История мировой культуры 4

Ковалева М.В., Макаров Д.А. Культурология: История мировой культуры. - Орел: Изд. Госуниверситет - УНПК, 2011.

Учебное пособие для ТЕХНИЧЕСКИХ специальностей среднего профессионального образования

Предлагаемое учебное пособие не претендует на изложение исчерпывающих знаний о предмете. При отборе фактов истории мировой культуры авторами делался упор на те достижения, которым суждено было стать ступенью, приближающей человечество к современному уровню знаний, и которыми мы пользуемся до сих пор.

В данном месте будут помещены лишь части пособия, написанные Ковалевой М.В.

4. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

4.1. Культура Древней Греции
 Буквально на каждом шагу мы сталкиваемся с наследием эллинов, как называли себя древние греки.
В истории Эллады (Древней Греции)  выделяются следующие периоды:
XXIII – XXII вв. до н.э. – крито-микенский период. Это была эпоха расцвета Минойского царства на острове Крит, по многим признакам напоминавшего древневосточные цивилизации. От неё сохранились великолепные дворцы. Грандиозный царский дворец в Кноссе имел три этажа и занимал площадь в 3 гектара. В нём было несколько сот парадных, жилых и хозяйственных помещений, расположенных вокруг обширного внутреннего двора. Дворец имел канализацию и водопровод. На его стенах сохранились фрески, изображающие царя – жреца, царицу, придворных, ритуальные игры с быками. Критяне создали два вида письма, открыли способ изготовления проволоки.
За крито - микенским периодом последовал период существования не-больших царств, окончившийся Троянской войной. Троянская война нашла отражение в эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые систематизировали древнейшие мифы и сохранили память о величии ушедших веков. Они были обязательным предметом для изучения и образцом для подражания. Эпос стал суммой сведений о мире, свойствах вещей, преданием об отеческих богах, наставлением о человеческой жизни, о путях добра и зла.
Поэмы Гомера возникли в так называемую гомеровскую эпоху  (XI – IX  вв. до н.э.),  отличавшуюся упадком культуры, исчезновением письменности, утратой большинства ремёсел, гибелью городов. Они были записаны в архаическую эпоху.
Архаическая эпоха охватывает VIII – VI  вв. до н.э. В этот период возник  греческий полис (город – государство). В ряде городов установилась демократия. Демократию осуществляло собрание демоса – свободных граждан, составлявших коллектив – полис. Гражданский коллектив вершил политику от первого лица и принимал законы в своих интересах.
Возникает лирика, стихи, воспевающие мироощущение конкретного человека. Лирические стихи исполнялись под музыку. Поэт в них осознавал себя неповторимой личностью с индивидуальным  мировидением, поэтому греческие стихи авторские. В отличие от восточных собратьев,  сохранились не только имена греческих поэтов, но и их биографические данные. Древнейшим центром мелической лирики был остров  Лесбос, где рано зародились музыкально - поэтические школы. Выдающимися поэтами древности были Сафо, Алкей, Пиндар,  Архилох, Феогнид. В рамках античной лирики возникли следующие жанры: гимн, элегия, эпиталама, ода, эпиграмма.
В поисках новых земель и рынков сбыта греки колонизировали Средиземноморье и Причерноморье. В колониях Милете,  Эфесе, Абдерах, Элее, Кротоне появляются первые философские школы. Одной из главных проблем, занимавших умы древних философов, была проблема первоначала мира.  Мы до сих пор изучаем теоремы жившего в Кротоне философа Пифагора и милетца Фалеса.
В 776 г. до н.э.  в  Греции состоялись первые Олимпийские игры, которые стали проводиться каждые четыре года. По Олимпиадам греки исчисляли время. На период проведения игр в стране останавливались все войны.
5 – 30-е гг. IV вв. до н.э. – классический период греческой культуры. Это эпоха торжества демократии. В Афинах процветают философские школы Сократа, Платона (Академия) и Аристотеля (Ликей). Сократ открыл диалектический способ мышления и поставил этические проблемы в центр философских изысканий. Его ученик Платон сохранил для нас сведения о методе Сократа, сформулировал и решил множество научных вопросов в области онтологии, этики, педагогики и политики. Он считал душу крылатым существом. Его научные изыскания были направлены на поиск тех необходимых знаний, которые позволят душе найти путь к небесам. Платон воплощал в себе греческий идеал человека, сущность которого состояла в калогатии – гармоничном сочетании физического и духовного, внешней и внутренней красоты. Платон происходил из знатного рода, был хорош собой, благороден, прекрасно образован, побеждал в спортивных состязаниях, занимался драматургией, писал стихи и философские диалоги. Ученик Платона Аристотель стал родоначальником биологии, физики, открыл три закона логики и сформулировал ряд логических категорий, провел первый социологический опрос для написания своей книги о политике среди 158 городов .
Геродот (ок. 484 – 425) стал «отцом истории», описав греко - персидские войны и собрав огромное количество ценных материалов как о внутренних событиях в Греции, так и о странах Востока. Гиппократ (ок.460 – ок. 370) заложил основы современной медицины. 
