1. Выбор лидера и образование социальной группы

                Предисловие

              В этой работе использованы непосредственные наблюдения за социальным поведением людей в течение всей моей жизни (приблизительно  в 40 социальных группах) и документальные фильмы о социальном поведении людей и животных. В частности, документальный телесериал «Последний герой», в котором его участники по условиям проекта постепенно отчисляли с острова всех, пока не оставался один, который и был «последним героем». В конце каждой серии «последним героем» всегда становился естественный  лидер, которого официально выбирали в самом начале поселения на острове,  чаще  это был мужчина. А "неформального" естественного лидера, которым всегда была женщина, люди отчисляли, не смотря на то, что во многих случаях она, как лидер, была сильнее. В нескольких сериях была завуалированная травля изгоя, временная или постоянная.

                                Выбор  естественного лидера и образование социальной группы

           Организация незнакомых людей в социальную группу происходит очень быстро, и тем быстрее, чем меньше людей. Но и в большой группе, например, более 50 человек, это происходит тоже быстро. Достаточно лишь чуть внимательнее приглядеться к людям со стороны, чтобы это увидеть. Опишу два наблюдения, где процесс выбора лидера и образования социальной группы наиболее хорошо заметен.
          Дети были собраны для отправления в пионерский лагерь и ждали автобуса. Они ещё ничего не знали друг о друге, не успели узнать, они только молча присматривались друг к другу. На их лицах были беспокойство и тревога. Так прошло полчаса. Наконец, кто-то из воспитателей объявил, чтобы никто не расходился, так как скоро начнётся посадка на автобусы. Стало очевидно, что весь лагерь уже в сборе. Через несколько минут от группы детей около 60 человек, из разных мест отделились 5 наиболее уверенных, смелых, активных и смышлёных мальчиков, лет по 12-13. Каждый из них вызывал симпатию и уважение, и каждый мог бы быть лидером. Подойдя друг к другу, они искали взглядами ещё кого-то. Наконец, они увидели мальчика, которого предстоящий отъезд как будто совсем не волновал. Он не беспокоился и не нервничал - как остальные. У него был спокойный, уверенный, благодушный и скучающий вид. Лица мальчиков осветила радость, и они тут же направились в его сторону. Каждый из них, подойдя к нему, представлялся и пожимал ему руку. На их лицах были написаны уверенность в выборе и уважение, они как бы молча говорили ему: «Ты тот, кто нам нужен». Он был удивлён и благодарен. Мальчики вздохнули с облегчением, как будто сделали, наконец, тяжёлую и важную работу. Закончив с выбором лидера, подростки стали оглядываться по сторонам и рассматривать окружающих детей. Осмотр их удовлетворил. Но вот они увидели одного мальчика, у которого было злое выражение лица, и он ни на кого не смотрел. С удивлённо-возмущёнными лицами ребята направились к нему, но он, не глядя на них, всё с таким же выражением лица надел рюкзак и быстро пошёл к автобусу, так как объявили посадку. Один из мальчиков бегом обогнал его и заглянул ему в лицо. И тут же с облегченным и обрадованным видом вернулся к группе лидеров и молча, мимикой и взглядом успокоил их, что всё в порядке. Рядом со мной стоял ещё один мальчик, который смотрел на толпу ребят со смешанным выражением лёгкого беспокойства и радости от ожидания предстоящих перемен. Он, как и я, смотрел на толпу в  центре площади, но не видел того, что происходило. Мальчики посмотрели на него строго, но  подходить не стали. Он не заметил этого (или не обратил внимания). В автобусе избранный лидер неожиданно повернулся к этому мальчику и посмотрел на него. На его лице были написаны: обида, удивление и насмешливо-возмущённое пренебрежение, что можно было  перевести на язык слов приблизительно так: я не достаточно хорош для тебя, чтобы признать меня лидером? Но тот мальчик опять ничего  не понял. В лагере лидеры называли этого мальчика "профессором", хотя ни стремления к знаниям, ни особого ума или таланта этот ребёнок не обнаруживал. Они дали ему прозвище: "профессор" потому, что  он имел своё собственное мнение, отличное от их мнения и мнения всей группы (которое совпадало с их мнением), но не преследовали его. Выбранные лидеры своей активностью делали интересной жизнь всех детей в лагере. В том числе - и жизнь мальчика, которого они добродушно называли "профессором".
