Начало книги такие разные ягоды

Начало книги "Такие разные ягоды" П. Краснощёков

                ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЯГОДЫ

                Посвящается детям, чьё детство прошло
                в спецпоселениях Печоры, Карлага, Сибири
                и кому почти всю жизнь пришлось прожить с
                оглядкой на клеймо «Дети врагов народа»,  а, в
                частности, моим братьям и сёстрам, которые
                родились  и выжили в Карагандинских
                спецпоселениях Солодовниковым, Загировым.


                Предисловие.
   Прошло 65 лет после возвращения первых спецпереселенцев с Печоры. Основная масса (90%) спецпереселенцев осталась в земле Печорской, те же, кто прибыл этапом в тридцатых годах на Печору и смог дожить до 1947 года, вернуться домой, в большей части по известным причинам молчали о той, своей Печорской жизни. Сейчас в живых тех спецпереселенцев скорее всего уже не найти. Слава Богу, остались в живых, рождённые уже на Печоре их дети. Сейчас 2012 год. Детям Печоры, помнящих хотя бы что-то о жизни спецпоселений, должно быть сейчас не менее 74 - 80 лет. А это для нашей страны уже критический возраст, их вообще уже остаётся всё меньше и меньше, а уж детей Печоры и того меньше. Голод, холод, тяжёлый труд в малолетстве сделал своё чёрное дело. Мне посчастливилось встретить Ольгу Павловну Скупову (Вариводу), родившуюся в 1938 году в спецпоселении Сой-Ю на Печоре. Повезло мне и в том, что она сохранила многие студенческие записи-зарисовки своей старшей, увы, уже покойной сестры Лидии Скуповой - литератора по образованию. Да и  Ольга Павловна прекрасно помнит устные рассказы своей матери Ксении Степановны Шапошниковой-Скуповой, отца Павла Ивановича Скупова, которые остались в её памяти, как искорки, малые отрывки жизни, связанные с чем-то особенным для неё, поэтому и сохранились в детской памяти на долгие - долгие годы. И этим искоркам памяти на уровне подкорки, я уверен,  можно вполне доверять.
                Автор

                ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА АНТИПОВКИ
   Немного о селе, оно расположено на правом, высоком берегу реки Волга ниже по течению примерно в 40 километрах от Камышина. Основано оно в начале 18 века и названо, скорее всего, по имени первого поселенца. Удачное расположение села между двумя глубокими оврагами, наличием волжской воды в этих балках  и защищенность от зимних студёных ветров, а летом от знойных и пыльных бурь давало возможность поселенцам засевать огороды и сажать сады, что успешно делают они и в наше время. Сотню лет Антиповка состояла из одной улицы, но какой?! Ширина улицы была более 100 метров и начиналась от обрывистого берега Волги и уходила в степь по мере прибавления жителей. И название ей было под стать – ШИРОКАЯ!

   Здесь многие дома строились  каменные с «низами», благо, что в пяти километрах были каменоломни бутового камня. Крыши многих домов покрыты металлом, а некоторые дома и с претензией на второй этаж, с балконом. Жили Антипяне крестьянским трудом, выращивали хлеб, овощи фрукты, скотинку, ловили рыбу, но зажиточные крестьяне основной доход получали от продажи овощей, арбузов и особенно клубники. Клубника, это, как сейчас говорят, была «фишкой» села Антиповка. Клубника, овощи, арбузы из Антиповки высоко ценилась на базарах в Саратове, Сызрани. У пристани Антиповка приставали все пароходы Волжской линии. Арбузы на Антиповской пристани грузились в баржи. Бывало под погрузкой стояло несколько барж, частенько на погрузку арбузов приплывали на лодках на заработки целые бригады грузчиков из других сёл и деревень: Голодаевки, Караваинки, Сестрёнок, Быковых хуторов,

