Духовные беседы. Свет истины и добра

Сегодня в нашей беседе мне хотелось бы затронуть вопросы не только духовного просвещения, но и  образования. Дело в том, что курс средней школы  постепенно вводятся культурологические,  комплексные курсы «Основы религиозных культур и светской этики». Наиболее востребованным, при этом, конечно же остается предмет: «Основы православной культуры». На мой взгляд – это очевидно. Ведь Россия остается страной православия, и большинство её жителей исповедует Православие.
Но, очевидное для меня, далеко не всегда очевидно для других. Так на сайте города Отрадное «490.ru» недавно возникла дискуссия на эту тему, где некоторые пользователи достаточно резко высказывались против «клерикализации образования» в России. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе я обратился к настоятелю церкви Иоанна Милостивого, протоиерею Василию Стойкову.
Д.Б.: Отец Василий, Вы известны нашим читателям не только как настоятель отрадненского прихода церкви Иоанна Милостивого, но и заслуженный профессор, академик Академии Гуманитарных Наук. Поэтому Ваше мнение по проблемам образования и духовного просвещения,  несомненно, не только интересно, но и авторитено для всех жителей Отрадного, вне зависимости от их отношения к Церкви и Православию.  Что же можно, на Ваш взгляд, сказать о так называемой «клерикализации образования»?
О.В.: Отделение школы от Церкви - это устаревший термин, который в современном обществе и в законодательстве уже не используется. Сейчас говорится о том, что наше образование имеет светский характер. Но что такое «светский характер», почему то не конкретизируется. Люди, выросшие и воспитанные при советской власти, думают, что светский - значит атеистический.
На самом же деле это не так.
Очевидно, что преподавание в школе дисциплины «Основы православной культуры» следует отнести к предметам не клерикальным, а культурологическим. В связи с этим, прежде всего, нужно отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт вводит обязательное изучение «Основ духовно-нравственной культуры народов России», указывая на важность базовых национальных ценностей и религиозных традиции как культурообразующих факторов. Разработанный на базе этого «Стандарта…» курс «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает свободный выбор одного из шести предметов (модулей) данного курса. Родители могут в зависимости от своих убеждений или предпочтений, выбрать изучение культуры христианской, иудейской, исламской или буддистской. Могут также избрать светскую  (безрелигиозную) этику или религиоведение, то есть изучение всех мировых религий. Так что, утверждение о «клерикализции образования» в нашей стране нельзя назвать правомерным.  При этом следует отметить, что дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой живут.
Что же касается выбора именно «Основ православной культуры», то он обусловлен значением православного христианства для формирования российской государственности и культуры. Даже люди, далекие от Церкви, но искренне стремящиеся к тому, чтобы знать и понимать родную историю и все то, чем жили наши предки, должны иметь представление о Православии и его духовных ценностях. 
Д.Б.: Во время учебы в финансово-экономическом институте в 80-х годах прошлого века я изучал дисциплину «научный атеизм». Она входила в структуру учебного плана и, несмотря на то, что я оставался человеком верующим и никогда не скрывал этого  – изучил этот курс и получил по нему соответствующую оценку. Основ моего мировоззрения это не поколебало.  Стоит ли говорить о том, что изучение «Основ православной культуры» как-то негативно повлияет на современных детей?
О.В.:Люди с предубежденным мнением в отношении «Основ религиозной культуры и светской этики» не хотят видеть действительного источника вреда для подрастающего поколения.
Мы живем в условиях громадного потока многоразличной информации, в котором даже взрослым бывает трудно разобраться. А на детей в телевизионных передачах, в газетах, журналах, в Интернете движется такой бурный вал информации, которая часто является не только бездуховной, но и безнравственной. Поэтому сегодня задача школы и семьи должна состоять не только в том, чтобы не дать детям утонуть в мутном потоке, который обрушивается на них с разных сторон, но и помочь им обрести истинный, беспорочный жизненный путь.
Это касается также «Основ православной культуры», несомненная польза которых зависит от сотрудничеств  школы и семьи, от степени устремления их к достижению положительных результатов усвоения предмета и воспитания в детях начал духовности и нравственности.
Родители, избрав предмет для своих детей и написав заблаговременно директору школы заявление об этом, не должны «почивать на лаврах». Они обязаны знакомиться с содержанием учебных пособий, иметь достоверные сведения о компетентности педагога и о качестве преподавания. Они должны также следить за процессом усвоения предмета и о его влиянии на поступки и поведение своего ребенка. При выявлении каких-либо недочетов необходимо решать возникшие проблемы совместно с педагогами.
