Смех и страх

… по небу летит,
Стаей журавлиной ОН руководит.
(из более позднего фольклора)


Заголовок  явным образом перекликается с названием знаменитого эссе Паскаля Киньяра «Секс и страх». (Как будто по фонемам, по созвучиям подбирал). У французского эстета, в  общем, шла речь о подводных культурных течениях, из-за которых изменился античный мир. Он стал другим, потому, что люди стали другими, особенно в главных своих человеческих проявлениях. Наша драма не столь велика в исторических масштабах, но нам от этого не легче. Система показывает свою полную нереформируемость, она  деградирует до совершенно безобразного состояния. Возможен ли какой-то выход. В рунетовской части глобальной Сети об этом пишут вовсю.
 
Многие из экспертов и комментаторов, оценивая положение РФ, также считали, что с падением нефтяных цен и глобальных экономических потрясений приведут к значительным изменениям в российской политике. И что же? Наступил глобальный экономический кризис, цены на нефть несколько снизились, но режим «суверенной демократии» остался без принципиальных изменений – реформы и модернизация не пришли – оживились разговоры о них. Понятно, что это вызвало определенное экспертное разочарование. (Характерный пример: материалы тематического выпуска журнала Pro et Contra - том 13, №5-6, сентябрь-декабрь 2009). Там   отмечается, что «Экономический кризис продемонстрировал уязвимость системы, но те, кто ждал, что он станет началом серьезных перемен, разочарованы. Не произошло ни поворота к политическому плюрализму, ни перестройки экономики».

Но сам аргумент «модернизации от нехватки ресурсов» не снят с повестки дня, Дескать, кризис еще недостаточно глубок, при ухудшении экономической конъюнктуры всем заинтересованным группам в России не хватит и начнется… Такой ход мыслей прослеживается, скажем, в многочисленных выступлениях К.Рогова, и многие рассуждают схожим образом. Не будем с этим спорить, обсуждая падение нефтяных цен и их последствие. Ясно, что прогнозы здесь чреваты принципиальными ошибками, в силу того, что цены на углеводороды – это не просто спрос/предложение, но при их формировании сильно сказывается элемент спекуляции, который зависит от психологических, политических и др. факторов.

Но есть и более сильный аргумент в пользу неизбежности в России кардинальных изменений. Когда в минувшее десятилетие дорогие россияне совершали массовое бегство от свободы, они меняли свободу и свои политические возможности не только на относительную сытость - потребительские кредиты. Ипотека, сохранение некоторых социальных выплат пенсионерам и т.д., но самое главное – на иллюзию БЕЗОПАСНОСТИ, то есть на «усиление борьбы с терроризмом», приход силовиков во власть и пр.

Что же мы имеем? Несмотря на отдельные успехи, о которых рапортуют начальству и по телевизору, ни одна из важнейших проблем, стоящих перед страной не находит удовлетворительно решения. Поток нефтедолларов огромен, но о состоянии инфраструктуры лучше помолчать, миллиарды закачаны в так называемые «нацпроекты», идет похвальба отдельными, точечными достижениями, в большой моде «мегапроекты», олимпиада, чтобы уж хапнуть так хапнуть. Но в России так и не появилось массовое доступное и качественное жилье, страна далека от обеспечения себя продовольствием, для характеристики того, что происходит в сфере образования, лучше всего подходит слово «вредительство», ну и так далее. Это – страшно!

Но страшно и жить со страхом. Особенно, если касается не только сферы экономики и политики (мы не избалованы нормальными условиями жизни и ответственностью власти за свои слова и обещания). Но и обеспечением безопасности, возможностей сохранить жизнь от насильственного прерывания. Сытость и безопасность вместо свободы так и не получаются. В свое время коммунисты, завладевшие Россией, объявляли себя «материалистами», но в «базисе» так и не смогли догнать и перегнать проклятых буржуев, приведя СССР не только к проигрышу экономического соревнования с капитализмом, но и к тотальному дефициту («яйца видим только в бане»).

Нынешние правители России сделали ставку на стабильность и безопасность. Ставка бита. Череда катастроф, аварий, терактов кажется бесконечной, и очередная трагедия представляется уже не уникальной причиной для горя, а чем-то типичным и ужасно привычным. За трагедией людей, погибших от обрушения льда и снега, уже почти не помнят о людях, сгоревших заживо в ходе летних пожаров 2010 года (несмотря на уверения губернаторов-единороссов, что все в порядке, меры для тушения пожаров приняты). Отчаянный выплеск ненависти на Манежной, в связи с безнаказанными убийствами русских людей, затмил кровавый эпизод с «приморскими партизанами». Затянувшееся ликвидация последствий «ледяного дождя» - это всего лишь штрих к характеристике отечественной энергетики, наряду с масштабной аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. Кадры о взрыве вагона метро террористами с Северного Кавказа сменились репортажами из Домодедова – это какой-то бесконечный ужас. И к нему мы уже привыкли. Но к этому нельзя привыкнуть, хотя лошадиные дозы страха и действуют на нас как гомеопатический препарат – с длительным и незаметным сразу эффектом.

