
** **
Так что будем делать – положительно влиять или бежать куда подальше?


Рецензии