Служите друг другу, каждый тем даром, какой получи

Этими словами Апостола Петра  (1 Пет. 4. 10)  хотелось бы предварить нашу очередную беседу с настоятелем отрадненского храма Иоанна Милостивого, протоиереем Василием Стойковым. Тема этой беседы предполагала участие в ней еще одного человека, представляющего сообщество, о котором мы говорили в этот день. Им стал известный в нашем городе предприниматель Владимир Кочетков.
Д.Б.: Отец Василий, этот разговор мне хотелось бы посвятить вопросу сколь сложному и не однозначному, столь и важному для нашей повседневной жизни. Коротко можно сформулировать так: «Как православному человеку следует соотнести свой бизнес, предпринимательство,   с духовными положениями своей веры? 
В.С.: Предпринимательство есть особый вид ТРУДА и к нему следует относиться именно как к ТРУДУ… Труд же для православного человека всегда был и остается делом благословенным и полезным. «Ибо трудящийся достоин награды за труды свои». (Лук.10:7). Нравственные принципы русского хозяйствования исстари формировались Православием. Согласно православному воззрению, труд является делом богоугодным.
В добрые старые времена хозяйственники понимали, что духовность и нравственность человека в его трудовой деятельности являются более важным фактором, чем орудия и предметы труда, доходы и прибыль. Для  них, воспитанных в национальных традициях, труд представлялся, как нравственный долг. Для них каждый работник был равноправным братом, к которому они относились с любовью и справедливостью. Относительно современного предпринимательства следует, прежде всего, сказать, что оно имеет свои особенности и сложный характер.
Предпринимательство рассматривается как область, в которой, как и в любой другой нравственно оправданной деятельности, надлежит служить Богу и людям. Служение предпринимателя заключается в организации экономических сообществ людей, в которых каждый член сообщества в соответствии со своим призванием, талантами, знаниями, умениями и свободным выбором заслуженно получает свое место собственника, партнера, наемного менеджера, специалиста или сотрудника какой-либо другой необходимой профессиональному сообществу профессии.
В.К.: Действительно, в предпринимательском труде много сложностей, ведь приходится учитывать и согласовывать множество интересов и конфликтов, как внутри предприятия, среди работников так и во внешнем мире, где предпринимателю приходится общаться с заказчиками – потребителями работ и услуг предприятия.  Для этого явно не достаточно руководствоваться только здравым умом и рационализмом, ведь дело-то приходится иметь с живыми людьми. Для работы с ними  необходима  нравственная основа, чувство справедливости. Я думаю, что именно в православии, предприниматели как раз и могут подчеркнуть необходимое им в работе понимание, этические принципы, чувство сострадания и сопереживания людям.
Д.Б.: Полностью соглашусь с Вами и в связи с этим хочу спросить: Какие особые нравственные основы и этические принципы должны быть присущи православному предпринимателю?
В.С.: Нравственное значение предпринимательства вытекает из его постоянной обращенности к полезным для людей делам, за исключением тех случаев, когда единственным побудительным мотивом предпринимателя является неправедность, стяжательство, единственной целью его деятельности - получение прибыли. Предприниматель должен стремить действовать так, чтобы и он сам, и все его участники  честным трудом предоставляли обществу продукты или услуги надлежащего качества.
В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). Универсальной основой отношений всех участников хозяйствования должен быть принцип справедливости и честность.
 Постоянная устремленность к добру устанавливает правильный взгляд на дело, которое не рассматривается как «машина для зарабатывания денег». Предприниматель может принимать принцип, которым исторически руководствовались российские предприниматели: «прибыль выше всего, но честь превыше прибыли», при этом понимая, что есть вещи превыше чести бизнесмена - это совесть православного христианина, которая побуждает его действовать всегда в соответствии с Божественным законом.
От нравственного закона, от его предписаний православный человек не может отказаться. Он знает, что за нарушение закона он обязательно будет отвечать перед Богом, пред своей совестью, перед общественным мнением. Никому не позволено нарушать этот закон и мириться с этим нарушением, ибо от нарушения нравственного закона страдает не закон, а сам нарушитель.
В.К.: Нравственные основы предпринимательства, действительно необходимо прочувствовать не только умом, но и сердцем. И чем раньше этого удается достичь, тем благоприятнее будет складываться работа предприятия. Наша организация занимается строительством, ремонтом, благоустройством, в том числе и в сфере ЖКХ. Строитель в понимании людей всегда созидатель и потому, когда люди видят строителей ориентированных на наживу в чистом виде, моментально перестают им доверять, обращаться к ним. Поэтом я уверен в том, что деловые и экономические отношения могут и должны иметь этическую основу.
