литургия

                «Замечайте все события вашей жизни, потом                о                откроется и смысл».
                Варсанофий Оптинский.

Литургия
- А как часто в храм надо ходить? Можно ли приходить только к причастию (если у тебя ребёнок на руках)? Можно ли уходить до окончания службы из храма, или надо чувствовать себя, попавшим в своеобразную ловушку до окончания службы, соловьём в золотой клетке?
– Вопросы не церковного человека. Церковный не пропустит возможности зайти в храм. Но надо отрешиться от некоторых фарисейских штампов. Надо знать и помнить, что Господь всегда с нами. Поэтому мы в любой (и домашней!) обстановке находимся с Ним. Мы постоянно с Ним говорим. Мы доверяем Ему, как родному родителю. Мы с Ним говорим на «Ты», ищем у Него защиты и оправдания. Мы не стесняемся предстать перед Ним во всей наготе. Он говорит нам Благой Вестью со страниц памяти, Он говорит нам нашей совестью (то есть «со–Вестью»), Он говорит с нами через зрение и слух, и все остальные чувства, которыми мы воспринимаем данный нам мир. Но вот наступает праздник.
 Как даже ближайший друг является на торжество? Допускает ли он небрежность во времени, одеянии, словах? Нет, конечно! Если праздник, то с утра он начинается. Ничего не ешь. Одеваешься особо (в приличное и лучшее). Идёшь в храм к Литургии после сугубого радостного Правила (ежедневных домашних молитв). Идёшь, уже отрешившись от обыденных проблем. Лобызаешь глазами стены храма, крест, что на маковке. Кланяешься призывному звону. Ты сейчас встретишься с собратьями. И им кланяешься и их лобызаешь. Тихо, радостно, в мыслях сердечных. Заходишь в храм. Троекратный поклон Алтарю, Кресту животворящему, Храмовой иконе. Подходишь к праздничной иконе, выставленной в центре храма. Жертвуешь, где положено, свою лепту (помня, что «десятину» из своих доходов предписано оставлять на Храм, это нас не разорит, а церковным труженикам - необходимо) и возжигаешь (ставишь) свечи. Приятно самому с молитвой их возжечь, но можно передать через других, а можно положить для возжжения, когда освободится место на подсвечнике. С каждой святыней мысленно разговариваешь. Но главный, как и везде, – Христос! Рядом Богоматерь. Тут же и весь сонм святых. Все они столпы отдельные. И все тебя знают. И ты к ним примыкаешь дерзновенно. Читаются «часы». Первую свечу и молитву хорошо бы засветить у канона «за упокой». Вспомнить всех своих, ушедших «в мир иной». Они исполнили своё земное предназначение, наша очередь. Затем перед твоим молитвенным взором проходят все живые, почитаемые тобой, твои близкие. Все, кто просил за себя помолиться, и все, за кого «Сам Бог» велел всегда молиться. Прежде всего, надо помянуть больных, недужных, малых, не крепких. Вспоминаешь всех, от кого духовное наследие принял, кому передать его надобно. Просишь помощи Небесной. Так что, когда слышишь «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», а это начало Литургии, уже, сам лично, подготовлен искренне со всеми Великую ектенью произнести. Ектенья – ряд прошений.  То, что читают дьякон, иерей, и что поёт хор, всё отзывается, повторяется в твоей душе. Сейчас святые отцы не советуют творить про себя иных, собственных молитв. Ты находишься на таинственной трапезе Любви. Живительный водопад службы увлёк тебя. «О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся!». С каждым возгласом раскрывается твой внутренний мир и освящается. «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение» обращаемся мы к Триипостасному Владыке неба и земли. И поём: «Благослови душа моя Господа!». Это из псалма 102. И, конечно, пришедших за благословением Божиим не смущает, что мы от всей души благословляем Творца. В нашем языке «благословить» имеет и значение хвалить, прославлять словами, превозносить . И мы превозносим.
В наших молитвах и просьбах мы раскрываем всю Веру нашу православную. Она неизбежно открывается во всей полноте. Молитвы и просьбы звучат неоднократно. «Стучите, и откроют» - помним мы.
