Ответы на вопросы к Дню народного единства
С уважением, Андрей Сигутин, главный редактор Центральной газеты «МВ-Обнинск» («Московские ворота - Обнинск»), 2008 год.
- Для Православных христиан 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери (ещё в 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день был объявлен государственным праздником) – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Что бы Вы могли сказать об этом светском празднике, «совпавшем» с церковным?
К трактовке того или иного государственного праздника необходимо подходить весьма деликатно.
4 ноября (22 октября по ст.с.) 1612 года произошло чудесное явление Сергия Радонежского греческому архиепископу Арсению, который в это время был в Кремле в плену у поляков. Сергий Радонежский сообщил ему, «что молитвами Богоматери царствующий град избавляется от врагов». Весть об этом облетела весь русский стан и, воодушевляясь, они 22 октября выбили поляков из Китай-города, а вслед затем поляки сами сдали Кремль.
Если духовная (церковная) составляющая этого праздничного дня вполне объяснима, то светская – вызывает большие сомнения. Взять штурмом Китай-город, защитники которого от голода не могли ни носить доспехов, ни держать в руках оружие… Всё уже было предрешено заранее… В чём здесь проявилось «народное единство»? Стал ли сам факт сдачи Кремля концом Смутного времени?
Очевидно, что нет! Как мне кажется, целью современного светского праздника «День народного единства» являлось традиционное постепенное отвлечение общественного мнения «с верху» от политического праздника «День 7 ноября (Октябрьской революции)». Политтехнологами была сделана попытка под сенью государственного церковного праздника «придумать» его светское «дополнение». Начало ноября ассоциируется у части населения России с государственным праздником, поэтому, подобрав более-менее значимое историческое событие, случившееся в это время, можно было рассчитывать на понимание граждан.
Само не восприятие россиянами этого нового «светского праздника» отражает их уважительное отношение к своей национальной истории, которая говорит о том, что ни сдача Кремля, ни разгром князем Дмитрием Пожарским последних польских отрядов не привели к концу Смутного времени…
Надо полагать, что «День народного единства» целесообразно отмечать 5 марта (21 февраля по ст.с.), в первое воскресение Великого поста. В этот день в 1613 году состоялось последнее собрание Земского Собора, когда каждый чин, каждый выборный представитель от всех сословий и земель Московского государства, подал своё письменное мнение за будущего Российского Царя.
С того момента, когда рязанский архиепископ Федорит, Троицкий келарь Авраамий Палицын, Новоспасский архимандрит Иосиф и боярин Василий Петрович Морозов взошли на Лобное место Красной площади и объявили новым царём Михаила Фёдоровича Романова, реально завершилось Смутное время…
Сегодня, для потомков, абсолютно не важно, кто стал Царём, главное в том, что все слои разнородного российского общества, имея свои личные цели и своих «кандидатов» в Цари, отбросив разногласия и частные выгоды ради спасения Отечества, пришли к сходному (по правилам Земского Собора – к единогласному) мнению по персональному выбору нового Царя. Этот день, по моему мнению, и следует отмечать, как «День народного единства».
Таким образом, надуманная «светская составляющая» праздника «4 ноября» не будет восприниматься российским обществом и накладывает негативный оттенок на духовную (церковную) составляющую.
- 4 ноября мы будем отмечать День народного единства, хотя многие Центральные СМИ (в том числе «Церковный Вестник» и «Радонеж») почему-то именуют сей праздник «День национального единства». Выходит, даже в этом вопросе в нашем народе нет единства и согласия....
Как, по Вашему мнению, всё-таки правильно называть данный праздник? Если можно, пожалуйста, обоснуйте свой ответ.
Как я уже отметил, день 4 ноября не является объективным днём проведения этого праздника.
Что же касается до формулировок, то они сводятся к нашему мировосприятию: как мы себя ассоциируем – в качестве «нации» или «народа»? На этот вопрос ответить объективно достаточно сложно…
Из прошлого, мне помнится из институтской программы, что в понятие народа входит всё население страны. При этом, народные массы включают в себя те классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества. В антагонистической общественной формации, в которую уже прочно вошла Россия, в состав народных масс не входят господствующие эксплуатирующие группы, ведущие антагонистическую политику.