           Во время выбора главного лидера, действия мальчиков были осознанными. Они понимали, что выбирают лидера. Каждый из них представился избранному лидеру, пожал ему руку и выразил ему своё одобрение. А слова и жесты - это осознанные действия.   Но сам выбор они не могли совершить осознанно, потому что они ничего не знали о выбранном ими человеке. Они выбрали его  точно так же, как выбрали их самих: увидели его издали и сразу поняли, что он - самый сильный лидер
           А вот пример выбора лидера в малой группе среди взрослых людей. В этой группе уже был координатор — экскурсовод.  Причин для сознательного выбора нового лидера как будто бы не было.
            Члены туристической группы постепенно собирались на вокзале. Люди держались безлично и настороженно (позже выяснилось, что все они хорошо знали друг, друга, а трое из них были близкими родственниками). Когда экскурсовод объявила, что вся группа  в сборе (8 человек), - неожиданно наступила тишина. Люди как будто ощущали растерянность и беспокойство. Они молча вопросительно заглядывали в глаза друг другу. Наконец их взгляды остановились на мне. Они подошли ко мне и требовательно посмотрели мне в глаза. Я физически ощущала, что от них ко мне как бы тянутся невидимые руки с требованием: "Дай"! Я не знала, чего они хотят, но знала, что у меня этого — нет. "Нет", - молча ответила я им. Разочарованные они отошли к другой женщине, которая уже успела подружиться со мной, и стояла  рядом. Застенчиво и покорно улыбаясь, они молча смотрели на неё. В их глазах был вопрос и надежда. На язык слов это можно перевести так: "Ты - наша мама?".  Выражение её лица и глаз было строгим, его можно было перевести на язык слов следующим образом:  "Может быть. Если заслужите. Я подумаю". Их глаза и лица выразили готовность подчиняться. Она снисходительно молча согласилась. Вся группа с надеждой и благодарностью робко смотрела на неё, как на высшее существо, которое даст им нечто крайне важное.  Эта молодая женщина вела себя приветливо, спокойно, скромно, без видимой агрессивности или властности. И никогда не высказывала мнения, отличающегося от общепринятого. Из разрозненных людей она создала сплочённую группу, не проявляя никакой активности. Она ничего не говорила и ничего не делала, она только смотрела в ответ  на их ищущие взгляды: строго, сурово, поощрительно, ласково - и т.п. И каждый из них был сплочён только с ней, а не друг с другом. Именно она решала, куда всем идти и что делать. Все сразу соглашались, и конфликтов не было. Например, в последний день отдыха лидер спокойно и уверенно запретила одной из женщин группы (которая недавно вышла замуж) пойти вместе с мужем на небольшую цветущую гору с кристально чистыми ручьями. Это было в феврале, и в местности, из которой они приехали, была зима. Взамен лидер предложила им этот день провести вместе со всеми. При этом она предлагала не прощальную вечеринку, а обычное общение. И та женщина, глядя  на лидера преданно и покорно, с искренней любовью и восхищением, можно сказать, с благоговением, с восторгом подчинилась.  Молодая  супружеская пара на гору не пошла.
          В этом примере нового лидера  выбрали  без слов и жестов, только взгляды и едва уловимые изменения мимических мышц, которые обычные люди не замечают и не осознают. Таким же было и последующее общение между лидером и группой.
          Оба примера наглядно демонстрирует инстинктивную природу социальных отношений, особенно - последний. Все члены туристической группы (кроме меня и будущего лидера) были из одного и того же украинского села, рабочие по уходу за скотом, доярки, трактористы. Своим лидером они выбрали человека не из своей среды, очень сильно отличающегося от них во всех отношениях: молодую интеллигентную женщину (инженера конструкторского бюро), горожанку, еврейку. И беспрекословно подчинялись ей, глядя на неё с благоговением, как на высшее существо. Их выбором и поведением руководил не разум, а инстинкт.
            В основном, люди осознают своё инстинктивное поведение во время действия полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Но когда речь идёт о поведении людей в социальной группе, то они уверены, что социальный инстинкт обусловливает у них лишь стремление к жизни в обществе и образование иерархии, а поведением руководит разум.
