Крыса

               
                Крыса
               
      Молодая учительница, Вера Петровна, хрупкая высокая девушка, работая в школе всего три месяца после окончания университета, подаёт надежду на формирование хорошего учителя математики. У молодого педагога получается поддерживать дисциплину в классе. Вера Петровна с уважением относится к ребятам, но, главное, она любит математику, чувствует её, доходчиво объясняет новый материал, каждый урок проводит нестандартно, предварительно рассказав историю формулы или об учёном математике, сумевшем вывести и доказать её, проводит развивающие разминки на сообразительность, привлекая весь класс.
      Вера Петровна выросла в семье педагогов, мама преподаёт химию, отец – физику и астрономию. Девушка не представляет свою жизнь вне школы.
      Прозвенел звонок, оповещая, что время урока закончено. Вера Петровна отошла от доски, на которой написала домашнее задание.
 - Ребята,  запишите домашнее задание, урок окончен, прошу встать.
      Ученики встали.
 - Саша Сивов, на следующем уроке тебя снова спрошу, готовься. Мне интересно узнать, что ты усвоил из нового материала, ты сегодня весь урок рисовал. Все свободны, до завтра.
 - Угу, - ученик искоса посмотрел на учителя и, небрежно запихнув тетрадь и ручку в папку, быстро вышел из класса.
      Саша Сивов - рослый подросток имеет способность к рисованию, любит физкультуру, но с математикой, как, впрочем, со всеми предметами общеобразовательной школы,  не дружит с первого класса, контрольные работы, как правило, списывает. Учителя  по другим предметам стараются его не вызывать к доске, всё равно не ответит, а скандал может спровоцировать. Но Вера Петровна так любит свой предмет, что решает привить любовь к математике всем своим ученикам и Саше тоже.  Он дерзок и груб. Отца у него нет, мама воспитывает сына одна, поэтому ей приходится работать на двух работах, чтоб прокормить себя и сына. Раз в месяц мама приходит в школу и слёзно просит всех учителей быть с её сыном построже,  и даже просит наказывать его физически, если он нарушит дисциплину, потому, что её он уже давно не слушается. «Вы его по башке неумной, дурака такого, - говорит она, - может, поумнеет».
 - Здравствуйте, ребята, поздравляю вас с первым зимним днём, с началом зимы, садитесь, - сказала Вера Петровна, приветствуя учеников. - Тема нашего сегодняшнего урока, - она подошла к доске и начала писать.
      Не успев написать на доске дату и тему занятия, Вера Петровна, услышав звук упавшего на её стол увесистого предмета, мгновенно последовавшего визга девочек и пронёсшегося по классу гула, повернулась к столу и увидела на нём полузабитую крысу. Она тяжело дышала и попискивала.
      Вера Петровна невозмутимо подошла к столу, подняла ладонь левой руки и, посмотрев на учеников, сказала:
 - Саша Сивов, подойди к столу и забери свой «подарок», я его не принимаю. Я понимаю, что тебе очень хочется сорвать урок, но у тебя ничего не получится. Ты обязательно выйдешь к доске, и будешь отвечать домашнее задание, а для начала реши вот это уравнение.
      Вера Петровна подошла к доске, развернула открывающуюся её часть  и написала задание для Саши.
 - Прошу к доске, но сначала к столу за «подарком».
 - А я тут причём? Это не моя крыса, - солгал Саша, я не буду её убирать.
 - Саша, у тебя на лбу написано, что это сделал ты. Саш, больше некому. Наведи порядок на столе и решай уравнение. Прошу, выходи. Что, трусишь?
      Ученик вальяжно вышел к доске, нагло посмотрел в глаза Веры Петровны. В классе была такая тишина, что пролети муха, можно было бы услышать её.
 - Убирай.
 - Не-а, - покачал головой подросток.
 - Саша, за все свои поступки человек должен нести ответственность. Ты, Саша, напакостил, так будь любезен, - Вера Петровна улыбнулась, - забери это «сокровище».  И побыстрее, не кради время у всего класса.
 - Не-а, не буду.
 - Саша, знаешь ли, как называют людей, которые воруют?
 - А при чём здесь вор, я ничего не украл.
 - Украл, Саша. Ты вот сейчас воруешь время у всего нашего класса, крысятничаешь. Забирай свою «подружку»: крыску-Лариску, и выходи к доске, прояви свои таланты в решении уравнения.
