Зов предков

Мой друг детства Николай Иванович, проживающий ныне на родине в Ласино - Залавочье, при последней нашей встрече рассказывал мне свои интересные воспоминания, которые достойны быть запомненными, и имеют, также, назидательный характер для подрастающих поколений, включая собственных внуков.

Так вот! Бытует мнение, что раньше, а сейчас и тем более, в деревне жили только дикие люди, пьяницы и бездельники.

Про то, как люди раньше работали, мне ещё отец рассказывал – я помню, целый день мужик косил или пахал или ещё чего делал, а пока домой с поля шел, так уже темнело, он, уставший, падал под куст, и спал до утра. А утром опять в поле.

Надо же было городских пьяниц как-то кормить из деревни…

Но Коля рассказал о другой стороне жизни – о злополучном якобы пьянстве именно в деревенском составе, и среди мужиков, понятно.

Я только родился там, а потом все детство с отцом ездил по Карелии, да в Мурманске жили, пока под Ленинград не попали. Потому я бывал в деревне только в школьные каникулы. А Коля там жил всегда, до армии,  по крайней мере, школу закончил, да и потом работал недалеко, все на псковской земле, и бывал на родине часто, гораздо чаще меня. И я ему верю.   

Он сам помнит, что с 50-х годов  и до перестройки, а старшие рассказывали, что и раньше  - никакого пьянства на деревне не было. Люди работали, т.к. собственная жизнь была трудная, да еще государственная нагрузка на деревню была установлена запредельной. Люди работали как рабы – с утра и до ночи, как я уже упоминал. Поэтому никаких бомжей, как сейчас, и прочей сволочи, пришедшей в деревню, все-таки, из города, тогда там не было.

Быть вечно пьяным в «полужопу», как говаривал когда-то давно покойный  от городской жизни мой драгоценный товарищ Саша Лебедев (упокой, Господи, его душу грешную) – все-таки, это городское изобретение.

Работали -  работали, затем наступал очередной праздник, церковный, или государственный. Тут мужики останавливались от работы, собирались по интересам, и  два – три дня «гуляли» – праздновали то, что было положено. Затем, как у нас говорят – «кидали все об землю», и работали дальше.

Я услышал эти воспоминания с удивлением и с радостью.  Удивляло то, что я сам, живя в городе всю жизнь, так и не склонился к повсеместному  режиму непрерывного выпивания маленьких доз алкоголя в бесчисленных пивных, рюмочных и прочих злачных заведениях, которыми был пропитан в те годы такой город, как Ленинград, да и сейчас тоже. Я интуитивно пришел именно к варианту, любезно избранному моими предками – работать напряженно до наступления очередного серьезного повода, затем – два-три дня, и опять работать. У меня это называется  - «съездить на 100 часов в деревню» - в обычном режиме – три – четыре раза в году, и все! 

А рад тому, что ещё одно вранье про деревенскую жизнь развеялось. Хорошие были мужики, правильно жили. Да и бабы деревенские тогда еще нормальные были – рожали им детей помногу, да на грядках сидели с утра до ночи, да коров доили и пр.

А власть да горожане на этом паразитировали, и считали такие отношения нормальными. Потом уже все рухнуло. Бабы испаскудились, переехав в города, да и мужики деревенские там же пьянствовать начали, глядя на горожан. Но сначала все было правильно…


СПб,
Октябрь 2012


Рецензии