   Пришло время и новые жители стали селиться на новых трёх улицах, расположенных параллельно Широкой, но были эти улицы намного скромнее, чтобы уместиться,  между двумя оврагами. Прошли ещё десятилетия и уже за южным оврагом начали селиться новые жители, но их было не много, всего десяток – другой небольших домиков. А вот в конце улицы ШИРОКОЙ, в чистом поле при дороге, ведущей на Большак, раскинулся целый посёлок пришлых селян, или тех, кто начал селиться, когда в самой Антиповке, расположившейся между двумя глубокими балками, места уже не осталось. Назывался этот посёлочек «Куток». Дома здесь были большей частью  небольшие и деревянные, с деревянными же крышами. Однако богатые Антиповские женихи предпочитали брать невест из этого самого «Кутка». Возможно, невесты из Кутка были более красивыми и покладистыми. А скорее всего, просто они были работящими и не такие занозистые и гонористые, как невесты из тех зажиточных семей, что жили на главной улице Антиповки.

   В 1742 году учреждается Волжское казачье войско для защиты от калмыцкой орды солевого тракта, идущего с Эльтона на селение Солянку, что на левом берегу Волги с соляными складами и нарождающихся  новых поселений на левом берегу Волги. Именно в это время казачья станица Зимовая и пополнилась донскими казаками, согласившихся на  добровольный перевод в Волжское казачье общество. Казачей станице Зимовая за Волгой в пойме были щедро нарезаны заливные луга на левом берегу Волги – сенокосы от острова Шишкин до безымянного озера, которое впоследствии назовут Тулупное. Сенокосы двух островов Шишкин и Безымянный также были приписаны казакам. Пока ещё отсутствующие, но уже нарождающиеся левобережные селения Кислово, Краснощёково, Калиново, Солянка, Быковы хутора останутся без сенокосов, из-за чего между ними и казаками, а после и жителями села Антиповки будет идти многолетний спор, доходивший иногда до кровавых потасовок, выжигания лугов и приготовленного сена к перевозке в Антиповку по зимнику. Пришлось казакам построить в Солянке два дома для стражников, охранявших от потрав и покосов свои луга. А Тулупное озеро впоследствии получило своё название за одноимённую взятку губернскому землемеру за отвод озера и прилегающих лугов общине села Быковы хутора. Видно и тогда, судя по величине взятки, землемеры жили совсем небедно.

   Первую деревянную церковь построили казаки станицы Зимовой, но она сгорела в середине 18 века. 28 апреля 1760 года на этом же месте была освещена новая деревянная церковь, которой  Императрица Екатерина пожаловала ковш с надписью: "Божьею милостью мы, Екатерина вторая, императрица и самодержавица всероссийская и прочая и прочая и прочая.... Пожаловали сим ковшем волскаго войска Зимовой станицы атамана Никифора Кащеева за ево верныя службы в санктъ-питербурхе октября 28 дня 1764-го."
Вместе с ковшом станичной церкви  Екатериной II было подарено Евангелие большого размера с крышкой, обложенной серебром, печатанное в 1763 г.

   Как известно, на переезд соглашаются не всегда добровольно и с удовольствием. Кто-то чем-то провинился, кто-то от кого-то бежал, словом в Волжское казачье общество собрались не лучшие казаки, и свою службу несли не совсем исправно, об этом говорит челобитная солевозов на имя бригадира Волжского казачьего войска И.Краснощёкову: «Казаки Волжского войска, посылаемые для караулов соляных магазинов и бережения от калмыцкой орды, нам соляным поставщикам, чинят обиды, скот наш и лошадей, и прочее крадут, в чем того войска Антиповской станицы атаман Кощеев и казаки явно приличились».
В Антиповской семье Шапошниковых есть семейное предание. Как-то раз муж с женой на своей карете возвращались из Камышина, впереди в укромном месте в распадке в засаде стоял разъезд казаков.