Наличие в России антагонистических слоёв населения с неурегулированными взаимоотношениями и неурегулированной в правовом поле социальной ответственностью капитала перед обществом, не дают основания говорить о «народном единстве». Праздновать же то, чего ещё нет и не известно, когда будет…
Под нацией понимают историческую общность людей, которая сложилась в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера. В российском обществе сегодня уже сложились классы с противоположными интересами, идеологиями и культурой. Главными руководящими силами антагонистических классов России являются ведущие политические партии, задачей которых является формирование классового мира внутри нации ради «единства нации».
Исходя из сказанного и учитывая нашу 1000-летнюю государственность, развитую многонациональную культуру и обширность территории можно заключить, что праздник должен именоваться как «День национального единства». При этом, следует отметить, перед российским обществом стоит вопрос: «Уместно ли сегодня, при условии, когда ведущая политическая партия ещё чётко не сформировала национальную идею России и законодательно не утвердила идеологию классового мира, отмечать этот праздник?»
Опять приходится праздновать то, чего ещё нет…
- Позвольте процитировать одно издание: «В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой придать 4-му ноября статус государственного праздника и объявить этот день «Днем национального единства». Как должно выражаться «национальное единство» между православным, мусульманином, иудеем и буддистом?
В первую очередь мне хотелось бы выразить сомнение о целесообразности проведения «Дня национального единства», в качестве «Дня межконфессионального единства», 4-го ноября, в день государственного православного церковного праздника Казанской иконы Божией Матери. Для этого можно выбрать любой другой день.
Как должно выражаться «национальное единство» между православным, мусульманином, иудеем и буддистом? Как ни странно, сегодня их объединяет больше, чем казалось бы.
Прошедшие годы, после распада нашей общей Родины, были нелёгкими, они принесли нам трудности и испытания, проходя через которые наши сограждане сохранили свои главные качества – Честь и Достоинство. Кроме этого, наш народ славен своим терпением и жизнестойкостью, что даёт предпосылки для возрождения других традиционных качеств российского многонационального народа – Веру и Верность.
Именно эти качества создали и сохранили Россию, как самобытное многонациональное суверенное духовно-нравственное государство, в котором веками мирно уживались традиционные религиозные конфессии - православие, ислам, иудаизм и буддизм.
Именно эти традиционно российские национальные качества стали на современном этапе объектом пристального внимания многих государств, стремящихся разделить нашу страну на «удельные княжества» по религиозному, этническому, историческому и экономическому принципу, овладеть её богатствами, сделать нас колонией. По этой причине нашу землю сегодня заполонили сотни немецких, швейцарских, американских и других церквей-сект, обильно финансируемых из-за рубежа.
Религиозные экстремисты, вытесняя традиционные религии России, продолжают усиливать свою деятельность, меняют формы и методы работы, подстраиваясь под существующее законодательство и даже заставляя работать его на себя. Главные направления деятельности таких сект – работа в детских садах и школах, т.к. молодежь не знает сомнения в вере. Именно здесь находятся корни их целей – в очередной раз отделить традиционные религиозные конфессии России от участия в формировании личности российской молодежи, а, следовательно, от сохранения нашей совместной многовековой культуры, традиций, истории.
Представители иностранных сектантских общин, как «Фалуньгунь, «Новоапостольская Церковь»», «Ананда Марг», «Церковь Муна», «Федерация женщин (Женщины за мир во всем мире)», «Церковь Христа», «Всемирно духовный университет Брахма Кумарис», «Армия спасения», «Свидетели Иеговы», «Церковь Объединения», «Церковь Сайентологии», «Истинно Православная Церковь», «сатанисты» - всего около 900 (!) – используя религиозное прикрытие, образовательные и культурные инициативы, формируют разветвленные управляемые структуры, с помощью которых собирают социально-политическую экономическую, военную и другую информацию о происходящем в России, разжигают сепаратистские настроения, культивируют асоциальность, грамотно обыгрывая существующие экономические, социальные и бытовые трудности населения.
