Лекции по мистицизму. Лекция 2

Место и роль мистицизма в европейской и российской культуре последних двух веков весьма значительны. За этот период в мистицизме возникли новые религиозные и парарелигиозные направления, расширилась антропософская, социальная тематика, были обновлены традиционные формы,   растет популярности языческих видов мистики.
Вообще мистицизм сыграл большую роль в становлении европейского мира, оказав воздействие на развитие религий, духовной жизни, повлиял на социальную динамику. Однако исторически положение и роль мистицизма менялись: он выступал то как объект ожесточенной критики и гонений, то становился предметом некритичного почитания. Популярность мистицизма связывают с социальной нестабильностью в переходные периоды. Считается, что нестабильность связана с нарастанием в обществе иррациональности, что побуждает человека искать опоры в мистических учениях. Однако мы полагаем, что социогенетическая модель сужает проблему, так как социальные факторы - не единственная причина периодического возрождения мистицизма. Определенная роль принадлежит культурным влияниям и заимствованиям, традиции и ментальности народа, ценностным установкам части людей, экологическим факторам, личностным факторам и ритмам развития. Мы полагаем, что социальные факторы позволяют понять лишь часть проблем: проблемы распространения мистических учений и взглядов. Однако они недостаточны для понимания природы и сущности этого загадочного феномена.
За последние два столетия со стороны ряда крупных ученых предпринимались попытки изучить явления спиритизма, паранормальные феномены (В.М.Бехтерев, В.Н.Лосский, Н.Сперанский, Д.Лилли, А.Молль, Э.Мертон, Ю.Г.Мизун). Это представляется важным направлением исследований, так как изучение мистических феноменов приближает нас к пониманию порождения и тем самым - истоков мистицизма. Однако феноменология мистики, будучи широко представленной в мистической литературе, получив в ней разнообразное истолкование, научно изучена крайне плохо: нет адекватной терминологии, нет классификации этих феноменов, мало проведено добросовестных наблюдений и объективных экспериментов и т.д. Исследованию феноменов мешает то обстоятельство, что в них не видят родства по существу, описывая как разные явления религиозные, языческие, духовные феномены. На наш взгляд, в сути они - единое явление, отражение специфической деятельности сознания, лишь содержательно ориентированного на разные объекты и цели. Здесь мы будем основываться на представлении, что мистические феномены сходны в своей сущности, механизму порождения, роли в познании и организации духовной жизни. Они различаются скорее по объекту, уровню, направленности, степени совершенства, и т.п. Это представление принимается в современной мистике, особенно в антропософии и теософии.
Изучению феноменов мешает также неверие в существование подобных явлений, отношение к ним как мистификации, шарлатанству или мошенничеству. Хотя в литературе есть достаточное число добросовестно протоколированных случаев, есть авторитетное мнение ряда известных исторических личностей, недоверие к феноменам встречается достаточно часто. Вместе с тем, на основании мистических пророчеств, прозрений и других мистических явлений совершалось много исторических событий не только в прошлом, но и в ближайшей современной истории (Ж.д'Арк, Дж.Вашингтон, А.Линкольн, Наполеон, лорд Китчинер, лорд Нельсон, М.Ганди и др.).
Нередко в мистических явлениях видят проявление патопсихологических состояний и синдромов, сводят их к уклонениям от некоей психической нормы, что также мешает их беспристрастному исследованию.
Таким образом, в настоящее время мистицизм лучше изучен как культурно-историческое явление: полнее исследована его социогенетическая природа, поняты социальные факторы распространения и движения, исследована его социальная база и творчество наиболее крупных представителей. Немало критических работ посвящено идеям мистицизма, взглядам и убеждениям известных мистиков прошлого и современности. Однако мистика является также антропологическим феноменом: как особый опыт познания, истолкования и отношения к действительности. Как вид человеческого опыта она может быть рассмотрена с точки зрения отражаемой в нем реальности, источников, участвующих механизмов, задач в организации поведения, проявляющихся в опыте феноменов. Пока ответы на эти вопросы -скорее прерогатива теософии, оккультизма, антропософии, чем науки и философии. Однако использование данных в них толкований затрудняется различиями языка, парадигм исследования, взглядов на реальность, принятых в науке и эзотерике.
Мы делаем вывод: современная научно-критическая литература по мистицизму скорее описательна и ориентирована на исследование культурно-исторических проблем. Нет приемлемого определения самого термина "мистика", неясно очерчен круг феноменов, которые можно считать мистическими. Мало попыток дать какое-либо объяснение этим феноменам, нет однозначного представления о той области реальности, которую отражает мистический опыт. Отсутствует однозначная классификация видов мистики, обоснованные критерии разделения разных форм опыта. Сущность и природа мистических феноменов на данный момент не вскрыта, мало известны механизмы их порождения, лежащие в их основе познавательные процессы и т.д.


Рецензии