При таком целеустремленном и заинтересованном взаимодействии семьи и школы можно ожидать только положительных результатов.
Д.Б.: Известнейший российский ученый и выдающийся человек, академик Д.С. Лихачев писал: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое». Церковь не предлагает своим прихожанам легких путей, требует и ждет от них напряженной духовной и в этом смысле духовное образование и нравственное воспитание не легкая, накатанная стезя. Как же делать духовное просвещение по настоящему востребованным, как привлекать к нему людей?
О.В.: Церковь сегодня призвана к более активным усилиям по духовному просвещению народа. Православие - первооснова русской национальной культуры, ее незыблемый фундамент. Именно это обстоятельство дает нам большую надежду привести Россию, опираясь на тысячелетние пласты родной православной культуры, к подлинному духовному возрождению и расцвету. Поэтому в рамках широкой программы освоения культурного наследия русского народа значительное место должно занять последовательное изучение духовно-нравственного богатства, которое накопила Православная Церковь, так как многие ее духовные ценности все еще остаются недоступными для наших соотечественников вовсе не потому, что те не хотят приобщаться к христианским ценностям, а прежде всего потому, что многие не имеют о них достоверной информации.
Необходима последовательная и серьезная работа с духовно-нравственным наследием Православия и ее эффективность несомненно возрастет, если к ценностям христианства получит возможность приобщаться подрастающее поколение.
В поисках путей выхода из этого кризисного состояния в общественном сознании укореняется идея, что основополагающим средством преодоления кризиса является совершенствование духовного мира человека. Сама идея духовного воспитания, одухотворения человека приобрела новый смысл. В поисках путей, методов духовно-нравственного воспитания человека взоры ученых, государственных и политических деятелей, работников культуры и просвещения все чаще обращаются к  традиционным, существовавшим на протяжении долгого исторического периода религиозным ценностям.
Д.В.: Задача Церкви всегда было и остается неизменной. На все века она определяется великим поручением Господа Иисуса: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). В чем же Вы видите миссию нашей Церкви в благородном и так необходимом сейчас деле духовного просвещения?
О.В.: Воскресные школы, слава Богу, есть теперь в большинстве приходов нашей Церкви. Это само по себе радует. Вот только не стоит успокаиваться на достигнутом. Надо искать новые возможности, дабы сделать преподавание более доходчивым, более увлекательным, а главное – более воцерковленным. В этом большую роль должно сыграть сотрудничество с профессиональными педагогами.
Кроме того, очень важно ориентироваться не на формальные результаты. Дело ведь не в том, чтобы заучить ту или иную информацию, которую можно предъявить на экзамене и затем благополучно забыть. Главное – это обогатить детей духовным опытом, ввести их в благодатную жизнь Церкви. Только таким образом мы посеем в их душах семена вечной жизни, дадим им то опытное знание, которое останется с ними навсегда.
Что же касается «Основ православной культуры», то этот важный предмет, раскрывая богатство религиозной культуры и ценность нравственных норм, должен научить человека с юных лет в своем внутреннем и во внешнем мире различать высокое и низкое, светлое и мрачное, прекрасное и безобразное, честное, благородное, справедливое, благоприятное и опасное для его физической и духовной жизни, любить свое отечество, быть милосердным к окружающим людям, ценить и хранить славные традиции своего народа.
Д.Б.: Спасибо Вам за интересный анализ ситуации, которая сложилась сегодня в области духовного образования и просвещения. И в конце, я снова попросил бы Вас сделать короткое напутствие тем, кто встал на путь трудной, но очень благодарной духовной работы?
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – дело трудное, но благодатное, плодотворное, способное принести верующему человеку глубокую радость и духовный мир. Этому призвано способствовать преподавание «Основ православной культуры». Этот предмет является новым в школьном образовании и воспитании. Правда, накоплен определенный положительный опыт, который должен побуждать усилить процесс подготовки педагогов, создание учебных пособий, учебно-методических комплексов, совершенствовать и распространять надлежащую информацию о предмете, проводить соответствующую просветительскую работу среди родителей.
Искренне желаю всем участникам этого многообещающего дела помощи Божией и успехов в этом благородном труде.
Подготовил Данила Бестужевский
Попечитель рубрики Михаил Иванов   
С жизнью Прихода Иоанна Милостивого читатели могут познакомится на сайте по адресу: prinmi.ru
Опубликовано в газете “ОТРАПДНОЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» №20(35) от 12.09.212


Рецензии