Действительно,  люди постоянно осознают себя и свои действия, очевидно, сознательные и произвольные. Они мыслят. Они в любой момент могут прервать эти действия. И потому им  кажется, что всё их социальное поведение -  сознательное.  Но если внимательно наблюдать за собой и за людьми, то можно заметить, что многие действия у всех людей являются единообразными, начинаются  с соответствующих им влечений к определённой цели, и  эти влечения также есть у каждого (но – в разной степени выраженности). Т.е. это –  инстинктивные стремления и действия. Человеку ХОЧЕТСЯ делать то, что велит ему инстинкт, он делает это добровольно, как бы по собственному желанию. Правильное поведение и удовлетворение влечения награждается удовольствием и радостью. И потому я назвала это воздействие инстинкта на сознание «поощрительным действием инстинкта». Неправильное поведение или игнорирование влечения наказывается отрицательными эмоциями. И потому я назвала это «наказывающим действием инстинкта».  При появлении ситуации, подходящей для удовлетворения влечения, включается исполнительная программа инстинкта. В приведенных выше примерах в обоих случаях выбор лидера начинался только после того, как становилось известно, что ВСЕ члены будущей группы уже собрались. Т.е. сложилась нужная для выбора лидера ситуация. Но сам выбор был неосознанным. Надо думать,  осознание ситуации автоматически запускало программу инстинктивного поведения.
           Исполнительная программа социального инстинкта состоит из множества безусловных рефлексов  (как и у животных). Каждый рефлекс включается на строго определённый раздражитель. Но безусловные рефлексы общения  осуществляются посредством излучения мозга, и не осознаются, как рефлексы. Наиболее наглядный пример такого рефлекса - непроизвольное оборачивание во время взгляда за спиной на относительно далёком расстоянии (на очень близком расстоянии человек может ощутить тепловое и эмоциональное излучение от тела смотрящего и обернуться произвольно, при нежелании он может не обернуться). Непроизвольное - означает рефлекторное, очевидно, в ответ на направленное излучение мозга другого человека. Взгляд, который заставляет реципиента непроизвольно обернуться, тоже инстинктивный. Сознательно можно долго и упорно смотреть в спину того же самого человека, но он не обернётся. 
            Если  безусловные рефлексы общения включаются на строго определённые сигналы, это значит, что между этими рефлексами есть промежутки. Вероятно, в промежутках между безусловными рефлексами включается мышление, что даёт возможность людям (и другим млекопитающим)  анализировать ситуацию и при необходимости - прерывать свои инстинктивные действия в соответствии с её изменениями.  Человек, ощущая то или иное инстинктивное чувство, не  осознаёт, что оно возникло рефлекторным путём, а его социальное поведение направляется инстинктом. И объясняет себе всё это с позиции осознанного восприятия мира. Например, чувство уважения. Разумом люди уважают друг друга за различные достоинства: ум, силу воли, таланты и умения, и т.д. Инстинктивно -  тех, у кого более сильная лидерская программа, и тех, кто победил в инстинктивной психической борьбе, даже если он неправ. Ощущая инстинктивное уважение к человеку, они наделяют его качествами, которые с их точки зрения являются достоинствами, часто не замечая, что у этого человека таких качеств нет.
           Осознанная мимика людей, хорошо заметная, выражает их чувства и эмоции. Я заметила, что в промежутках речевого общения люди  общаются между собой на языке едва заметной тонкой мимики и взглядов, выражающих их МЫСЛИ, которые они хотят сообщить друг другу без слов. Например, взяточник осознанно молча требует у просителя взятку. И проситель сразу  это осознаёт. Но каким образом взяточник молча требует  деньги, и как проситель это понимает, люди не задумываются. Они общаются на немом языке, не зная, как  они это делает, и не думая о том, что это — тоже речь. Т.е. это - произвольное сознательное общение неосознанным способом, который я назвала «инстинктивным языком немого общения». На этом языке люди выражают только конкретные понятия, касающиеся общения. Как в социальной группе, так и вне её, люди  почти постоянно произвольно общаются на  инстинктивном языке немого общения и непроизвольно - путём безусловных рефлексов, осознавая только результат этого общения.  Оба вида общения и поведения, сознательное и инстинктивное, постоянно переплетаются и дополняют друг друга.