Невольно вспоминается предупреждение ещё в 2000 году Министерства образования о том, что «деятельность зарубежных сект в сфере образования ведёт к размыву национального сознания, снижению уровня сопротивляемости, негативному воздействию со стороны деструктивных религиозных организаций, возможным психическим отклонениям у попавших под влияние этих сект».
Аналитическая информация правоохранительных органов, упомянутая в газете «Парламентской газете» от 9 октября 2001 года, о деятельности на территории России различных религиозных организаций расставляет всё на свои места: «Миссионерские организации целенаправленно работают над решением задач по созданию в России условий и отработке механизма практической реализации идеи «замены социально-психологического кода» населения нашей страны, что автоматически приведет к стиранию в памяти людей всей более чем тысячелетней истории российской государственности, пересмотру таких понятий, как самоидентификация нации, Родина, патриотизм, культурное наследие».
Сегодня нам уже следует осознать, что все наши сегодняшние достижения в экономической сфере и прорывы при внедрении национальных проектов, обратятся в прах без всенародной заботы о всемерном возрождении традиционно-равноправных религиозных конфессий России во главе с Русской Православной Церковью, как исторически сложившейся их блюстительницей. Религия – это духовная основа бытия любого народа, если разделить народ по вере, то получится много «племён», с которыми гораздо легче «справится» по принципу «раздели и властвуй». Результаты достижений этих планов уже сказались на нашей жизни после развала Советского Союза, а наиболее ярким примером такого вмешательства - стала истерзанная Югославия.
Поэтому, чтобы сохранить это историческое «национальное единство» для будущих поколений, чтобы они могли по праву с гордостью отмечать «День национального единства», православным, мусульманам, иудеям и буддистам необходимо сообща сохранить наше общее Отечество и его молодёжь, как наше будущее, от массированной религиозной интервенции.
Думаю, что в этом и должно выражаться межконфессиональное «национальное единство» между православным, мусульманином, иудеем и буддистом.
- Ополчение Минина и Пожарского - это единственный пример в Отечественной истории, когда судьбу страны решил сам народ, без участия власти как таковой... А в чем уникальность этого ополчения с духовной точки зрения?
Нет, не думаю, что это единственный случай в российской истории. Можно взять, например, приглашение Рюрика на княжение; волеизъявление (в последствие, изменившее всю историю Руси) древнего нацияобразующего народа «Земли вятичей» от которого разрешилось многовековое противостояние Киевского княжества и Хазарского каганата; создание альтернативного Русского государства – Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, не испытавшего тягот монголо-татарского ига, или испытавшего его на незначительное время; приглашение Новгородским Вечем князя Александра Невского для противодействия вторжениям с Запада; сбор Дмитрием Донским армии для сражения на Куликовом поле; присоединение Сибири отрядом Ермака; воцарение Лжедмитрия I и II, с последующим Смутным временем; избрание на Земском соборе Царём Михаила Фёдоровича Романова; Октябрьская Социалистическая революция; расстрел Царской семьи; избрание первого Президента России Б.Н. Ельцина и т.д. Если добавить сюда незавершённые «народные проекты» как восстания Болотникова, Пугачёва, «Декабристов» и др., то с точки зрения власти, народная инициатива не всегда носила позитивный характер.
Объективное изучение истории, тем более российской, достаточно сложное и неблагодарное дело и делать позитивные выводы, вырывая из неё отдельные фрагменты, на примере ополчения Минина и Пожарского, наверное, не правильно. Надо уважительно относиться ко всей российской истории, т.е. к истории всех народов, населяющих просторы Великой России. К сожалению, такой всеобщей истории у нас ещё не написано…
Не буду лукавить, но об «уникальности» ополчения Минина и Пожарского с духовной точки зрения, мне, как вероятно и большинству граждан нашей страны, известно очень мало…
Следует отметить только то, что лучшие московские люди и многие русские города после смерти самозванца добровольно присягнули с целованием креста по праву наследования польскому королевичу Владиславу… Что говорить? – Смутное время…
- В чём должно заключаться истинное единство нации и какими средствами оно достигается?
