ХОженье Офонасья сына Микитина

                ("...яко тогда мнение было всех плавающих
…..                за море полумертвыми нарицать...",
…………...                П. Крёкшин (1684 - 1763гг.)

"Не дошед" до города литовского Смоленьска,               
на пути от Кафы Крымской  к отчу дому,               
"обыскавший" полудённый край "Ындейский"               
тверич Афанасий сын Микитин* отдал душу Богу.               
Пять столетий с гаком мИнуло с момента,               
факт печальный канул бы в рутинное забвенье,               
если б не оставил Афанасий документа,
если бы ни путевАя его повесть о "хоженьи"**...
"НаписАнье"  им совершенО собственноручно,
и, хоть авторский протограф был утрачен,
нет сомненья, что поход ему никем не был поручен,
потому "отчёт" зазнАмо никому не предназначен...

Но, совершая в немощи свой труд литературный
и страшась без покаяния в чужбине умереть,
не чаял он, что медный истукан халтурный,               
кудрявый "столпник"***, будет ныне на реку смотреть,
картУшной прописью Афоне чуждый образ сообщая...               
Не тою памятью родная Тверь купца вознаградила:
он не был мореход, и в "Гундустан" проник, сбегая
от тяжести долгов, которыми его стезя обременила.
А славен он как жизнеописатель,
земель невиданных дотошный наблюдатель,
обычаев иных людей и вер доброжелатель,
в заморские края путь первооткрыватель!

Совсем не прост был Офонасей сын Микитин!               
Изыщется ли след: где дом его и родом он откуда?
И, может статься, что он вовсе не тверитин!
А "хОженье"  по странам -  его служба? Иль причуда?
Пропрев в халате и чалме четыре знойных года,
(в контрасте нонешним балетным-волочковым!),
жил полной жизнью местного "индейского" народа,
молил: "...олло акьбир...", не бЫл судьёй суровым,
и уповал на милость  Бога в "месте чисте, чисто",****
но был в одном неколебим: "На этом свете нет страны,
Руси подобной. Бояре же её несправедливы часто...
О, Бог, олло, худо и данъиры! ***** Храните вкУпе Русь от Сатаны!..."

 
 
* "...Афонасья Микитина сына." - так в др.русском тексте, но, лишь в единственном изводе;

** " ...грешное свое хожение за три моря..." - так в др.русском тексте. "ХОженье" - в
смысле "путешествие" или "поход". Здесь адекватно: "путешествие через три моря" -
Каспийское, "индейское", Чёрное. Обычно "хожение" - по святым местам, напр., в
Палестину или на Афон. Для современников Афанасия было понятно и двусмыслие, 
подтекст этого выражения: "за морями" - нечистые (неправославные) земли,
пространство Адово; их посетить - как провалиться в преисподнюю, оскверниться,
поэтому "хожение" Афанасия заведомо "грешное", и на него он сперва получил
благославление высших тверских церковных авторитетов; мне же чудится хитрая ухмылка
Афанасия: побывал, дескать, "у чёрта на кулижках", прости мя, Господи...

*** "стОлпник" - христианский святой, совершающий непрерывную молитву на "столпе" -
небольшой площадке, возвышенной над землёй. Здесь - памятник Аф.Никитину в Твери,
уст. в 1955г., после визита Н.Хрущёва в Индию, - некая гигантская статуя на
четырёхметровой гранитной тумбе на берегу Волги;

**** "...А правая вера - единого Бога знать и имя его... в чистом месте в чистоте
призывать." - так в др.русском тексте. Афанасий, побывавший до того во многих странвх,
считал равнозначными все религиозные формы обращения к единому Богу - "... а
правую веру Бог ведает." Но нельзя  надеяться на милость Христову в "нечистом"
для этого месте - где обряды другие, поэтому там ему приходилось молиться
местному богу - "по принадлежности";

***** оллО (араб.), худО (перс.), данъирЫ (татарск.) - обращение к богу: "Боже!"



[Илл.: памят.монета Банка России, реверс, номин. 2 руб., серебро, тир. 7,5 тыс. экз., вып. 1997г.]


Рецензии