В классическую эпоху наступил расцвет театра (возник в Афинах в VI в.),  который был для греков родом священнодействия, синтезом искусств, религии и мифологии. Греки придавали огромное значение его нравственному и воспитательному воздействию, поэтому государство выдавало бедным гражданам деньги на посещение театра. Считалось, что, сострадая благородным героям, оказывающимся во власти суровой судьбы, зрители переживают катарсис – очищение души. Выдающимися трагиками были Эсхил («Прометей прикованный»), Софокл («Царь Эдип», «Антигона»), Еврипид («Умоляющие о защите», «Медея»).
 В классический период в Афинах на Акрополе был возведён знамени-тый Парфенон – храм Афины Девы. Фасад его обращён на восток. Храм – прямоугольное помещение, окружённое колоннами. Возможно, ко-лонны являлись имитацией священной рощи, и выемки на колоннах симво-лизировали кору. Парфенон был украшен лентой из рельефов длиной 276 м, выполненной Фидием и его учениками. Этому же мастеру принадлежали огромные статуи Афины Девы и Зевса.
Гениальными скульпторами, воплотившими греческий идеал человека, были Критий и Несиот («Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон») ,Мирон («Дискобол»),Поликлет («Диадумен»).
    Элементы греческой архитектуры (портики, колонны) стали элемен-том мировой архитектуры. 
    30-е гг. IV в. до н.э. – 30-е гг. I в. до н.э. охватывает эпоха эллинизма. Она начинается с подчинения греческих полисов Македонией и походов Александра Македонского. На завоёванных Александром  территориях происходит синтез восточной и греческой культур.
Центром науки становится Александрия Египетская, основанная в 332 г. до н.э. В Александрии Деметрием Фалерским под покровительством царя Птолемея был создан Музей (священная обитель Муз), школа наподобие аристотелевской. В Музее были залы для лекций, для работы, в том числе биологических, медицинских и астрономических исследований, комнаты для преподавателей, общий зал и зал для трапезы.
Жившие в Музее философы, поэты, ученые  находились на содержании государства. При Музее была библиотека, включавшая 700000                книг. Важный вклад в математику этого периода внёс житель Александрии Евклид (ок. 330 – 227), соединивший все знания греческой математической мысли в книге «Элементы математики», написанной простым, доступным и ясным языком. Главный труд Евклида «Начала» (15 книг) содержит основы античной математики – элементарной геометрии, теории чисел, метода определения площадей и объёмов и т.д. Работы Евклида оказали огромное влияние на развитие математики.
Архимед (287 – 212) из города Сиракузы заложил основы теории гидравлики и механики, теории рычагов, создал стереометрию круглых тел, определил отношение окружности к диаметру.
  Греки считали, что вокруг Земли вращаются звёзды, Солнце, Луна и планеты. Предполагалось, что небесные тела прикреплены к сферам. В пер. пол. III в. до н.э. Аристарх Самосский предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце является неподвижной звездой, но его идея не получила широкой поддержки. 
В области философии расцвели школы киников, эпикурейцев и стоиков. Кинизм отразил взгляд бедняков и рабов на рабовладельческое государство. Они не имели гражданских прав, были отторгнуты от управления полисом, от владения имуществом, возможности получения хорошего образования. Будучи представителями наиболее бесправной и незащищенной части населения, киники отказывались от прав гражданства в любом полисе, отвергали законы как несправедливые, отрицали религию. Идеалом киников был добродетельный человек, всегда обходящийся своими силами, который упражняется в перенесении трудностей и работает. Они отвергали собственность как источник неравенства и несправедливости, призывали к её отмене, провозглашали равенство всех людей, невзирая на социальное положение, пол, расу, национальность. Представителями кинизма были философы Антисфен Афинский (ок. 445 –  360)  и Диоген Синопский (ок. 412 –  323).
Эпикур с острова Самос, создатель эпикуреизма,  был сыном греческого переселенца, школьного учителя. В 308 - 307 гг. он прибыл в Афины и создал школу «Сад Эпикура». Философ  полагал, что люди вокруг него несчастливы, потому что их терзает страх перед богами и смертью, но их страхи необоснованны. Миров в космосе много, они отделяются друг от друга пустыми пространствами. Боги, блаженные и совершенные, живут в междумирьях и не вмешиваются в дела людей. Философ заявлял, что счастливая жизнь –  это наслаждение, спокойствие души. Телесные страдания следует уменьшать умеренным образом жизни, душевные страдания – удалением от общественной жизни.  Надо ценить каждый миг и дружбу окружающих людей.
Основателем стоицизма стал Зенон (334 - 262 гг.) из города Кития на Крите, сын купца. В 315 г. он отправился в Афины с товаром, но корабль потерпел крушение. Вернуться домой Зенон не смог. Свое учение философ излагал в «Цветном портике» («стоа пойкиле»), от чего и произошло название «стоическая философия». Зенон представлял себе мир как нечто единое, наделенное душой (пневмой), состоящей из огня и воздуха. Душа человека - пневматическое тело, состоящее из органов чувств, речи, сердца. Она связана с чувствами, мышлением, может отделяться от тела и существовать самостоятельно. Периодически мир погибает в огромном пожаре, на его месте возникает новый. Возродившаяся душа не помнит прошлой жизни. Человек, если хочет быть счастливым, должен жить в согласии с природой, направляя свою деятельность к всеобщему благу.
 В изобразительном искусстве наблюдалось стремление к сложности и многофигурности (Агесандр, Атенодор, Полидор «Лаокоон и его сыновья»).
В литературе возник жанр любовно-приключенческого (Харитон «Повесть о любви Херея и Каллирои») и пасторального романа (Лонг «Дафнис и Хлоя»).

