Факты и комментарии

Россия-Белоруссия: «Дружба» «Дружбой», а нефть делим по правилам

Историю нефтяных взаимоотношений России и Белоруссии принято отсчитывать с 1995 года, когда было решено приравнять условия работы белорусских НПЗ к условиям, в которых работают российские заводы. Для этого экспортную пошлину на нефть отменили вовсе, а экспортную пошлину на нефтепродукты договорились делить в соотношении 85 на 15, где большая часть должна была отходить России. Это справедливо, ведь российские нефтяники, увидев в этом возможность сэкономить, начали массово перерабатывать нефть на белорусских НПЗ, не платя при этом экспортную пошлину на нефть, сокращая путь поставки бензина иностранным покупателям. В 1999 году Белоруссия начинает уклоняться от раздела пошлин по старому договору, а в 2001 году и вовсе выходит из этого соглашения в одностороннем порядке. Переговоры длятся пять лет, и все эти годы российские нефтяники везут нефть в Белоруссию, лишая нашу страну экспортных пошлин на произведенные из российской нефти на белорусских НПЗ нефтепродукты. По оценке экспертов, Россия ежегодно недополучала более $4 млрд.

Переговоры о необходимости соблюдать раздел пошлины на нефтепродукты шли в вялотекущем режиме. После официального отказа Минска согласовать разделение экспортных пошлин на нефтепродукты была введена экспортная пошлина на нефть для российских компаний, поставляющих ее в Белоруссию. В 2007 году Белоруссия в ответ ввела пошлину на транзит нефти в размере $45 за тонну. Пошлину за транзит чужой нефти, которая продана другой стране и идет по общему трубопроводу. В мировой практике это был случай беспрецедентный. Между двумя странами начался новый виток напряженности, на этот раз в виде «нефтяной войны». В итоге Белоруссия начала «несанкционированный отбор» нефти, поставляемой для европейских потребителей, вследствие чего Россия была вынуждена и вовсе прекратить экспорт нефти по нефтепроводу «Дружба». Ограничения в нефтепоставках коснулись Германии, Польши, Словакии, Венгрии. В итоге 7 дней переговоров привели к тому, что Белоруссия отменила взимание «транзитных пошлин» (новодел белорусского делового языка) и нефть пошла в Европу в прежних объемах. В связи с этим через некоторое время прежний президент России Дмитрий Медведев отметил, что «за период торговли нашим природным газом, нефтью и некоторыми другими сырьевыми источниками с Белоруссией общий объем преференций, который был предоставлен экономике Белоруссии, составил около $50 млрд.». Основной источник нефтяных дотаций – неявный реэкспорт нефти через территорию республики. Практически не добывающая нефти Белоруссия занимает шестое место в мире по экспорту нефтепродуктов.

После того, как Белоруссия вступила в Таможенный союз, поставки нефти стали осуществляться из России беспошлинно. Белоруссия, в свою очередь, под видом растворителей стала экспортировать нефтепродукты, произведенные из этой нефти. Только за прошлый год российский бюджет потерял порядка $1 млрд. Сегодня Белоруссии необходимо иметь гарантированные объемы поставок нефти в республику. Кстати, кажется, что именно с этим связано предписание Минэнерго о сокращении поставок нефти в Белоруссии в 4 квартале этого года. Сейчас Россия просто пытается выровнять балансы поставок, так как за прошедшие семь месяцев соседка получила громадное количество сырья, которое, по сути, перегоняло за границу под видом растворителей. Как можно работать с таким партнером и дальше? Не исключено, что сейчас «Транснефть» начнет активнее включать нефтяников в проект БТС-2: время пришло.

