Основной инстинкт

Когда мне было шестнадцать лет, я была уверена, что познала все на свете, и умнее меня могу быть только я сама. Сейчас же, когда мне тридцать семь, я понимаю, что абсолютно ничего не понимаю.

Все, кто знаком со мной, знают, что главным в моей жизни являются дети. Не мужчина, не работа… Дети. И не только свои.

Чужих детей не бывает – это я знаю точно. Мне бывает обидно, когда моя шестидесятилетняя соседка кричит своему двенадцатилетнему внуку, который во дворе с друзьями играет в футбол: “Арам, быстро бери свой мяч и иди обедать!”. Я не могу этого понять. Во – первых, она ставит формирующегося как личность подростка в весьма неловкое положение перед друзьями… Во – вторых, если у них в семье все с такими воззрениями на жизнь, то наивно было бы надеяться, что из этого ребенка вырастет хороший человек. В третьих… В четвертых… В пятых…

А что творится в школах? Скажем, кто – то из детей набедокурил. Ведь за годы учебы чего только не бывает, учились, знаем… Так учителя своих подопечных чуть ли не на горох коленками ставят. Умри, но “заложи” одноклассника!  “Кто организовал побег с урока географии? Молчите? Будете два урока стоять! В туалет? А в Париж тебе не надо?!”.

Или возьмем популярное в наше время средство давления на детей: провинился – неделю не сядешь за компьютер! Уроки учи! И на завтра, и на послезавтра! И вообще – от этого компьютера один вред! Ослепнешь скоро! Вот раньше никаких компьютеров не было – и ничего, выросли!

Ну так, уважаемые родители, бабушки и дедушки! Раньше много чего не было – туалетов (нужду справляли в ямах, а до этого – в чистом поле, после чего все это дело закапывали); санузлов – воду кипятили на огне и купались в огромном тазу, посередине комнаты; не было автомобилей, самолетов, телефонов, нормальной квалифицированной медицины, телевидения… Можно без конца вспоминать и перечислять! И что, неужели вы желаете вашим детям такой жизни? Жить при свечах, передвигаться на ослах и умереть в юном возрасте от рук неграмотной знахарки? Странное у вас выражение родительской любви, однако…

“Но ведь нужна же дисциплина!  – скажете вы.  – Так дети совсем от рук отобьются и перестанут нас, старших уважать”. А я считаю, что уважение и любовь детей завоевываются – да, именно завоевываются, не дисциплиной и не из – под палки, а любовью, верой, доверием, умением сопереживать вместе с ними их детские эмоции. И – самое главное – мы не должны стесняться быть искренними: делиться с ними, спрашивать совета и никогда не забывать, что все мы – родом из детства.

Вообще, на мой взгляд, воспитание – понятие весьма относительное. Конечно, можно научить ребенка не чавкать во время еды. Но в глобальном смысле воспитанием являются семейные приоритеты. Я помню, как  в детстве ужасно удивилась, когда моя одноклассница рассказала мне, что родители наказали ее за то, что она нечаянно разбила какую – то дорогую вещицу (сейчас уже не помню – какую). Ей запретили запланированную встречу с друзьями, лишили просмотра любимых телевизионных передач… Удивилась я еще и потому, что незадолго до этого я была у нее дома и слышала, как она грубо, пренебрежительно разговаривала с дедушкой. И не получила ни от кого из взрослых даже замечания…

У детей должны формироваться четкие стереотипы. И самый важный из них, основа основ – что все можно купить, кроме человеческой жизни. Кроме любви и доверия близких людей. Что самое непоправимое – это смерть. Все остальное можно подлатать и подправить. И не врите детям. Дайте свободу тому неповторимому основному инстинкту, заложенному в вас природой.


Рецензии
Хорошо написано,Зарочка!Обычно ребенок впитывают то,что видит в семье.Личным примером,так сказать...

Неля Райцина   30.10.2012 12:06     Заявить о нарушении
Спасибо, что читаешь, Нелик джан.
Мне так хочется успеть хоть что - нибудь изменить... Юношеский максимализм разыгрался )))

Зара Казарян   30.10.2012 12:56   Заявить о нарушении