Царские Врата закрыты, но мы знаем, как их открыть: взойдя «на духовную гору возвышенного созерцания»  , мы вместе с певчими в душе поём «Блажены». Мы знаем, что «блажены - чистые сердцем, яко тии Бога узрят». И мы кротко стоим «нищие духом», просим, как нищие, просвещения. Алчем и жаждем правды. Внимаем премудрости. Царские врата открываются. Взору всех явлен уютный, залитый светом горний мир. Вносится Евангелие, как ключ к этому миру.  Поётся:  «Придите, поклонимся и припадём ко Христу! Аллилуя! Трижды поём и трижды кланяемся. «Аллилуия» – «хвала Богу» (по-русски). Батюшка Евангелием благословляет нас, и мы осеняем себя тоже крестным знамением. Уже многократно мы положили на себя крест. Следим, чтобы это было истинным начертанием Креста. Не четыре точки припечатываем ко лбу, к груди и к плечам /да ещё вкривь-вкось /, а начертаем правой рукой крест двумя линиями. Ото лба к чреву своему и от правого плеча к левому плечу. Мысленно обнимаем всю нашу одухотворённость и плотскость, и включаем в это весь мир доступный нашему сознанию. И всё сораспинаем со Христом. Пальцы руки сложены так, что «нераздельное, но не слитное» Триединство Божие символизируем крепко сжатыми, только для Крестного Знамения, первыми тремя пальцами. А оставшиеся два пальца, вплотную прижатые к плоти ладони, символизируют два естества во Христе, Который «нас ради (каждого из нас - людей) сошёл с небес и нашего ради спасения воплотился от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился».
Нам читается «Апостол» (отрывок из Посланий Апостолов).  Нам читается и само Евангелие. Святые отцы разделили Его для чтения на всякий день года, сообразно календарю, по зн;чимым фрагментам (зач;лам). И страшно, если это чтение бывает только сотрясение звуками воздуха в храме. Сам Иисус Христос, истинный Бог, и издревле Апостолы говорят с нами. Нам церковь предлагает задуматься сегодня вот над  этими словами. Вот именно это назидание особо даётся нам на нынешней службе. Надо быть очень внимательными. Перед чтением слышим: «Премудрость, прости» - то есть, «перед вами премудрость, поэтому необходимо стоять прямо, быть внимательными». Одновременно совершается каждение, и храм наполняется дивным запахом ладана. Читается Благовестие!
Мы не перестаём благодарить Господа и сугубо просим: «Рцем (скажем) вси от всея души и от всего помышления нашего» скажем: Господи помилуй! … Боже помилуй нас по великой милости Твоей! Обо всех мы молимся: и о священноначалии, и о стране нашей, её властях и воинстве (чтобы жилось нам «во всяком благочестии и чистоте») и о «преждепочивших отцах и братиях», и «обо всех трудящихся, поющих и предстоящих людях» в храме.
И отдельно мы произносим заупокойную ектенью.
Мы просим: «Господи помилуй!».
Мы исповедуем, что Господь является и «Боже духов …» и «Яко ты еси Воскресение …»
Царские врата закрываются. Всем было показано, откуда ждать спасение. Свет христианства осиял всех.
После этого просим выйти из храма тех, кто ещё не крещён. «Оглашенные изыдите!». На этом оканчивается «Литургия оглашенных». Все приглашены на нашу трапезу, но есть и сакраментальная таинственная страница. Начинается «Литургия верных», центральная часть торжества. Полная таинств и любви.  «Елицы верные, паки,  паки …» - кто верный, ещё и ещё (пусть молится!) слышится из алтаря. Отверзаются царские врата, и раздаётся начало «Херувимской песни»: «Мы, таинственно изображающие Херувимов и поющие Животворящей Троице трисвятую песнь, оставим теперь всю житейскую заботу». Через открытые Царские врата видим, как,  воздевая руки, молится священник. У него должны быть, по слову Апостола Павла, «чистые руки». И он молитвенно испрашивает у Самого Бога и (поклоном) у всех прихожан храма разрешение принести «бескровную жертву» Литургии (таинства евхаристии). Мы ответным поклоном просим его молитв и благословения присутствовать при Этом жертвоприношении.
И совершается «Великий вход»: все, кто в алтаре, выходят к народу через северные («дьяконские») двери, вооружённые предметами для приготовления Царской Трапезы, и идут к Престолу. Впереди над головой служащего священника несётся Чаша. Мы из неё будем причащаться и целовать её подножие. Несётся лжица (ложка) и копие (треугольный нож), и если есть ещё священство, - всё остальное, необходимое для приготовления и потребления бескровной жертвы. На алтаре развёрнут антиминс .