           В литературе очень много описаний удивительного взаимопонимания между животными и людьми. Я заметила, что  не только люди, но и другие млекопитающие общаются между собой и с людьми  посредством инстинктивного языка тончайшей мимики и взглядов, и при этом их немая речь и понятия, которые  они передают с помощью этой речи (на темы общения, чувств и удовлетворения потребностей), не очень сильно отличаются от человеческих.
          Тончайшие изменения мимики  и взглядов во время произвольного немого общения фиксируются на фото и киноплёнке, великие художники умели изобразить эти изменения мимики и выражения глаз на полотне.  Но большинство людей не видят этих тончайших изменений ни при просмотре кинофильмов, ни на фотографиях, ни на картинах. Например, долгое время люди замечали нечто загадочное в картине Леонардо да Винчи "Мона Лиза", и думали, что загадка кроется в её улыбке. Но только в конце прошлого века некоторые из них заметили, что глаза на этом портрете - мужские, и, вероятно, принадлежат самому Леонардо. Возможно, люди не различают мельчайших изменений мимики и выражения глаз подобно тому, как не различают слишком мелких деталей узора (который они воспринимают, как пятно). Но их мозг – различает, ибо, судя по последующим изменениям  поведения, люди получают  результат неосознанного анализа немого общения в виде «интуитивного» знания или чувства.  Людей, осознающих немой язык, относительно немного. Чаще их можно встретить среди творческих личностей и цыганок-гадалок (которые «читают» по лицам).
          Одним и тем же людям в разных ситуациях хочется властвовать или подчиняться, вести за собой или быть ведомыми, защищать или быть защищённым. И удовлетворение  этих влечений в каждом случае награждается радостью и удовольствием. Естественный лидер в одной группе, попав в другую группу, может  быть подчинённым. Можно сделать вывод, что в каждом человеке есть  и инстинктивная лидерская программа, и инстинктивная программа подчинения. Лидерские программы отличаются между собой. Чем большее количество людей может объединить лидерская программа, тем более высокую ступень в групповой иерархии занимает её обладатель. При этом каждый  является и лидером, и подчинённым – по отношению к ниже или выше стоящим членам группы. Иерархия группы обеспечивает заменяемость лидеров. При гибели или уходе лидера его место занимает наиболее авторитетный член группы. Видимо, выбор лидера - это неосознанное сравнение собственной лидерской программы с лидерской программой окружающих. После чего толпа разделяется на как бы безликую массу и несколько авторитетов, равных между собой. Выбранные авторитеты выбирают главного лидера.  То же самое происходит и в случае, когда люди хорошо знают друг друга и осознанно выбирают лидера, например, на профсоюзном собрании. И не подозревают, что их мнение о кандидате продиктовано им социальным инстинктом и неосознанным анализом, в результате чего их мозг вычислил, что выбранный ими человек по отношению к каждому из них – лидер. Люди осознанно выбирают того, кого до этого уже выбрал их социальный инстинкт.  Лидер, назначенный только за его достоинства, без учёта его «организаторских способностей», является формальным и неосознанно подчиняется инстинктивно выбранному лидеру.
          Отличия в поведении естественных лидеров дают основание заключить, что существует два основных вида лидерских программ. Оба вида лидеров объединяют людей и создают социальные группы. Оба - управляют как инстинктивным, так и сознательным поведением группы. Но по-разному. Одни, преимущественно женщины, ведут себя тихо и незаметно, управляя членами группы молча, с помощью едва заметной мимики и взглядов. Такого лидера можно не заметить, если он не занимает руководящий пост. Но лидеры этого типа никогда не управляют совместными рассудочными действиями, которые требуют инстинктивного единения. Такими действиями управляют естественные лидеры второго типа, чаще мужчины.   Они ведут себя активно, говорят речи, командуют, их не заметить нельзя.  Естественных лидеров первого типа я назвала «инстинктивно объединяющими лидерами» (ИОЛ), лидеров второго типа — «ведущими лидерами» (ВЛ). В описанных выше инстинктивных выборах  естественного лидера, выбранные мальчики были ведущими лидерами, а выбранная женщина - инстинктивно объединяющим лидером.
            На посту руководителя поведение лидеров обоих типов зависит от качеств их личности (что, вероятно, и обусловливает  их кажущееся многообразие). Инстинктивное поведение лидеров каждого типа в аналогичных ситуациях всегда одинаковое, каким бы разумом и душой они не обладали.