Такое утверждение кажется циничным, но надо бояться действительности, а не слов, которыми она характеризуется.  На современной Западе, в США, трагедия 11 сентября вызвала повсеместный шок, и трагедия башен-близнецов стала вехой для отсчета новой эры. Но разве в российских терактах террористы с Северного Кавказа убили меньше россиян, чем члены так называемой «Аль-Каиды» американцев! Однако американские жертвы привели к изменениям во всем мире, а в РФ, что на самом деле поменялось?

На современном Востоке, в Японии, безумные фанатики из религиозной секты провели химическую атаку в метро, в ходе которой было несколько погибших. Так жители страны Восходящего Солнца, до сих пор воспринимают этот теракт как нечто из ряда вон выходящее, а их знаменитый писатель Харуки Мураками выпустил документальную книгу «Подземка», которая переведена на многие языки и имеет успех и в России. О каком из многочисленных взрывов писать русские книги, чтобы они произвели впечатление на зарубежного читателя?

Впрочем, до Руанды нам ещё далеко.

Разумеется, теракты, природные и техногенные катастрофы могут случиться в любой стране. И нельзя сказать, что власти России прямо виноваты в тех или иных трагедиях и/или не реагируют на них. Реагируют. Но как-то не очень адекватно, мягко говоря. Когда произошел очередной теракт в Домодедово – общество притихло, а власти обещают в очередной раз усиление мер по борьбе с терроризмом. Вы верите, что новые миллиарды потраченные на техническое обеспечение такой борьбы дадут желаемый эффект? А если в залах досмотра аэропортов будут раздевать до трусов, а не только требовать снимать обувь и верхнюю одежду (что уже само по себе унизительно, затратно и убивает массу времени) – это что обеспечит безопасность на транспорте? А прокатившаяся волна ужесточения пропускного режима в общагах, офисах, образовательных, чиновничьих и прочих заведениях разве хоть как-то поможет решить проблему Северного Кавказа, откуда исходит главная террористическая угроза для России. Это хуже, чем преступления, это ошибки.

Но мы писали здесь не про проблемы экономики, терроризм и реакцию властей самих по себе. Названные факторы медленно, прямо или подспудно меняют фон общественных настроений, на котором власть совершает свои неадекватные действия. Поменять бы политиков и политический курс. Но как это сделать, если механизм такой смены – демократические выборы – кажется безнадежно испорченным?
 
Не только Страх, но и Смех изменяет фон, среду, в которой существует политическая система современной России. Смирный, долготерпеливый народ наш ни о какой смене власти-режима в массе своей пока не помышляет. Но уже частью своей непочтительно ржет, смотря на «тюбике» ролик с несколькими «Ладами-Калинами» и т.п.

Вообще, эти поездки лидеров в регионы в чем-то напоминают гастрольные туры. Реклама, ажиотаж, зеваки и поклонники. Реквизит и декорации обновляются также в спешном порядке. Представьте себе, стояли себе испорченные уличные часы и никто уже не надеялся сверять-узнавать по ним время. Но к приезду «национального лидера» местные чиновники шустро вопрос с табло решили – а что они еще успеют по-настоящему сделать - спасибо хоть за уличное время. Плюс ажиотаж с перекрытием путей, выставлением по пути следования «випов», гаишников и прочих силовиков, повышенные меры безопасности, снайперы…

Представьте ещё, идете вы с ребенком по улице, а мимо с дикими сиренами проносится кортеж «тандемократа», и к вам приходит подозрение, что именно в этот момент вас могут рассматривать в снайперскую оптику. Это, как если бы вы сидели в зрительном зале, а вас, помимо вашей воли, начали вовлекать в действие на сцене. Конечно, вернувшись домой, будет что рассказать с нервным смехом.

Да, черт с ними, с мерами безопасности. С ними приходится смириться и обойти стороной кордоны людей в форме и без нее. В конце концов, это можно объяснить, так как мы живем посреди суровой трагедии, именуемой «борьба с терроризмом». Но дальше ведь идет нечто похожее на пафосную драму с элементами миленького водевиля. Главные действующие лица говорят резком улучшении, реформе, модернизации, укреплении порядка и т.д. После тщательно спланированных приоритетных мероприятий, с открытием чего-то важного, совещания о чем-то первостепенным, главные герои могут позволить себе «человечные» мелочи вроде разговоры с простыми людьми (тщательно отобранными и проинструктированными) или покупку чего-то мелкого, продуктового (по резко сниженным к их приезду ценам). Этакая дозированная сентиментальность, как в советских пьесах о самом человечном человеке – дедушке Ленине. Многим такой репертуар продолжает нравится, наряду со смакованием в пересудах пикантных подробностей. Ведь двоемыслием нашего человека не удивишь.