Как я уже говорил, что в российском обществе сегодня уже сложились классы с противоположными интересами, идеологиями и культурой. Поэтому, ведущая политическая партия России, находящаяся у власти и выражающая интересы антагонистических классов, раз взяла на себя ответственность, должна предложить обществу внятную дееспособную реалистичную национальную идею России, очищенную от мифотворчества, лакировки, политики и т.д. Кроме этого, правящая политическая партия должна чётко, без лукавства, сформировать и законодательно утвердить идеологию классового мира, социальную ответственность капитала перед обществом, реальное равенство всех классов перед законом, поддержание всех отечественных промышленников и купцов (доказавших юридическую законность своего капитала и занимающихся благотворительной социально ориентированной деятельностью) с присвоением Общественной палатой РФ гильдий, дающих налоговые льготы, и т.д.
Но где взять столько честных и инициативных людей во властных структурах, сформированных по принципу личной преданности, родственным связям и «кумовства»?...
Одним из главных пунктов самосохранения нации, не говоря уже об её единстве, необходимо законодательно внести в Конституцию РФ положение об исторических традиционных конфессиях России: православии, исламе, иудаизме и буддизме.
Для остальных религиозных течений следует создать такие экономические и правовые условия, которые привели бы к «постепенному» сворачиванию их деятельности на территории России.
Без решения этих, казалось бы простых вопросов достижение «единства нации», по моему мнению, невозможно…
О способах и средствах достижения «истинного единства нации» говорить нет смысла – в истории России они встречаются в различных исполнениях. Сегодня у нас есть шанс решить этот вопрос в законодательном порядке самостоятельно. Но, возможно, через определённое время какая то внешняя Сила сделает этот выбор за нас, поставив под сомнение целесообразность дальнейшего существования, не осознавшей своё историческое предназначение, России.
- О чём бы Вы ещё хотели сказать по данной теме, что не прозвучало в предлагаемых вопросах?
Сегодня, по моему мнению, отношение россиян к новому празднику 4 ноября, как ко «Дню народного (национального) единства», достаточно настороженное. Многие думают, что это «очередная политическая авантюра», и интуитивно отстраняются от участия в ней. Кроме этого, для одних, дополнительный выходной – благо, для других – убытки.
Вызывает определённое раздражение переизбыток в этот день идеологической духовной, культурной и военно-патриотической пропаганды «единства нации»…
Разве можно «заразить» национальной духовностью, культурой, патриотизмом за один день? Кому нужна эта показуха «здоровья» нации? Этой работой необходимо заниматься ежедневно, ежечасно, без помпезности и деликатно. Она должна быть постоянным фоном, окружающим нас и формирующим подсознание граждан «единой нации»…
Член Центрального Совета и председатель Калужского областного отделения Общероссийского общественного движения «Россия Православная», директор Некоммерческого партнёрства «Калужский областной исследовательский и культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ», член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (СПб.), член Российского союза профессиональных литераторов, член Русского Географического общества, публицист, краевед
Игорь Евгеньевич Горолевич (Калуга).
Свидетельство о публикации №212102800425
призывает умиреть под Москвой, как наши братья умирали,создаёт Народные
фронты,молодёжные организации с названиями "Наши","Молодая гвардия",шельмуют уголовные дела.Смута в головах, пропаганда в СМИ.
Согласен с Вами в основном,кроме тезиса о внесении в Конституцию списка "привилегированных"религий,а других извести законами.А что сделать с неверующими? С уважением,Леонид.
Леонид Наумович 28.10.2012 12:05 Заявить о нарушении
К сожалению, во властных структурах России ничтожно мало патриотов своей страны и ответственных людей, но слишком много временщиков, прилипал, родственников, лакеев и высокопоставленных "рабов".