На днях президент Белоруссии Александр Лукашенко на пресс-конференции в Минске снова поднял тему продажи местных нефтеперерабатывающих мощностей. «Хотите нефтеперерабатывающие заводы, которые у нас как игрушки — красивые, современные, европейские предприятия. Если я на это пойду, то мне в Белоруссии мало не покажется, меня обвинят, что я здесь сдаю, продаю и т.д. Но есть хороший вариант: мы вам отдаем НПЗ, перерабатывайте свою нефть, мы будем перерабатывать свою. Но вы дайте нам возможность добывать как иностранцам природный газ», - заявил он представителям российских компаний. Стране нужна нефть и газ и, судя по всему, широко разрекламированные поставки венесуэльской нефти не позволяют Белоруссии обеспечивать себя полностью, к тому же нефть получается слишком дорогой даже при использовании своповой сделки с Азербайджаном.

При этом, подчеркнул он, «мы будем добывать лучше, чем российские компании, вы никогда нам не предъявите претензий». «Давайте мы 10 млн т добудем, а 14 у вас купим на таких же условиях, как BP, Shell и другие. Нет. Так почему — нет? Мы вам заводы, а вы нам — возможность на российских условиях для иностранцев добывать нефть и газ», — сказал Лукашенко. Белоруссия, по его словам, потребляет сегодня 23-24 млн т нефти. Цифра 22 миллиона тонн, которые хочет получать Белоруссия для самого обеспечения придумана самими белорусами, так как мощности всех НПЗ в стране не превышают 14 млн тонн. Куда столько нефти? Очередная перепродажа.


Выгодно ли это России? По сути, российские компании уже частично владеют этими мощностями, которые предлагает лидер Белоруссии. 42,58% Мозырского НПЗ на паритетных началах уже владеют «Газпром нефть» и ТНК-ВР (еще 42,76% — у правительства Белоруссии, 12,25% — у «МНПЗ плюс», представляющего интересы сотрудников, 2,41% — у прочих акционеров). Ввиду скорой покупки активов ТНК-ВР компанией «Роснефть», крупный пакет этого НПЗ сосредоточится в руках российских госкомпаний. Таким образом, уже не все активы могут представлять для России интерес. Не исключено, что с точки зрения присутствия на этом рынке, НПЗ может быть интересен «Лукойлу», который испытывает определенные трудности в связи с ремонтом Одесского НПЗ. Если компания и правда решит его продать, как планировала ранее, ей может понадобиться мощность белорусского НПЗ для обеспечения поставок нефтепродуктов в Европу. Но «Лукойл» уже официально открестился от этого варианта.

Неясен вопрос, кто и как будет оценивать месторождения и НПЗ. По оценке российских экспертов, нефтеперерабатывающие мощности должны стоить порядка $2,5 млрд за Мозырский НПЗ и «Нафтан». Александр Лукашенко же считает, что они должны стоить не менее $6 млрд. Понятно, что такой разброс в ценах подразумевает долгий торг, а нефть и газ стране нужны уже сейчас. Белорусские нефтяные компании вряд ли смогут предложить российским партнерам что-то новое и уникальное с точки зрения разработки месторождений, а, значит, дополнительные затраты на освоение труднодоступных месторождений (других новых в России не осталось) лягут на российских нефтяников. Также сложно представить, как эта нефть будет доставляться в Белоруссии – кто будет платить «Транснефти» за нее? Белоруссия или компании, которые осваивали вместе с ней то или иное месторождение. Таким образом, за не самые новые НПЗ Белоруссия хочет получить новую дорогую нефть по трубопроводам, которые также строила не она. Не будем забывать, что для Белоруссии вопрос цены на нефтепродукты – это больше политический, чем экономический момент. Правительство может регулировать, оказывать давление на внутренние цены на нефтепродукты, что отразится на рентабельности заводов. Да и политические риски очень высокие.

