Актуальные вопросы развития вузов... , 2005

В.А. Сальников, С.Г. Сизов

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В современном мире основными факторами развития экономики, социальной и общественной жизни являются знание и информация. И это подтверждает пример наиболее развитых стран: доминирующей тенденцией их развития является ориентация на знание как системообразующую основу рыночной экономики. Именно это обусловливает бурное развитие тех отраслей промышленности и бизнеса, в которые на основе инновационных подходов осуществляется внедрение новых наукоемких технологий. Из этого следует, что развитие России, модернизация её экономики невозможны без должного внимания государства и бизнеса к науке и образованию.

К сожалению, в течение последних 15 лет этого внимания уделялось явно недостаточно. Это касалось и разработки перспективных программ модернизации образования и академической науки, кадрового обеспечения, и, наконец, финансирования. Потери весьма значительны. По оценке ректора МГУ В.А. Садовничего за 1992 – 2004 гг. наша наука сократилась примерно вдвое: из нее ушло около миллиона научных сотрудников и чуть больше миллиона из обслуживающего персонала. По оценке различных центров, за эти годы только из науки около 50 тыс. молодых людей уехали в длительные командировки или совсем покинули нашу страну. Абсолютно аналогичные потери были и в высшей школе. Несмотря на то, что в России за эти годы было создано 3200 государственных и негосударственных вузов и их филиалов, научно-педагогический персонал, работающий в этих учреждениях, остался тот же, и больше его не стало. Средний возраст профессоров и ведущих преподавателей наших вузов составляет около шестидесяти лет, в то время как в США он составляет сорок – сорок пять лет  .

Развитие вузов тесно связано и с проблемами средней школы, в которой накопилось много нерешённых вопросов. Далеко не секрет, что сегодня немалое число выпускников, даже отличников, желающих учиться в вузе вынуждены заниматься у репетиторов, посещать подготовительные курсы. Причина проста: школа не даёт уровня знаний, достаточных для поступления в вуз. Сокращаются часы на фундаментальные науки, в ряде случаев не устраивает уровень учебников, молодые перспективные преподаватели покидают школу из-за низких зарплат, оставляет желать лучшего и материально-техническая база. Всё это ведёт к снижению уровня среднего образования.

Хроническое недофинансирование науки и высшей школы, снижение требований к среднему образованию, отток кадров из вузов приводит и к отставанию отечественного образования от мирового уровня. Часто приходится сталкиваться  с двумя крайними позициями. Одни специалисты считают, что наше образование – лучшее в мире, другие – что мы непоправимо отстали. Это действительно крайности и истина, как это часто бывает, находится по середине. Да, отечественное высшее образование по-прежнему востребовано. И не случайно наши специалисты пользуются популярностью за рубежом. Но, правда, и в том, что это специалисты небольшого числа вузов, которые находятся на передовых рубежах развития мировой науки и образования. Надо согласиться с тем, что наша высшая школа нуждается в модернизации, а вот какой должна быть  модернизация – это уже другой вопрос.

Во-первых, реформа образования должна быть понятной, прозрачной, проходить первоначально в экспериментальном порядке. Никакая реформа не может быть успешной, если обществу не разъяснён в должной мере смысл и порядок преобразований.

Во-вторых, необходимо ужесточение требований к качеству образования. Среднее образование нуждается в новых учебниках и программах, принятие которых должно проходить в обстановке широкого обсуждения с обязательным привлечением специалистов различных научных школ. Кроме того это значит, что нужно резко улучшить подготовку учителей, разработать серьёзные условиям, способствующие повышению кадрового потенциала школы, закреплению здесь перспективных учителей. В это связи должен быть доработан и механизм осуществления Единого государственного экзамена. Видимо, мы ещё не дожили до того момента, когда ЕГЭ должен стать единственным способом отбора молодых людей в вузы. В высших учебных заведениях необходимо усиление обучения студентов умениям творческого труда, введение обучения их действительно научным исследованиям, а также основам инновационной деятельности.