Они и придумали праздник для "обывателей и рабов" "День народного (а не национального) единства", т.к., если Вы заметили, впонятие "народ" не входят олигархические, эксплуатирующие, артистические (эстрада) и с определенного уровня чиновничьи круги, которые наднациональны, имеют счета и собственность за границей, двойное гражданство и т.д. В этом и стоит вопрос: "Что мы празднуем 4 ноября?" С уважением, Игорь Горолевич
Игорь Горолевич 29.10.2012 11:27 Заявить о нарушении
не считаю моих родителей и себя духовно обделёнными.Наоборот,я знаю много верующих,которые вызывают у меня сожаление.Один из таких - воцерквлённый и активный прихожанин православной церкви,пытается убедить
меня в том,что власть сакральна и дана нам Богом.Что первично для верующего? Благополучие и достойное положение человека или мощь государства и незыбленность правящей верхушки? Если и то и другое,то так
не получится.
Леонид Наумович 31.10.2012 01:43 Заявить о нарушении
То, что мы с Вами жили в СССР, не уменьшило нашу духовность или веру в божественную (или неведомую) силу, недоступную нашему пониманию. Доказано, что в момент смерти, человек теряет всего несколько грамм, которые и являются нашей душой. Пока наука не выяснит того, что нас ждет за краем жизни, страх неведомого будет тянуть человека к Единому для всех религий Создателю. Бог сидит в нас на генетическом уровне и руководит нашей моралью, поведением, культурой, что делает нас частью единой самобытной общности, единого народа. Говорить о сокральности власти сложно. К сожалению, ее представители, чтобы попасть ближе к государственному распределителю, теряют моральные ценности, а внутри себя присутствие Бога. По этому, говорить, что власть от Бога, не приходится. Но... Тем не менее, если допустить, что Власть избирается большинством населения (с учетом тех, кто добровольно отказывается голосовать на Волю Божию) в ком имеется еще искра Божия, то, как бы, и Власть от Бога или с его попустительства. Тут, как бы и Вы и Ваш воцерквленный аппонент правы по-своему.
Более сложный вопрос о сопоставлении "Благополучия и достойного положения отдельного человека и мощи государства и незыбленности правящей верхушки". Такое сравнение было бы лишенным смысла в социально ориентированном правовом государстве, В современной же России, где власть строит для себя буржуазное государство, заставляя общество выполнять социальные обязательства (пример:государство полностью самоустранилось от поддержки семей с детьми: жилье - за свой счет, образование и медицина - за свой счет, одежда и пропитание - за свой счет, а ребенка призывают в армию безвозмездно, защищать буржуазное государство, а случись что, инвалида содержать опять за счет семьи). В современной России разрушен Общественный договор: не соответствуют права и обязанности государства и общества. Государство, как и прежде призывает общество, как и раньше "Прежде думать о Родине, а потом о себе", но само живет по "зеркальному" закону. С Уважением И.Горолевич.
Игорь Горолевич 31.10.2012 03:32 Заявить о нарушении
Олег Терехин 09.12.2012 05:21 Заявить о нарушении
Игорь Горолевич 09.12.2012 13:42 Заявить о нарушении
и в стране и в обществе! Как Вы чувствуете себя нынче? Отзовитесь! Буду рад.
С уважением, Леонид.
Леонид Наумович 27.11.2014 15:23 Заявить о нарушении
Игорь Горолевич 28.11.2014 01:31 Заявить о нарушении
публикуется вами, чрезвычайно интересно ибо отличается новизной, смелостью и вескими аргументами. Особенно для меня ценны ваши глубокие исследования документов
по истории войны 1812 года. То, что вами написано о Барклайе де Толли и Кутузове,
их переписка с Александром 1, вносит вклад в историческую науку. Желаю творческих
удач. Леонид.
Леонид Наумович 28.11.2014 14:48 Заявить о нарушении