Водопад церковной службы полностью поглощает человека. Омывает, освящает, восхищает. Царские врата закрываются. С клироса несётся окончание Херувимской: «…Чтобы принять Царя всего мира, невидимо сопровождаемого воинством Ангельских чинов. Аллилуйя». Из алтаря доносятся молитвы и благословения. Поминаются священноначалие и все миряне.  И наконец, слышим: «Возлюбим друг друга, чтобы в единомыслии исповедать… Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». «Двери, двери! Премудрстию вонмем!» (Охраняйте двери, двери охраняйте! Сосредоточим внимание на премудрости!). За закрытыми вратами разверзается завеса, и все прихожане поют Символ веры: «Верую, верую, верую!..». Каждый от своего лица.
Когда раздаётся призыв «Благодарим Господа!», все становятся на колени и самую центральную часть Литургии так и стоят коленопреклоненные . Хор поёт «Достойно и праведно есть поклоняться…».  А в это время в алтаре служащий священник воздымает снова свои руки, и мы слышим слова Самого Иисуса Христа о Плоти и Крови Своей: «Ешьте и пейте!», «Сие творите в воспоминание Мое». Происходит таинственное и великое освящение Даров. Затем сразу же мы славословим и Богоматерь: «Достойно есть яко во истину блажити Тя …».  Честнейшую  Херувимов, славнейшую Серафимов, «без истления Бога Слова р;ждшую, сущую Богородицу Тя величаем!», Все встают с колен, но продолжают истово молиться и принимать благословения. Завеса за закрытыми царскими вратами задёргивается, выносится и ставится перед царскими вратами свеча, как символ наличия в алтаре Самого Бога, Царя всех, Света Христова. И при возгласе «Святая святым!» все повергаются в земном поклоне.
В алтаре причащаются священнослужители.
Свеча уносится. Теперь уже не символ, а Сами Плоть и Кровь выносятся через открывающиеся Царские врата для причащения всех прихожан. И опять мы не можем устоять. Как не пасть перед Царём царей? Это апофеоз службы. «Со страхом Божиим и верою приступите. Благословен грядый во имя Господне!»
Кто допущен к Причастию, ожидает и подходит к Чаше со скрещенными на груди руками, правая поверх левой. Пропускаем вперёд младенцев, монашествующих, мужчин. После причастия благодарно целуем низ Чаши, как пробаденное ребро Христа, и с теми же перекрещенными руками идём к «запивке» - чтобы во рту не осталось Святых Даров . Креститься до запивки благочестиво не решаемся, так как Христа будем крестить.
После причастия мы молитвенно благодарим Бога за спасение, за Свет Истинный, за Освящение наше. Священник через те же открытые врата выходит с крестом в руках: «С миром изыдем». Все славословят и благословляют.  И происходит «великий отпуст», когда священник назидает народ, а прихожане целуют крест и руку того, кто принял рукоположение по эстафете от Самого Христа. Поётся многолетие и славословие празднуемым в этот день.
Закрываются царские врата и завеса. Служба окончена.

Есть страшное заболевание «б;ри-б;ри». Оно на памяти нашего поколения, как «пандемия» в Азии и на востоке, где питались преимущественно одним рисом. Дело в том, что колонизаторы открыли, что из поверхностного слоя рисовых зёрен можно получать хороший заменитель материнского молока для вскармливания детей. Рис стали шлифовать. Он и сейчас повсюду продаётся шлифованный. А при постоянном недостатке в пище витамина В1, из-за которого начался весь этот сыр-бор, а он находится в поверхностных слоях зерна, развился у многих авитаминоз. Люди страдали и умирали, а на вопрос, что с ними, произносили: «б;ри, б;ри», слабость, слабость /по сингальски, где в первую очередь эта болезнь стала косить людей/. Вот такая же слабость ждёт и тех, кто недополучает постоянно от полноты церковной службы. Святые отцы, мы верим, водимые Духом Святым, четко определили эту полноту. Необходимо в храме быть всегда к началу службы, а уходить, когда в последний раз закроются Царские Врата. Ничто нельзя упускать. И не случайно, для тех, кто не может на этот раз причаститься, раздаётся «утешение» - «теплота» /просфорки с запивкой, оставшейся после причастников/. Братская трапеза любви тысячелетием обнимает всех верных. Мы верим во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. С нами Бог и мы слабыми быть не должны.


Рецензии