          В течение жизни я наблюдала множество естественных лидеров (более 80), разного возраста, пола и национальности. И выделила характерные черты у наиболее сильных из них (т.е у тех, которые в большинстве социальных групп занимают положение естественного лидера).
          ВЕДУЩИЙ ЛИДЕР - это трибун,   выступая,  он выдвигает    цель,   предлагает способ её достижения и  убеждает людей в необходимости предложенных им действий.  А на инстинктивном уровне он обеспечивает единство их совместных действий. Его способ управления направлен как на осознанное мышление людей, так и на их социальный инстинкт. Соответственно, для ведущего лидера ПРИЕМЛЕМ как АБСОЛЮТНО ИНСТИНКТИВНЫЙ способ подчинения, так и АБСОЛЮТНО ОСОЗНАННЫЙ. КАЧЕСТВО выполнения порученной им работы для него ГЛАВНОЕ в его ОТНОШЕНИИ к члену группы. Во время совместных сознательных действий под управлением такого лидера исчезает иерархия, все становятся равными, и появляется рефлекторная радость единства совместных действий (чистая и прекрасная). Жизнь становится интересной и радостной, наполненной смыслом. Обычно, ВЛ есть только в большой социальной группе (если этот человек случайно не окажется в малой).
          ИНСТИНКТИВНО ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ЛИДЕР - предпочитает действовать, находясь в тени, а трибуну уступает ведущему лидеру, даже с более слабой лидерской программой. При любом коллективном действии (например, на субботнике) ИОЛ, обычно, отходит в сторону, и появляется СИТУАЦИОННЫЙ ведущий лидер (мужчина или женщина), которому ИОЛ молча как бы поручает руководство делом (во время которого исчезает иерархия, и все становятся равными друг с другом).
         ВЛАСТЬ над людьми -  главный талант такого лидера и самое выраженное стремление в его жизни, каким бы делом он ни занимался. Чувствуя свою власть над людьми, лидеры этого типа УВЕРЕНЫ в своей НЕУЯЗВИМОСТИ. И, надо заметить, ИОЛ нисколько не стесняются рассказывать о своей "радости всевластия", и о том, как им хочется расширить эту власть. Для этого наиболее сильные из них могут стремиться занять официальный пост.
          ИОЛ всегда АГРЕССИВНЫ и время от времени подтверждают своё право на лидерство агрессией. Они требуют любви и страха, восхвалений и даров, веры и подчинения без размышлений. Они требуют жертв - в виде отказа от удовольствия или от чего-то важного - по первому их требованию.
         Качество  работы, выполняемой членом группы, ИОЛ интересует только во вторую очередь. Прежде всего, их интересует ПОДЧИНЯЕМОСТЬ человека, но не добровольная и осознанная, которую допускает ведущий лидер, а ИНСТИНКТИВНАЯ, на неосознанном уровне. ИОЛ на посту руководителя может покровительствовать очень плохому работнику, если тот выражает ему свою преданность, игнорировать хорошего работника, если он недостаточно активно восхищается им, и преследовать лучшего работника за то, что у того есть СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, отличное от мнения ИОЛ.
        ИОЛ УМЕЮТ ПОДЧИНЯТЬСЯ вышестоящему лидеру, как никто другой, и всегда демонстрирует подчинённым его покровительство. Если вышестоящий лидер имеет более сильную, чем у ИОЛ лидерскую программу, ИОЛ подчиняется ему инстинктивно, и неосознанно перенимает его мнение и чувства. Если ИОЛ имеет дело с формальным лидером, он всегда умеет убедить его в своей "искренней" преданности.
       Они НИКОГДА НЕ ОТЧАИВАЮТСЯ при неудачах. Неудачи у лидеров этого типа вызывают не упадок нравственных сил, а подстёгивают их на борьбу, тонкую, умную и коварную.
          Все сильные лидеры обоих типов имеют как  будто НЕИСТОЩИМУЮ ЭНЕРГИЮ, они постоянно ощущают интерес к жизни и удовольствие от неё.