Кажется, что этим заявлением Александр Лукашенко хочет подтвердить свою заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве, понимая, что ничего конкретного из его инициативы не выйдет. Со стороны же это будет выглядеть, как попытка Белоруссии наладить испорченные отношения с Россией. В тоже время справедливо заметить, что российские власти также могли бы воспользоваться этим предложением, чтобы крепче привязать Белоруссию к своей экономике в рамках Таможенного союза. Можно разработать подобное предложение и для Казахстана и реализовывать совместные проекты в нефтегазовой сфере по типу «сырье-переработка». Но, следует признать, что для этого должны быть прописаны не только четкие правила, но и, что куда важнее, четкие санкции за их нарушения, вплоть до исключения из Союза.

В любом случае, ситуация с Белоруссией в очередной раз показывает, что политика компании «Транснефть» и правительства страны, которые решили дать старт проекту БТС-2 верна: нынешнее политическое руководство Белоруссии пока не готово работать на основе рыночных принципов. Да, данный трубопровод требовал дополнительных затрат на свое возведение и описывал большой крюк до своего конечного пункта назначения. Но при его проектировке учитывались несколько другие факторы, а не только чисто финансовые. Во-первых, геополитический фактор. За прошедшие 12 лет белорусское руководство окончательно дискредитировало себя и свои договоры, выполняя их лишь в случае собственной заинтересованности. Ситуация, когда официальный Минск просто начал отбор нефти из трубопровода «Дружба» показывает, что международные договоры для страны ничего не значат. Во-вторых, экономический. Никакой прибыли от раздела экспортной пошлины на нефть Россия почти не получала – по сведениям экспертов, Александр Лукашенко перечислял эти средства время от времени сугубо по своему желанию. Поэтому, проще создать другую трубу, чтобы в дальнейшем получать прибыль, а, точнее, не платить транзитные издержки, которые могут возникнуть в любой момент. В-третьих, технический. Известно, что «Дружба» уже давно нуждается в глобальном ремонте: построенная в 60-х годах, она довольно часто доставляет проблемы специалистам компании «Транснефть». Ту же часть, что Россия эксплуатирует совместно с Белоруссией, ремонтировать должны обе стороны, только вот у соседнего государства постоянно нет средств.

Важно помнить, что строительством БТС-2 Россия подчеркнула, что готова пойти на дополнительные траты, чтобы выполнять свои обязательства перед иностранными партнерами, независимо от третьих сторон. К тому же получилось хорошее предупреждение Белоруссии: также построили БТС-1 и полностью перевели экспорт нефти на российские порты. А порт Вентспилс, который обеспечивал очень значительную часть бюджета Латвии, оказался вне транзитных поставок из РФ.


Александр Дармин - главный редактор портала Topneftegaz.ru и журнала «Topneftegaz»



В России много "умных" нефтяников, а вот белорусский бензин все же лучше...

В Беларуси сейчас вовсю бурят нефтяные скважины, нефти немного и она глубоко залегает, но это не самое главное,  главное не утратить навыки нефтедобычи.  А где нефть добывать, в тропической Венесуэле или в заполярной Сибири белорусам все равно - и там и там работали...


Вот еще один анонимный  "умник" нашелся...

Семашкин плач не помог - Кремль требует уворованные $1,5 млрд
29.10.2012 13:04 | АФН

Широко разрекламированный на прошлой неделе белорусскими СМИ визит первого вице-премьера РБ Владимира Семашко в Москву за «справедливой нефтью» и упакованными под завязку балансами поставок нефти и нефтепродуктов в 2012-13 году закончился полным фиаско.

И дело не в том, что вернувшийся после двух-трехлетнего перерыва «Семашкин плач» не тронул кремлевских чиновников, да и сам исполнитель уже постарел и не тот, а вице-премьер РФ Дворкович, с коим Семашко приходится вести переговоры по нефтяной тематике – отнюдь не И.Сечин, так и не научившийся не замечать всегда протянутую из Беларуси и всегда пустую руку.

Дело в том, что слишком много и чересчур открыто на этот раз белорусские власти решили уворовать и уворовали из бюджета РФ. Слишком много даже для стратегического партнера, и без того получающего около $3 млрд. в год в виде низких цен на энергоносители и т.д. Слишком нагло даже для А.Лукашенко, 18 лет правящего Беларусью, но ставшего участником, с его же слов, всех ключевых событий РФ с момента развала СССР.