- Не к добру они там стоят, может, вернёмся в Камышин? – спросил муж.
- Да уже и станица рядом. Поехали, и не обращай на меня внимания, скажи, что по дороге подобрал странницу.
Муж знал артистичность и прикиды своей жены, он не сомневался в успехе задуманного женой розыгрыша.
- Тпр-ру, а ну стой. Кого везёшь? – Послышался грозный окрик.
- Да вот подобрал странницу, а сейчас жалею, теперь карету мыть с мылом надо, видишь уже лужа под нею, а скоро, возможно, и куча будет, чему я ничуть не удивлюсь.
Казак, что помоложе, заглянул в карету, один глаз у женщины не открывался, другой слезился, из носа текли сопли, изо рта слюни, одежда вся наперекосяк, волосы сбиты в один клубок.
- Я не удивлюсь, если после нею и вши по карете расползутся. Паняй , мужик, поскорее, а то, как бы и блохи с неё на нас не перескакали. Вот так взял ты себе попутчицу, ха-ха-ха! Ни себе, ни нам.
 
   Антиповские казаки промышляли не только разбоем, но и довольно часто насиловали женщин, не стесняясь присутствия при этом мужей, отцов, матерей, а были случаи, что это происходило и при её собственных детях.
Кончилось для Антиповских казаков всё довольно плачевно. После подавления восстания Емельяна Пугачева в 1775 году, станица Зимовая, она к тому времени была переименована в Михаило-Архангельскую по имени воздвигнутого храма, примкнувшая к бунтарям, была вновь переименована в село Антиповка,  а все до одного казаки станицы со своими семьями были переселены на Кавказ.

   Так печально закончилась история казачьей станицы Зимовая, а впоследствии Михаило-Архангельской станицы. Но в народе сельцо, станица Зимовая, станица Михаило-Архангельская всегда называлась Антиповкой, так называется и сейчас это довольно большое село.
 
   Новая, уже вторая церковь простояла чуть более 90 лет и 25 декабря 1850 года она так же дотла сгорела.
   Селяне решили построить каменный храм, чтобы не страшны ему были пожары и чтобы стоял он века. Храм получился на славу, красивой архитектуры из красного кирпича с такой же каменной оградой. Деньги собирали всем миром, жертвовали на храм и богатые, и менее богатые, и бедные. Деньги на его постройку поступили и от разных оборочных статей: рыболовных вод, водяных мукомольных мельниц, двух сенокосных островов и одной винной торговли, за которую брали около 3000 рублей ежегодно. По тем временам, когда корова стоила 3 рубля, храм оценивали в 85 тысяч рублей. На такую красоту, богоугодное дело, да ещё и на века – никаких денег не было жалко богомольным жителям Антиповки.

                ФОТО 1
                Храм Михаило-Архангельский в селе Антиповка.
   А с куполом и звонницей храм в Антиповке был намного красивее.
Так и кажется, что сейчас в отражении увидится купол храма. Приглядитесь, возможно, вы его увидите.

   При храме была организована церковно-приходская четырёхлетняя школа, затем в селе открылось и земское четырёхклассное училище. В самом начале 20 века царским правительством было принято решение повсеместно перейти на всеобщее начальное образование, и в селе на средства Министерства народного образования была построена Министерская начальная пятилетняя школа.

   А уже по Постановлению Временного Правительства от 20 июня 1917 года все церковно-приходские, земские школы войдут в систему министерских школ, а все ученики будут учиться в единой школе народного просвещения, она же получит и все здания закрытых школ.
 В 1931-32 годах, уже при Советской власти она была преобразована в неполную семилетнюю среднюю школу. Церковь в Антиповке, несомненно, сыграла важную роль в распространении грамотности на селе.

   Храм избежал участи деревянных предшественниц, но пришло смутное время, пришла революция, храм, по мнению новых вождей, новых властей стал не нужным народу. А они лучше знают, чего хочет и жаждет народ. Постановлением Президиума Сталинградского Краевого исполнительного комитета за № 2490 от 27 июля 1935 года по ходатайству Камышинского райисполкома о закрытии церкви в с.Антиповка богослужение в селе было приостановлено. А само здание было передано под мастерскую по ремонту техники местной машинотракторной станции, она же получила и церковный двор с церковными постройками. Красивый купол со звонницей над храмом развалили, само здание довели до беспризорного состояния, чтобы не было возврата  и ничто напоминало о красоте, о божественном, о вечном.