В-третьих, надо коренным образом изменить отношение государства к высшему профессиональному образованию и науке. Это касается финансирования, это касается и контроля над качеством обучения. Высшая школа сегодня финансируется государством лишь наполовину. Остальные деньги вуз зарабатывает сам. Прежде всего, за счёт платных образовательных услуг. Вместе с тем этих денег не всегда хватает для полноценного финансирования научных исследований, приобретение приборной базы, обслуживание и расширение инфраструктуры. Государство должно инвестировать средства в модернизацию технологической базы и инфраструктуры вузов на конкурсной основе. Нужно повысить престижность преподавательской и научной работы. Практика показывает, что без достойного финансирования это невозможно. По сравнению с ведущими странами мира по удельным расходам на науку и образование (в расчете на одного исследователя или студента) мы отстаем значительно, примерно в 8 – 15 раз .

Нам представляется, что государство не должно перекладывать на коммерсантов вопросы привлечение в вузы инвестиций. Недальновидным шагом являются планы повсеместного образования открытых (закрытых) акционерных обществ, где 51 процент акций будет принадлежать государству и 49 процентов — частному предпринимателю. Передача частным собственникам и социальной сферы вуза — столовых, общежитий, ремонтных мастерских может привести к тому, что высшее учебное заведение, как показывает опыт приватизаций в других сферах деятельности,  не сможет эффективно влиять на их деятельность и может их попросту утратить.

В-четвёртых, теснее нужно устанавливать контакты вузов и работодателей. В принципе правильной является постановка вопроса о том, что реальный рейтинг вузов надо рассчитывать с учётом востребованности их выпускников на рынке труда. Вместе с тем, надо учитывать специфику региона, вузов. Естественно, что в бурно развивающемся столичном регионе, где «крутится» львиная доля российских финансов, есть большой спрос и на рынке труда на многие категории специалистов.

Как известно, Министерство образования и науки планирует ввести к 2008 году принципиально новую систему аттестации и лицензирования для высшей школы. Если ранее работа вуза оценивалась по количественным показателям, среди которых учитывалось число преподавателей с научными степенями, оснащенность библиотек, количество квадратных метров аудитории на одного учащегося, то в будущем предполагается судить об уровне обучения по трудоустройству выпускников по специальности и отзывам работодателей. В этом подходе есть рациональное зерно, но надо сделать некоторые уточнения. К сожалению, молодые специалисты, которые хотят работать по специальности далеко не всегда бывают востребованы. Это связано и с до сих пор продолжающейся стагнацией многих отраслей отечественной промышленности, и с малой заинтересованностью предприятий в специалистах, не имеющих практического опыта. Нам кажется, что государство должно стимулировать те предприятия и организации, которые систематически принимают на работу выпускников вызов, дают им необходимый опыт работы. Естественно, приём на работу молодых специалистов должен проходить на условиях конкурсного отбора.

Система образования испытывает недостаток в информации о потребностях рынка труда. С одной стороны, бизнес не может диктовать системе образования, сколько и каких специалистов готовить, потому что его потребности сиюминутны, а человеческий капитал – фактор долговременный и служит всему обществу. Но, с другой стороны, бизнес может и должен влиять на подготовку специалистов. Вот только производство у нас всё ещё находится в сложном состоянии, поэтому и спрос на выпускников ряда специальностей невелик. Если же государство планирует удвоение ВВП, то, естественно, оно должно учитывать этот фактор при подготовке специалистов и готовить их на перспективу. Это, кстати, говоря, полностью согласуется с опытом наиболее развитых стран мира. Там прекрасно понимают перспективы образования и эти государства вкладывают немалые средства в его развитие.

Поставленные вопросы волнуют, как свидетельствует научная периодика, всё академическое сообщество. Хорошо, что руководство Министерства образования и науки больше стало прислушиваться к мнениям руководителей вузов и НИИ, преподавателей, научных сотрудников и студентов.

Острым остаётся вопрос и о переходе на двухступенчатую систему подготовки специалистов (бакалавр – магистр). Известно, что ректоры крупнейших вузов ( в том числе МГУ и МГТУ им. Баумана) выступают против повсеместного введения двухуровневого высшего образования. Очевидно, что к этому вопросу надо подходить осторожно. В некоторых странах, например, во Франции в лучших инженерных вузах вообще нет степени бакалавра. И в этой связи совершенно непонятно: зачем менять кардинально систему, когда существует возможность по примеру ряда европейских стран «встроить» существующую российскую систему образования в Болонский процесс.