Лукашенко, судя по всему, уже давно знал, что потребует Москва за растворительный бизнес. Не исключено, что об этом ему еще в сентябре в Сочи сказал сам друг В.Путин. А потому вполне закономерно Лукашенко так стенал, так жаловался в интервью российским СМИ на то, что только у одной Беларуси из таможенной тройки нет своих нефти и газа, которыми можно компенсировать и ЕЭП, и ВТО, и прочие враждебные белорусскому социализму интеграционные заморочки.

И изучив, наконец-то, тему «растворительного» бизнеса, Кремль не стал перекрывать газовые и нефтяные вентили, и даже ругать партнеров в Минске почем зря, а тихо сократил поставки нефти в 4-м квартале на 1,3 млн. тонн нефти и потребовал вернуть наворованное в бюджет РФ – всего $1,5 млрд. долларов ($1.1 млрд. экспортных пошлин по растворителям, и около $0,4 млрд. по биодизелю и смазочным материалам).

"Россия предложила вернуть в российский бюджет пошлины, недополученные от экспорта из Беларуси растворителей, разбавителей, смазочных материалов и так далее", - цитирует РИА Новости слова источника в органах госуправления Беларуси. По словам собеседника, Россия оценила потери от "растворительного" бизнеса примерно в $1,5 млрд.

Следует отметить, что именно такое решение проблемы (вернуть $1,5 млрд.) в совокупности с недавними высказываниями А.Лукашенко окончательно подтверждает, что авторство растворительной схемы принадлежит белорусским властям, настоявшим в свое время на условии, чтобы вся давальческая нефть и нефтепродукты поставлялись в Беларусь через дочерние компании, налоговые резиденты РБ. Только так можно было снять сливки, разделив их по справедливости: 15-20%, как рассказал Лукашенко, российским компаниям, все остальное – «ищите, а если найдете – ваше».

Искать никто не будет, поскольку требование – вернуть $1,5 млрд - вполне выполнимое для Беларуси: подарить России тот же МАЗ, который оценили (по последней версии) в $1,6 млрд., или контроль в Новополоцком НПЗ (Нафтан), акции которого белорусские власти в срочном порядке вынимали из залога Сбербанку РФ, досрочно, за полтора месяца, пролонгировав кредит Беларуськалию.

Возможны и другие варианты: Лукашенко надо всего-то сказать «Да», подписав небольшой меморандум. И сразу разрешатся все проблемы с поставками нефти в РБ: поставки в 4-м квартале 2012 года будут увеличены до ранее запланированных 5,3 млн. тонн, а баланс на 2013 год будет предусматривать поставку 23 млн. тонн нефти в РБ

Ведь белорусский нефтяной оффшор имеет экономический смысл только при больших оборотах (импорт-экспорт). А если нет экономики у нефтянки, то нет экономики и у всей Беларуси…


Недавно "вимбильданы" хотели всю белорусскую молочную промышленность приватизировать, тогда тоже хай в интернете подняли - надо на пакетах не молоко или кефир писать, а продукт молочный или кефирный, чтобы значит как в России было, где все бодяжат почем зря, мешая белорусское сухое молоко со всякой ерундой и разбавляя водой из не всегда проверенных источников.

Нынче взялись за растворители, неправильные мол они, потому как из российской нефти сделаны...

Откуда вдруг такие "открытия"?

А не реакция ли это из за океана на недавний разгон Лукашенко недобросовестных наблюдательных советов крупнейших кондитерских фабрик - Минской "Коммунарки" и Гомельского "Спартака"?

Ну не хотят белорусы на заокеанского "дядю" горбатиться...


Рецензии
Вот по этому в Беларуси Майдан невозможен....

Андрей Бухаров   22.03.2014 10:57     Заявить о нарушении