4.2. Культура Древнего Рима.
 
Древний Рим стал наследником греческой культуры. Его история делится на два периода: Республику (VI – сер. I в. до н.э.) и империю (сер. I в. до н.э – IV в.). Рим создал идеал гражданина, преданно служащего своему Отечеству. Исполнение выборных должностей в Римской республике было для римлянина делом жизни. Знатность рода определялась по количеству лиц, исполнявших магистратуры. Занятие государственной должности было почестью. Материальное вознаграждение за неё не полагалось.
В императорский период римское право было приведено в строгую систему. Были составлены кодексы юридических норм, ставшие образцом для более поздних эпох.
В области искусства Рим многое перенял у Греции. Первые римские писатели были греками – рабами. Римский эпос «Энеида» был сочинён поэтом Виргилием по подобию и в продолжение поэм Гомера. Поэт пользовался такой славой, что по улицам за ним ходили толпы народа. Когда Вергилий входил в театр, публика вставала.
Рим подарил миру великих поэтов Гая Валерия Катулла (87 (?) – 54/47г. до н.э.) , Горация (65 – 8 гг. до н.э.),  Публия Овидия Назона (43 г. до н.э. – 17 г. н. э.).
Катулл –  лирик родом из Вероны. Проживая в Риме, он входил в кружок поэтов, подражавших александрийским стихам. В своих произведениях поэт воздавал хвалу друзьям и их поступкам, описывал собственные впечатления и раздумья, высмеивал Юлия Цезаря и его сторонников. Особенной популярностью пользовались его любовные стихи, рассказывающие о любви к Клодии, сестре народного трибуна Клодия, которую он воспевает под именем Лесбии. Катулла охотно переводил А.С. Пушкин («Пьяной горечью Фалерна // Чашу мне наполни, мальчик…»). А.А. Фет полностью перевел его сборник, назвав его «римским  Пушкиным».
Гораций был сыном вольноотпущенника. Образование будущий поэт получил в платоновской Академии. В гражданской войне (49 – 42 гг. до н.э.) он  сражался на стороне республиканцев. После поражения в битве при Филиппах скрылся, а затем вернулся в Рим, получив амнистию. Покровитель поэтов и друг императора Августа Меценат подарил Горацию поместье, которое обеспечило стихотворцу безбедное существование. Ведущими темами его творчества были восхваление умеренности, обретение душевного спокойствия, достижение равновесия между умом и сердцем, любовь и дружба.
Великий А.С. Пушкин предвосхитил уготованную ему в веках славу, создав стихотворение, навеянное одноименным произведением римского собрата.
Овидий Назон –  крупный поэт, автор «Любовных элегий», поэмы «Наука о любви». Его стихотворное произведение «Метаморфозы» содержит более 200 сказаний, многие из которых воодушевляли художников и писателей позднейших времен на создание новых произведений. В 8 г. н.э. по неизвестной причине Овидий был сослан императором Августом в г. Томы на берегу Черного моря. Свою тоску по родине он изливал в «Скорбных элегиях».
В поздний период римской истории господствующее положение заняла  эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее пороки отдельных людей и общества в целом. Своими эпиграммами прославились Марциал и  Ювенал. Продолжил развиваться жанр романа. Сохранилось два романа римской эпохи – середина произведения Петрония  «Сатирикон», повествующая о похождениях компании плутов без определённых занятий, а также книга Апулея  «Золотой осёл».
