Элементарная вежливость

                   На чужих похоронах мы волнуемся, как актёр на репетиции.







                День был знатный. Тёплый ветер трепал его седые волосы, игриво задирая чёлку. Морщинистой рукой он правил покосившийся забор. Будучи в высшей степени творческой личностью он никогда не чурался физического труда, подобная работа доставляла ему удовольствие. В такие мгновения он забывал обо всех своих болячках, наслаждаясь осознанием собственной силы. Он чувствовал, как напрягаются его мускулы, это, конечно, были совсем не те ощущения, что в юности, и всё же...

                То и дело он оборачивался, вглядываясь вдаль, но гостя всё не было. И вот на дороге появился одинокий силуэт. Путник ступал мягко и неспешно, грациозность юности ощущалась в каждом его движении.

— Доброго Вам дня, Иван Андреевич, - широко улыбаясь, произнёс юноша, - Как видите, я неприменул воспользоваться Вашим приглашением. Как поживаете?..
— Вашими молитвами, Павлуша, - ухмыльнулся старик. - Вот вышел за калитку погреть свои старые косточки в лучах заходящего солнышка.
— Ох, не прибедняйтесь, милейший, - снисходительно отвечал юноша. - Погоды тут у Вас дивные стоят, это правда. Райское место для дум о былом…
— Какие Ваши годы?! Рано Вам ещё забивать голову подобными глупостями. Вам бы прежде жениться!
— Вы право, как мои тётушки, они вечно твердили мне это. На свадьбах кого-нибудь из родственников они тыкали в меня пальцем и приговаривали: «Ты следующий». Отстали они от меня только тогда, когда я сказал им тоже самое, только на похоронах...
— Жестокое возмездие. Что же Вам мешает освободить тётушек от подобного бремени?
— Грешно сказать, Иван Андреевич, карьера! - стыдливо опустив зелёные глаза, ответствовал молодой человек. - Ещё не все роли сыграны.
— Диво, да и только! Трижды был женат и моему Городничему это никак не мешало.
— Как мне об этом забыть: Вашего Короля Лир до сих пор добрым словом поминают. А я свою роль никак не изыщу…
— И кто же Вам, голубчик, грезится? Али Гамлетом быть изволите?..
—Уж не настолько я честолюбив. У меня славно выйдет только Годо.
— Не тот ли это Годо, которого безуспешно ждут в Беккетовской «В ожидании Годо»?..
— Он самый.
— Что-то Вы, любезнейший, кокетничать вздумали.
— Не ради похвалы Вашей уничижительные речи завёл, Иван Андреевич. Три моих последних спектакля совершенно скверно отыграны.
— Не льстите себе, дорогой мой. Вы так не умеете! - улыбаясь, произнёс он, внутренне восторгаясь собственной тонкости.
— Это самые добрые слова, что доводилось мне слышать.
— Ох, приберегите восторги для милых дам, - качая седой головой, промолвил старик. - Я, в Ваши годы, только на девиц и тратил сердечные слова. Теперь уж мой удел лишь вспоминать былые победы. Напрасно смеётесь, Павлуша, я бывало ни одной юбке прохода не давал. Может это и не повод для бахвальства, но я ни о чём не сожалею. Эх, какие же знатные радистки были в бытность моей юности…
— Полно Вам, Иван Андреевич, я более не верю ни единому Вашему слову!
— От чего же?
— Ну какие ещё радистки? В годы Вашей юности ещё радио-то не изобрели, - расхохотался парень.
— Радио, положим, ещё и не было, а радистки уже водились, - улыбнулся старичок. - Довольно байки травить, уже и стемнеет вскорости. Проходите в дом, я Вас чаем напою. А может и чем покрепче, - добавил он, положив морщинистую ладонь на плечо юноши.
— Только после Вас, Иван Андреевич.
— Да нет же, проходи-проходи.
— Нет-нет, не могу себе этого позволить.
— Ну как так? Я как радушный хозяин обязан чинно встретить гостя.
— Что же я за гость такой, если поперёк хозяина пойду?!..
— Довольно Вам церемониться! Вы же всё-таки не курсистка, в конце-то концов. Я настаиваю.
— Со всем моим уважением, сразу же вслед за Вами.
— Ой, беда с Вами, Павлуша. Идите же!
— Разве так можно?! Иду по стопам Вашим, почтеннейший.
— Неужто Вы не знаете, молодым везде у нас дорога...
— Верно, верно. Но прежде, старикам везде у нас почёт!..
— Не сдвинусь с места, пока не увижу, как Вы сверкаете пятками, - едва сдерживая улыбку, сказал старик.
— Моё воспитание никогда не позволит мне не пропустить Вас, - ответил юнец, отвесив собеседнику поклон.
— Уж не думаете ли Вы, мой юный друг, что я в своё время не озаботился собственным воспитанием?.. - кивнул в ответ старый актёр.
— И в мыслях не было. И всё же я прошу Вас прошествовать в дом, - ещё глубже поклонился он.
— Окажите мне честь, опробовать этот путь первым, - прогнувшись в своём почтении едва ли ни до земли, высказался старец.
— Укажите мне путь, - припадая на колено, ответил юноша.
— Опробуйте его первым, - улёгся наземь старик.
— Ведите же меня, уважаемый, - последовал его примеру младший.

                Добрый час провели они в таком положении, уговариваю друг друга пройти первым. И лишь спустившиеся сумерки заставили молодого человека стать сговорчивее.

— Помогите мне подняться, Павлуша. Народные артисты на дороге не валяются, - добавил старец, отряхивая своё одеяние. - Прошу, прошу! - довольно произнёс он, указывая своей дланью верную дорогу.
— Право и не знаю, - прошептал смущённый гость, смиренно проходя через калитку с понурой головой.
— А старика-то мог бы и пропустить... - едва слышно произнёс хозяин, шагая следом.






               
                chermen van badov


Рецензии