Кроме того, надо учитывать, что у бакалавров неизбежно возникнет много вопросов с трудоустройством. Работодатель, вряд ли посчитает обучение на уровне бакалавра достаточным для выполнения ответственной работы. Между тем, современное инженерное образование становится всё более сложным и по многим специальностям вряд ли возможно дать образование за 4 года. Окончательное решение о сохранении многоуровневой системы или введении двухуровневой будет принято в 2008 году и до этого времени, на наш взгляд, целесообразно продолжить обсуждение этого вопроса на научных конференциях.

Продолжая тему реформ в связи с Болонским процессом, нельзя не затронуть вопрос о научных степенях. Реформа предполагает упразднение системы (кандидат наук – доктор наук), планируется присуждать после магистра докторские степени. Между тем система, сложившаяся в России по многим параметрам намного более прогрессивна, нежели западная. Специальная классификация, утверждённые стандарты, наличие ВАК позволяют более точно определить реальный вклад учёного в развитие науки. Общепринятое присуждение на Западе докторской степени по философии – это скорее понимание философии в древнегреческом смысле. Многие доктора философии проводили исследование по физике, астрономии, химии. Не забудем и о том, что на Западе отсутствует такая система как Высшая аттестационная комиссия (ВАК), которую по ланам реформ тоже планируется упразднить. В этой ситуации мы потеряем свои преимущества и не приобретём ничего полезного.

Изучение сложившейся ситуации приводит к выводу, что в случае приравнивания отечественной степени кандидата к уровню западного магистра мы понижаем статус кандидата и получаем ситуацию, в которой неясно, кто возьмет на себя основную образовательную нагрузку в вузах, связанную с чтением лекций. При существующей пропорции докторов и кандидатов наук в большинстве российских вузов, а также их возрастных характеристиках, они при всем желании не смогут обеспечить полноценную деятельность высшей школы. В худшем варианте 2/3 вузов придется просто закрыть, ибо читать лекции по профессиональным и специальным дисциплинам магистры не могут. В российских вузах их статус – это статус ассистентов. В лучшем случае это приведет не к закрытию вузов, а к переводу их в более низшие по европейским меркам категории, что скажется и на уровне заработков преподавательского состава, и на уровне выделяемого финансирования из бюджета.

Ну а в том случае, если Россия уравняет статус кандидатов и докторов наук, то это обещает стать еще одним ударом по отечественной науке и высшему образованию, который не только лишит ученых одного из мощных стимулов к самосовершенствованию, но и кардинально ухудшит уникальную самобытность отечественного ученого сообщества. Вряд ли можно отнести к положительным чертам подобного решения и повышение статуса тех, для кого кандидатская степень стала пределом возможного .

Таким, образом, в современной ситуации отказ от двух научных степеней представляется неоправданным, тем более, что двухзвенная система также существует и некоторых странах Запада. Например, в странах французской традиции (Бельгия, Италия, Франция и др.) помимо «обычного» доктора более высокой ступенью является «специальный доктор» или доктор исследований») . Если уж отказываться от степени кандидата наук, тогда нам кажется разумным ввести два уровня докторских степеней. И соответственно по-разному доплачивать за эти степени.

Гуманитарные науки в техническом вузе ещё одна активно обсуждаемая проблема. Считаем, что современные потребности общества требуют людей всесторонне развитые. Очевидно, что без базовой составляющей добиться этого практически невозможно. Вместе с тем, некоторые гуманитарные дисциплины, на наш взгляд, должны быть более приближены к практическим потребностям общества, производства, личности. Можно поддержать идею создания Центра повышения квалификации и переподготовки вузовских преподавателей социально-экономических наук.

Современный специалист и будущий руководитель должен не только  знать иностранный язык владеть навыками социологии, деловой психологии. В условиях развития демократических институтов, формирования гражданского общества появляется острая потребности и политологических знаниях. Гуманитарные науки способствуют развитию навыков риторики, организации дискуссий, коммуникации. Между тем, по мнению экспертов, многие выпускники российских вузов даже при хороших знаниях не обладают навыками так называемой самопрезентации, т.е. профессионально-коммуникативные навыки у выпускников практически отсутствуют .