      Инстинктивно объединяющими лидерами являются преимущественно женщины, ведущими лидерами - мужчины. Значительно реже (приблизительно в 30%) ведущими лидерами бывают женщины. Очень  редко (приблизительно в 4%) можно встретить ИОЛ-мужчину. Его поведение в группе такое же, как у ИОЛ-женщины. Но лидеры этого типа проявляют активность, свойственную ведущим лидерам: они всегда на виду, выступают с трибуны и ведут за собой в совместных ИНСТИНКТИВНЫХ действиях (охота, сражение, избиение изгоя). Поэтому я назвала лидеров этого типа "смешанными лидерами". Но обеспечить единство совместных рассудочных действий они не могут и, по сути, являются инстинктивно-объединяющими лидерами. Обычно, смешанный лидер - это всегда очень сильный лидер, который может подчинить большую социальную группу.
          В большой социальной группе, обычно, есть два естественных лидера: ИОЛ – женщина, и ВЛ – мужчина. Главным лидером является тот, у кого более "сильная" лидерская программа, которая может объединить большее количество людей. В малой социальной группе (если в ней случайно не окажется сильный ведущий лидер), ИОЛ управляет единолично.
         Следует упомянуть, что инстинктивно объединяющего лидера на посту руководителя отличить от ведущего лидера может только очень наблюдательный человек. Особенно сложно отличить от ведущего лидера смешанного лидера. Наиболее достоверный признак, отличающий ИОЛ и смешанного лидера от ведущего лидера, - травля изгоя (в том числе и на уровне слабо заметной всеобщей неприязни). Все ИОЛ и смешанные лидеры широко применяют  травлю в своих группах, как меру воздействия на непокорных (или недогадливых). Ведущие лидеры НИКОГДА не используют травлю. Если ИОЛ пытается развязать  травлю изгоя, ведущий  лидер сразу же пресекает эти попытки, но - только в том случае, если у ведущего лидера лидерская программа большего масштаба, чем у инстинктивно объединяющего.
          Пример очень сильного ведущего лидера - Адольф Гитлер. Пример очень сильного смешанного лидера - Иосиф Сталин. Можно ещё выделить ситуационного лидера и формального лидера.
          Сплочение людей в сообщество равных возможно и без лидера - во время объединяющего всех одинакового чувства, например, во время различных стихийных бедствий, или праздника. Единение людей при этом сопровождается инстинктивными чувствами братства и равенства. Такой стихийно объединённой группой может временно управлять ситуационный лидер.
          СИТУАЦИОННЫЙ ЛИДЕР - это временный ведущий лидер. Ситуационным лидером может быть каждый, кто чувствует в себе способность справиться с возникшей ситуацией. Такого лидера НЕ ВЫБИРАЮТ, ОН САМ ПРЕДЛАГАЕТ СЕБЯ. В уже сформированной социальной группе ситуационный лидер ведёт с молчаливой санкции естественного лидера. Без такой санкции ему никто не поверит, и за ним никто не пойдёт. Ради него никто не пожертвует своим благополучием, как жертвуют ради ВЛ, ИОЛ или смешанного лидера. Наоборот, считают вполне естественным, что он жертвует собой ради них или даже ДОЛЖЕН пожертвовать. Когда его миссия закончится, инстинктивный лидер сразу возьмёт правление в свои руки.
         ФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР - это назначенный свыше руководитель, который не является инстинктивным лидером в данной группе. Ему, конечно, подчиняются, поскольку он обладает официальной властью, но он почти всегда раздражает, так как, заставляя работать, применяет различные "санкции", а не инстинктивное воздействие. Его не боятся обсуждать и критиковать, вслух возмущаться его "несправедливыми" взысканиями. Наряду с ним в группе всегда есть ИОЛ, он находится в тени, но именно им восхищаются и именно его боятся (его санкции страшнее), и только ему все подчиняются с радостной готовностью. В том числе и формальный лидер.
                           
     Таким образом, классификация лидеров выглядит следующим образом:

1. Инстинктивно объединяющий лидер.
2. Ведущий лидер.
3. Смешанный лидер.
4. Ситуационный лидер (временный ведущий лидер).
5. Формальный лидер (назначенный свыше ведущий лидер со слабой лидерской программой).

          Надо заметить, что Эрик Берн в своей книге  "Лидер и группа"[2] также выделял два основных типа лидеров:  лидера внешнего группового процесса (судя по описанию, это - ведущий лидер) и лидера внутреннего группового процесса (в моей классификации он соответствует инстинктивно объединяющему лидеру). Но принципиального различия между ними он не делал. Кроме того Э. Берн выделял ещё около 8-10 других видов лидеров.

                                        


Рецензии