Лекции по мистицизму. Лекция 1

Мистицизм и мистика являются древнейшими культурно-историческими и антропологическими феноменами. Несмотря на исторически изменчивое место и роль в обществе, периоды ожесточенной критики со стороны философии, религии и науки, мистицизм -устойчивый фактор культуры. В области познания он лежит в основе специфических способов отражения и истолкования действительности, в духовной сфере - в основе особого отношения к бытию, в области социальных процессов он создает базу для самых различных общественных движений и объединений, нередко протестной или реформаторской направленности.
Разработки мистицизма Нового времени поставили перед философией, человекознанием, естественными науками ряд проблем: пластичность человеческой природы; отсутствие жесткой "нормы" в психическом развитии; возможность реализации в человеческом виде нескольких моделей развития; широкие возможности вне-интеллектуальных форм познания; малоизученные основания человеческого опыта; иная трактовка сознания и его места в регуляции жизненной активности; выдвижение иных ценностей бытия, далеких от европейского идеала благополучия и разумности; неизведанные способы связи человека с природой; иное место и назначение человека в мире, чем это трактуют европейская философия и традиционные религии и т.д. Ряд аналогичных проблем поставлены в некоторых областях практики, особенно в психотерапии, в различных сферах лечения, обучения и управления людьми, как эмпирические выводы из наблюдений специалистов. Постановка этих проблем затрагивает ряд основ современной культуры: идеал человека; эталон человеческого счастья и совершенства: назначение человеческой жизни; связь человека с культурой и т.п.
Мистицизм является многоплановым явлением, в исследование которого внесли свой вклад историки, религиоведы, философы, культурологи, лингвисты, ряд крупных мыслителей современности: Р.А.Варгезе, Э.Вандер-хилл, Д.Фостер, Б.Дж.Ф.Лонерган, Б.Лефтоу, Д.Лукас, Р.Бах, Г.Гессе, Р.Рол-лан, Р.Штейнер, М.Элиаде, К.Кастаньеда, К.-Г.Юнг, М.Бубер, П.Куртц, В.С.Соловьев, Н.О.Лосский, А.В.Пигин, М.И.Шахнович, В.А.Кувакин, Г.И-.Абелев, П.С.Гуревич, И.А.Горюнов, А.Ю.Григоренко, Е.А.Торчинов, В.В.Кравченко, И.Ю.Черепанова, А.А.Скородумов. Однако мистицизм гораздо полнее изучен как культурно-историческое, социальное явление, чем как антропологический феномен, проявление человеческой природы и сознания.
История мистицизма насчитывает многие тысячелетия, однако он способен к обновлению. В течение двух последних столетий он породил ряд современных форм: теософия, оккультизм, антропософия. В течение XX века мистицизм активно влиял на научное мировоззрение, выразившись в оживлении и развитии альтернативного знания (паранаука, уфология). Для нашего времени, особенно для России, характерна также реформация древних форм мистики: магии, колдовства, язычества, нетрадиционных верований и т.п. Интерес к мистике нельзя объяснить только модой или культурными традициями, он поддерживается личным опытом встречи с запредельным, который сегодня не редкость у множества людей.
Массовость мистицизма в современном мире, его внедрение в мировоззрение, идеологию, науку, ряд практических областей, связанных с обучением, лечением, воспитанием, управлением людьми, вызывает обоснованный интерес, зачастую - критику и сопротивление мира науки. Лишь за последние десять лет в России проведены десятки конференций, симпозиумов и семинаров, в рамках которых обсуждались проблемы мистицизма и альтернативного знания. В Европе альтернативное знание и мистика являются предметом ряда постоянно действующих семинаров и встреч в Оксфордском, Нотр-Дамском, Лондонском, Грегорианском университетах, обсуждаются на Гиффордовских чтениях, изучаются Международным обществом метафизики и т.д.
Выработанные в отечественной философии, культурологии, науке представления о роли и месте мистицизма в культуре, его истоках и сущности, причинах распространения, механизмах порождения и влияния на людей представляются нам не полными. В исследованиях преобладают макросо-циальные, социокультурные, социогенетические подходы и модели. Однако природа, сущность и механизм порождения мистицизма точнее могут быть поняты на основе конкретно-антропологических, социально-психологических, психогенетических подходов.


Рецензии
Вот он ваш вред читателю в специально СЛИТНО-НАПИСАННОМ ТЕКСТЕ, чтобы итатель ПОРТИЛ ГЛАЗА и не смог до конца дочитать ДЬЯВОЛЬСКИЙ МИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.

Виктор Хажилов   10.02.2013 22:53     Заявить о нарушении