Говоря о развитии в вузах гуманитарных исследований, следует сказать, что та система грантов, которые существуют в настоящее время (РГНФ, РФФИ), является недостаточной. Вероятно, более широкое взаимодействие с вузами по выделению грантов на гуманитарные исследования должны осуществлять министерства образования и культуры субъектов федерации. Тем более, что многие гуманитарные исследования в вузах затрагивают проблемы истории и культуры регионов. Эти региональные конкурсы нужны не только молодым учёным, которым в последние годы уделяется всё больше внимания, но и тем исследователям, которые уже давно заявили о себе, но нуждаются в поддержке новых перспективных проектов.

О платном образовании. Эта форма обучения доказала свою востребованность и жизнеспособность. Вместе с тем, очевидно, что для многих семей оплата обучения своих детей в связи с невысоким уровнем жизни является большой проблемой. Сегодня необходимо введение новых форм платного образования, в частности, кредитование и субсидирование студентов на льготных условиях возврата заемных средств, привлечение финансов предпринимателей и инвесторов, создание условий для целей страхования образования.

В связи с высокой стоимостью проезда и проживания студентов нужно активнее развивать и дистанционное образование, которое уже в течение нескольких лет активно применяется и в Сибирской автомобильно-дорожной академии. Существует положительный опыт развития такой формы обучения и во многих других вузах . Новые информационные технологии позволяют легко решить проблемы хранения, поиска и доставки информации учащимся. Дистанционное образования, как нам представляется, ещё не достаточной степени оценёно не только вузами, но и населением, потребителями образовательных услуг. Вероятно, это связано ещё и с тем, что пока во многих семьях нет доступа в глобальную сеть Интернет. Между тем в связи с развитием Интернета этот вид обучения очень перспективен, но надо думать над повышением его уровня, отработкой качества тестов, усилением взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения.

В этой связи невозможно обойти проблему качества платного образования в негосударственных вузах и, особенно, в их филиалах. 25 февраля 2004 г. прежним министром Филипповым на коллегии министерства образования было заявлено «Проблема качества, обострившаяся в связи с введением платного образования, негосударственного сектора высшего образования, многочисленных филиалов государственных вузов, эта проблема на сегодня является главной опасностью для дискредитации российского высшего образования как внутри России, так и за ее пределами». К сожалению ситуация практически не меняется и «опасность» эта не устранена. Возможно, придётся закрывать некоторые филиалы коммерческих вузов, которые дискредитируют идею высшего профессионального образования. Неоднократно приходилось слышать от коллег, которые там устраивались подработать, что руководство этих филиалов заинтересовано не в качестве образования, а только в прибыли. Атмосфера, которая царит в этих учебных заведениях, способствует беспрецедентному снижению требований к студентам. Что касается научной работы, то она там практически не ведётся. И когда мы говорим о том, что многие выпускники не востребованы на рынке труда, в первую очередь это касается именно таких вузов. Конечно, государство не тратит бюджетные деньги на подобное образование, но контроль за качеством должен быть усилен.

Тенденции развития образования в России сегодня вызывают множество тревожных вопросов. В короткой статье затронуть все проблемы образования, конечно, нельзя. Вместе с тем, очевидно, что решить их исключительно с помощью рыночных механизмов невозможно. И надо сказать, что ни в одной из передовых по уровню развития и качества жизни стран это и не пытаются делать. Российское государство должно не на словах, а на деле сделать отечественное образование и науку одним из важнейших приоритетов своего развития. Убеждены, что при надлежащем уровне внимания государства к этим вопросам наука и образования смогут стать локомотивами модернизации производства и общественной жизни. Попытки же некоторых чиновников ориентировать общество на исключительно платное образование, стремление перевести большинство государственных вузов в некие акционерные общества, передать большинство вузов на местные бюджеты может кардинально ухудшить ситуацию с высшей школой в России.

Опубликовано полностью:
Сальников В.А., Сизов С.Г. Актуальные проблемы развития высшей школы в условиях реформы образования // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2005.- № 10.- С. 11-15.


Рецензии