Апулей был по профессии адвокатом. Жил то в Карфагене, то в Афинах, то в Риме. Однажды он был обвинен в колдовстве, с помощью которого якобы «околдовал» богатую вдову и женился на ней. Родственники вдовы привлекли писателя к суду.  Благодаря блестящей речи, сохранившейся под названием «Апология», он был освобожден. Апулею  приписывали владение сверхъестественными силами, а по красоте сравнивали с Аполлоном и Христом. Его роман «Золотой осел» рассказывает о юноше, который в результате неудачного колдовства стал ослом, пережил много приключений, приобрёл большой опыт наблюдения за нравами людей, а затем вновь вернул себе человеческий облик.
Римский поэт Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» изложил учение об атомах, берущее начало у греческих философов Демокрита и Эпикура. Широкое признание получили у современников и последующих поколений сочинения Сенеки («Письма к Луциллию»), Эпиктета, Марка Аврелия («Наедине с собой»), развивавшие традиции стоицизма.
Вклад римлян в архитектуру заключается в умении с высоким мастерством возводить мосты, акведуки, триумфальные арки, купола.
Наиболее известным римским архитектурным сооружением является цирк Колизей.
Прославлен своим психологизмом римский скульптурный портрет, но нужно отметить, что скульптурой занимались, как правило, мастера грече-ского происхождения.
 В I в. н.э. в римской провинции  Иудее возникло христианство. Оно ставило общие цели (достижение царства божьего на земле) и индивидуальные (достижение вечного блаженства в раю). Христианство отвергало богатых и знатных с их «мудростью»,  их презрением к труду, подрывало уверенность в вечности существующих порядков и тем самым  – моральную опору империи. Первоначально оно распространялось среди городских низов, но постепенно к новой вере стали присоединяться выходцы из других слоёв. Правительство то репрессировало христиан за неучастие в императорских культах, то оставляло без внимания, считая суеверием невежд. Император Константин прекратил гонения на христиан и даже созвал Никейский собор (325 г.) для выработки единого вероучения, превратив христианство в государственную религию. Церковь стала союзницей государства. Император был признан наместником бога на земле. Церковь богатела за счёт пожертвований императоров и частных лиц, владела землями и колонами (прикреплёнными к земле земледельцами).
В 395 г. Римская империя распалась на восточную и западную. Она ослабела внутренне от экономического упадка и морального разложения. В конечном итоге Рим пал в результате нашествия варваров. Римские провинции перешли под контроль племён готов, бургундов, англов, вандалов, франков и других племён. В 476 г. был смещён последний римский император, а знаки его власти отосланы в Восточную часть империи, которая под названием Византии просуществовала ещё тысячу лет.
Латинский язык остался как язык науки. Осталась идея Рима как поли-тического центра, объединяющего народы. Византийцы называли свою столицу, Константинополь, вторым Римом, а себя «ромеями» – римлянами. Наследниками Рима считали себя Карл Великий и государи «Священной Римской империи».  После падения Византии Москва объявила себя наследницей православного Константинополя – «третьим Римом».
Вопросы для самопроверки и задания
1. На чём основываются сюжеты «Илиады» и «Одиссеи»? Как наследие
Гомера отразилось в культуре последующих эпох?
2. Какие произведения античных поэтов и писателей вы знаете? Расска-жите о них  и их создателях.
     3.Назовите достижения античной науки, которыми мы пользуемся и сейчас?
     4.  Почему греки считали театр важнейшим из искусств?
     5.  Какие произведения античного искусства вам известны?
6. Почему раннее христианство быстрее всего распространялось среди бедняков и рабов?
7. Как изменилась идеология христианства после признания его государственной религией?


Рецензии