     Приход вновь открыли в 1994 году, началась рестарация храма. Богослужения проходят с 2005 года пока только в трапезной части, алтарь и колокольня будет востановлены позднее, когда накопятся средства, поступающие от прихожан и пожертвователей. А пока при церкви работает библиотека и воскресная школа. Всё вернулось «на круги своя».

   Из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона можно узнать, что представляло собой в конце 19 века село Антиповка. «Антиповка
село Саратовской губ., Камышинского уезда, в 27 верст. к Ю. от г. Камышина, на правом бер. реки Волги. Дворов 520, число жит. 3970 обоего пола. Славится своими арбузами. А. весьма замечательно в геологическом отношении; обрыв Волги, на котором село построено, состоит из песчаника, серо-голубоватого мергеля и глины. В самых нижних пластах обрыва находятся раковины нижнего третичного, т. е. эоценового, отложения, как, напр., Cuccullaea decussata, Pectunculus brerostris, Venericardia planicosta, Crassatella sulcata и пр. А. одна из весьма немногих местностей России, в которой находятся раковины эоценового отложения. Церковь православная, 5 лавок, базар».

     В 20 веке об Антиповке в Советском Энциклопедическом Словаре, увы, не сказано ничего, но по воспоминаниям жителей во времена коллективизации и позже в сороковых годах двадцатого века в селе было три колхоза, МТС, церковь православная, пристань, магазин, три школы, базар и много брошенных и уже разваливающихся  домов. 


   Сейчас в селе по переписи на 2011 год имеется 2905 жителей, больница, школа, пекарня, восстанавливается церковь, но нет колхозов - совхозов, зато есть магазины и рынок. Как же без этих атрибутов современного российского капитализма. За время Советской власти и двадцать лет Российской демократии количество жителей в Антиповке уменьшилось на четверть, а это верный признак ухудшения качества жизни на селе, и конкретно в Антиповке.
 И снова , как в начале века дома жителей Антиповки отличаются друг от друга и очень сильно. Дома с «евроремонтом» соседствуют с домами  из 20 века. Крыши деревянные, заборы из штакетника, кое-где склонившиеся до земли, только не хватает для полной картины соломенных крыш.

   Почему же люди в нашей стране сейчас так разно живут, одни богато, нанимают работников, производят и реализуют зерно, мясо, фрукты, овощи, а другие же  сами шли и идут внаём, едут на «севера» на вахты. Третьи опускались ещё ниже, продают своих детей бездетным и богатым семьям, а ещё хуже на органы, Четвёртые своих дочерей отдают, а чаще они сами сбегают в дома терпимости  к «жирным котам» Москвы, Западной Европы, южных курортных стран: Турции, Арабских стран, Египта. Где только не встретишь в сексуальном рабстве русских проституток. Это тоже признак неблагополучности на данный момент в нашей стране.   
                *          *          *
 
Продолжение в повести 2


Рецензии
Павел, здравствуйте!
С большим интересом прочитала о своём родном селе. Хорошо пишите!
Как будто дома побывала!
Нашему Храму в Антиповке я посвятила стихи:

Сколько Вас, Дорогие Святыни,
Разрушали, взрывали и жгли!
Но стоите Вы и поныне
Украшеньем родной Земли.

Стены крепкие уцелели.
Столько видели бед они!
Как иконы в огне горели,
Были жуткими эти дни.

В алтаре кинофильм крутили,
«Просвещали» родной народ.
Балагурили и кутили
В этом храме из года в год.

А потом завезли машины
Для ремонта и трактора.
А потом заложили мины
Мол, разрушить тот Храм пора.

Только что-то опять не сложилось,
Божья сила была сильней.
Божья сила – Любовь и Милость.
И ничто не подвластно ей!

А сейчас в небольшом пределе
Православная служба идет.
Словно ангелы снова запели,
Собирая вокруг народ.

Ничего, с Божьей помощью снова
Мы отстроим тебя, наш Храм!
Не найти нам надежнее крова.
Вновь разрушить тебя не дам!!!

С Уважением, Елена Леонова.

Елена Леонова 4   25.03.2014 20:55     Заявить о нарушении