Но другие уже хотят крикнуть «Не верю!», принимая драму и водевиль за неудачный фарс или постановку театра абсурда. Удивительным является то, что хотя «государственные люди» и гордятся приездом в их регионы первых лиц, но в местных СМИ, несмотря на почти полную их зачистку, пикантные подробности о резком падении цен на гречку, под песню «Снайпер на крыше, снайпер на крыше»,  в местном варианте местном варианте потемкинской деревни – все это сообщается с большим смаком. В общем, гастроли первых лиц для «дорогих россиянцев» бесследно не проходят, оставляя массу впечатлений.

Но, разумеется, подобные гастроли для большинства наших сограждан редкость и многие никогда их не увидят, также как никогда не попадут на выступление какого-то прославленного столичного театрального коллектива. Главные шоу поступают из телевизора. А там в последнее время не только картинки из Домодедово, но и развлекательные ролики из Туниса-Египта. Кто подсчитает, в головах скольких телезрителей зародился вопрос о том, а нет ли сходства между нашими странами. И что если даже у НИХ…

 С.Хантингтон в своей классической работе «Третья волна» отмечал, что пример других стран, может стать одним из факторов демократизации. Примеры могут оказаться заразительными. Наконец, все больше людей вступают в клуб «отказавшихся от телевизора». И хотя возможности Сети, в отрыве от других факторов, не стоит переоценивать, но с большой вероятностью можно ожидать, что число последователей Ассанджа в Рунете будет расти. Они придут хотя бы в погоне за славой. Возможно,  это меняет не сам политический порядок в стране, но его социокультурный фон, если можно так выразиться.

Власть, конечно, принимает ответные меры. Пропагандистские телемощности работают в канун федеральных избирательных кампаний с повышенной нагрузкой. Скорее всего, не исключена манипуляция с рейтингами лидеров. Хотя и без этого данные опросов ОМ в ситуации авторитаризма выглядят сомнительными. Когда есть дефицит свободных СМИ, и нет реальной политической оппозиции, а социологические центры ставятся под контроль (вспомним историю с ВЦИОМом в первой половине «нулевых»), то одни только результаты социологических опросов не могут быть надежным каналом обратной связи, надежным барометром изменения общественных настроений, даже если результаты опросов не фальсифицируются. А если фальсифицируются? И здесь уже можно поставить вопрос о судьбе российского выборного театра. Очередная пьеса с заранее известным финалом, поставленная там, вызывает все меньший отклик у публики, но план по продаже билетов не снижается, а даже увеличивается. В этих условиях, вопрос о выборах (хотя институт выборов в России разрушен), может стать даже интересным. Ведь одно дело получать красивый результат у «преемника», «наследника», «национально лидера», о котором все знают, что он и так наверняка побеждает (пусть и в силу монополизации СМИ и удалении опасных конкурентов), а с каким процентом – это уже вопрос второй. Но другая ситуация складывается, если реальное голосование за «партию власти» будет существенно расходиться со спущенными в Регины и на места «контрольными цифрами», планами голосов, позволяющих партии власти иметь конституционное большинство с солидным запасом. Разумеется, в протоколах избирательных комиссий эти цифры появятся. Но здесь публика может уже во весь голос воскликнуть «не верю!» И тогда, редкая пока «кричалка» недовольных – «ЕдРо в ведро!» - будет означать не просто протест против определенной партии, пусть и находящейся ПРИ власти, но протест против системы власти в целом. (Что и произошло в ходе митингов зимы 2011-12 гг).

Это очень опасно и чревато «арабским»  сценарием. Разъяренная публика будет кидать на сцену все, что попадет под руку. 
Сначала людям было страшно, а потом стало смешно. Но и смешное может смениться страшным.

Февраль 2011.


Рецензии
Размышления философские, аморфные, ни о Чём... Вспоминается мысль песни из кино: "Жизнь это Миг,за него и держись...". Конкретно, точечно к а ж д ы й разумный, самостоятельный(обязательно) гражданин, желающий Добра себе, своему дому, улице,селу, городу должен думать о настоящем, как частичке Будущего. Сделал гадость: убил его, сделал,сотворил капельку Добра: улучшил этот Миг: чудо своей Жизни,семьи,улицы села, посёлка,города, страны,... Вселенной.
Президент это не волшебник:который может и должен быть Богом, он просто наш общий дирижёр. Будьте внимательны и дисциплинированы... Иначе будет Хаос.

Владимир Казаков Нн   20.12.2023 10:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.