  Д.Б.: Итак, осознавая нормы и принципы предпринимательства, православный бизнесмен, решает на деле проявить свою приверженность нравственным законам, которые дает ему его вера. Во что же может воплотиться это пожелание?
В.С.: Если богатый человек разумно распоряжается своим благосостоянием, его деньги могут обеспечить и ему, и другим вечное благословение. Материальные ресурсы позволяют достичь человеку благородных целей. На деньги можно построить храм для Богослужения, школы для обучения детей, дома для бездомных, больницы и многое другое. В наше время весьма широк простор для благотворительности.
Д.Б.: Наш город не велик и у нас, пожалуй, нет предпринимателей, способных «потянуть» крупный проект… Видимо, немаловажную роль в этом случае может сыграть и совместное участие предпринимателей в благотворительной деятельности?
В.С.: Благотворительность - естественная часть интересов предпринимателей и сфера их служения. Благотворительная деятельность должна быть бескорыстной, осуществляться по велению сердца, как путь милосердия и угождения Богу. Обратимся к Священному Писанию: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36), «Человек милосердый благотворит душе своей» (Притч. 11:17), «Милосердый будет благословляем» (Притч. 22:9), - сказано в нём.
Следует также отметить, что благоразумие важно во всем, даже в таком деле, как благотворительность. Благоразумный человек может принести намного больше пользы обществу. Ведь своими продуманными действиями он будет помогать людям из года в год, внося свой посильный вклад в улучшение того общества, в котором живет он и его семья.
Многие предприниматели, к сожалению, приходят к мысли, что легче жертвовать деньгами, чем личным временем, однако православная  традиция учит: наиболее ценный дар - это личное участие благотворителя  и его сердечная теплота. А если благотворители объединяются для того, чтобы общими усилиями совершить какое-либо доброе дело, которое непосильно одному, потому что «один в поле – не воин», то это может способствовать более эффективной благотворительной деятельности.
В.К.: Строительная фирма, действительно не может не учувствовать в жизни города и горожан. Мы первыми видим проблемы и неустроенности, которые возникают у наших со-горожан. И, конечно же, мы не можем оставаться к ним равнодушными. Особенно, если решение возникших проблем нам по силам. Зачастую возникают проблемы с протечками крыш, бывают вопросы и по благоустройству. В Отрадном не мало адресов, где мы приложили руки, вложили деньги. Недавно возник вопрос об обустройстве палаты в местной больнице. И здесь нельзя было остаться безучастными. Не скрою, такая работа требует не только денег, но и дополнительного напряжения и от менеджмента фирмы и от простых работников.  Вот только возможности наши, к сожалению небезграничны. Я думаю, что объединения сил предпринимателей для благотоворительности было бы весьма плодотворно…
Д.Б.: В процессе нашей беседы мне пришла в голову мысль о том, что объединение усилий нескольких предпринимателей, придерживающихся этических основ православия в своей работе, могло бы принести их благотворительной работе новый импульс, ресурсы и значительно увеличило меру пользы от их дел…?
В.С.: Осуществляя благотворительность, предприниматель может объединять ее с благотворительностью других предпринимателей, чтобы помощь приходила своевременно. В совместной благотворительности предприниматели могут руководствоваться заповедью: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6,38). Предприниматели, несомненно, могут открыто заявлять о благотворительных проектах, с целью привлечения новых сторонников благотворительной деятельности.
Д.Б. Отец Василий, уже доброй традицией стало Ваше напутствие в конце каждой беседы, которое Вы адресуете читателям. Что бы Вы могли сказать им сегодня?
В.С.: Люди, общество и государство только тогда достигнут успешного взаимодействия, когда каждый человек, не оглядываясь на других,  честно и трудиться усердно, служа Богу и людям теми средствами, какие ему даны, стараясь при этом относиться к людям доброжелательно и иметь доброе влияние на людей, его окружающих. И тогда все может придти в порядок,  установятся правильные отношения между людьми. Очень важно, чтобы человек в различных обстоятельствах своей жизни старался сохранить в своей душе умиротворенный дух. Старец Ипполит Рыльский говорил по этому поводу: «Главное - мир в душе, мир в семье, мир друг с другом, тогда и с Богом будет мир».
Подготовил Данила Бестужевский
Попечитель рубрики Михаил Иванов
О жизни Прихода Церкви Иоанна Милостивого более подробно можно прочитать в интернете по адресу: www.prinmi.ru


Рецензии