Восприятие византийских традиций на Руси
Русь находилась в тесных отношениях с Византией более пяти столетий. Становление древнерусского государства происходило при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами.
Вопрос о влиянии Византии на развитии культуры и искусства не нов.
Этим вопросом постоянно задаются не только искусствоведы и историки искусства, но и современные деятели культуры и искусства, которые пытаются найти в этой связи, новые мотивы и источники своего творчества. В нем они ищут источники своего вдохновения.
Действительно, чисто автохонное развитие искусства, не подверженное никаким внешним влияниям, практически никогда не существовало. Поэтому, рассматривая историю искусства и культуры любой страны и любого времени нужно изучать и все те явления, которые влияли на их развитие.
Опыт передающей культуры подвергается разнообразной трансформации по законам воспринимающей культуры. Вырабатывается общий язык общения. Воспринимающая культура начинает овладевать чужим языком культуры, учится свободно им пользоваться.
И чужое становится своим, трансформируясь и коренным образом меняя свой облик.
Если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры.
Византия была не только наследницей античной культуры и римской государственности. Сама обогатившись православной верой, Византия обогатила мир православной культурой.
Благодаря Византии православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже вселенское значение.
Именно поэтому, поднятая в данной работе тема, несомненно, остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом смысле.
1.Источники и основы взаимодействия культур Византии и Руси
....
Заключение
Итак, изучив тему взаимного влияния культуры Византии и Руси, мы можем сделать некоторые выводы.
Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований от других культур. Так культура Руси унаследовала культуру многих восточнославянских племен, составивших ядро государства, она испытала влияние византийской культуры, которая оказала на нее заметное влияние. Внешнее культурное вторжение византийской культуры сыграло роль катализатора, вывело и дремотного равновесия, оно обогатило древнерусскую культуру.
История культуры убеждает, что интенсивное усвоение чужой культуры дает на следующем витке развития мощный выброс собственно в окружающее культурное пространство.
В свете сказанного русско-византийский и русско-балканский диалоги, стоящие у истоков русской культуры, перестают быть эпизодами, существенными для изучения далеко прошедших эпох, а входят в число долгодействующих структурных факторов истории русской культуры, которой был задан тип культурно исторического развития русского народа, в котором тесно переплеталось христианство и язычество.
Лекция перенесена автором на сайт http://dplom.ru . Там она доступна пользователям в полном объеме и абсолютно бесплатно.
Свидетельство о публикации №212102801456
Судя по вашей публикации, вы должны хорошо разбираться в истории России. Я тоже увлекаюсь историей нашей родины и даже пишу популярные исторические очерки.
Да вот незадача: до сих пор не могу закончить «Сагу о русской водке и ее роли в истории России». Проблема в том, что, не смотря на все мои старания, мне не удалось обнаружить ни одного непьющего великого князя, царя или императора (с момента крещения Руси). Если, конечно, не считать малопьющих Николая I и Александра III.
История русской водки - вещь весьма загадочная и даже мистическая. И как ни странно, но именно в эпоху царствования малопьющих государей Россия либо терпела военные поражения, либо останавливалась в своей территориальной экспансии. Введение же Николаем II «сухого закона» (1904 и 1914) закончились сокрушительным поражением в Русско-японской войне (1905), крушением Российской империи (1917) и гибелью царской семьи (1918), включая самого августейшего борца с Зелёным Змием…
Можете что-либо подсказать по поводу непьющих государей?
С уважением,
Виктор Александрович Аннинский, писатель
Виктор Аннинский 2 29.10.2012 04:12 Заявить о нарушении
Что же до российских монархов, Алексанlра III, о котором Вы упомянули, малопьющим точно не назовешь, его смерть в Таганроге, как раз с пьянством и связывали. Но, при этом, его называли Царь-Миротворец, при нем, как известно, Россия не воевала, но прирастала землями и политическим весом. Возможно Владимир Мономах не особо злоупотреблял зельем, что-то по этому поводу имеет в его поучении сыну.
Видимо сведениями, нужными Вам могут располагать труды академика Федор Углова. Вот уж был "воинствующий абстинент", но я его безоговорочным сторонником не являюсь и. повторюсь, люблю иногда водочки выпить
Антон Данилец 29.10.2012 06:04 Заявить о нарушении
С работой Вильяма Похлебкина я знаком, а вот что касается других имен, то придется порыться в Сети. Спасибо за помощь!
В качестве благодарности, пара анекдотов:
Мужик - продавщице винно-водочного отдела:
«Что-то я пью, пью, а мне всё хуже и хуже становится… Наверное, водка несвежая…»
***
Официант, приняв заказ от двух где-то уже подвыпивших мужиков, уточняет:
- Значит, бутылку водки и один овощной салат… С этим понятно. А что будете кушать?
- Вот её, родимую, и будем кушать!
Виктор Аннинский 2 29.10.2012 09:28 Заявить о нарушении
- Даже не знаю. И то и другое настолько вкусные вещи....
Это, насколько я помню из Довлатова
Антон Данилец 30.10.2012 22:44 Заявить о нарушении