      Вера Петровна подошла к подростку, взяла его за локоть и развернула к столу, но рослый парень отдёрнул левую руку, а правой рукой отшвырнул учителя.
 - Коза на шпильках, - Саша вызывающе смотрел на хрупкую учительницу.
      Вера Петровна сделала несколько шагов и влепила ему увесистую пощёчину. На щеке Саши отпечаталась вся пятерня. Весь класс ахнул. И вновь замолчал, ожидая, чем всё закончится.
 - Забирай «подарок» и убирайся из класса.
      Подросток подошёл к последней парте, схватил свою папку с тетрадями и невозмутимо, вышел из класса, не убрав со стола крысу.
      Саша накинул на плечи куртку и, не застегнув её, направился к выходу школы, но остановился, столкнувшись у двери с мамой, которая спешила в школу, предчувствуя беду.
 - Сашка, ты чего это из школы-то идёшь, уроки вроде идут, опять прогуливать решил. Господи, да что же мне с тобой делать!
 - Меня учительница избила на глазах у всего класса.
 Вот посмотри, видишь?
      Саша, подставил свою щёку для обозрения мамы.
 Проходящая мимо женщина, услышала разговор мамы и сына.
 - Минуточку, минуточку… Это кто тебя избил? – спросила она, - учительница? Я не ослышалась? Да какое она имеет право прикасаться к нашим детям? Мы своих деток приводим сюда учиться, а не для того, чтобы их здесь били. Так, пойдёмте немедленно в поликлинику снимать побои.
 - Подождите, подождите, - взмолилась мама Саши, -мы же не знаем точно, кто его ударил и за что, мой сын никому спуску не даст, он может сам виноват…
 - Да, какая разница, кто виноват, учительница не может поднимать руку на ученика. Это – дети, понимаете – дети! – крикнула женщина. – Я из родительского комитета, и это дело на тормозах не спущу.
      Завуч по воспитательной работе, проходившая по коридору, услышала крик и подошла.
 - Почему вы кричите, что случилось?
 - Вот полюбуйтесь, ваши учителя детей избивают. Вот, смотрите, вся пятерня отпечаталась, хорошие методы воспитания, - почти крикнула возмущенная женщина.
 - Так, разберёмся. Пойдёмте ко мне в кабинет.
 - Да, пожалуйста, разберитесь и накажите виноватых.
      Сашка уже пожалел, что сказал маме о пощёчине, сейчас будут разбираться и придётся объяснять. Ему этого не хотелось, но и уйти он уже не мог. Сашка опустил голову и поплёлся за мамой и завучем.   
     Вечером директор школы собрал экстренный внеочередной педагогический совет, тема была одна: Неадекватное поведение молодого педагога.
      Коллектив заслушал объяснения Веры Петровны. Мнение по поводу конфликта разделились. Кто-то говорил, что учитель ни в коем случае не имел права ударить ученика, кто-то одобрял поступок Веры Петровны, делая сноску на личность неуправляемого Саши Сивова, кто-то вспоминая, что его мама, приходя в школу, оговаривалась и разрешала бить её сына «по башке», кто-то просто разводил руками, не в силах дать оценку этому инциденту, кто-то возмущённо заявлял, что по этому ученику давно колония для несовершеннолетних плачет.  Полемика была длинной. В завершение педсовета, слово взял директор.
 - Уважаемые коллеги. Мы сегодня услышали много разных мнений. И мне бы хотелось добавить несколько слов. Формирование личности происходит не за один день. Воспитывает, безусловно, социум, та среда, в которой находится ребёнок. Мы видим, семья неполная, мама не справляется с воспитанием сына, она работает на нескольких работах, у неё уже нет сил на общение с сыном, она не может дать ему главного: внимания и любви. Она говорит: «дурак», «бейте его по башке», ещё что-то говорит, вероятно, матерится, и прочее-прочее.
      Коллеги, - директор опустил голову, помолчал, - сейчас нам необходимо вынести решение по теме нашего чрезвычайного педагогического совета.
 Вера Петровна - педагог молодой, опыта общения с трудными подростками не имеет. Поэтому я предлагаю Вере Петровне осмыслить свои действия в этой ситуации и запомнить на всю свою длинную, я надеюсь, педагогическую деятельность, что разрешать конфликты с учениками можно только посредством педагогических внушений и убеждений.
 К сожалению, учитель в наше время оказался совершенно незащищённым, дети перестают уважительно относиться к старшему поколению, уходит преемственность поколений, вот беда нашего общества. Но, тем не менее, общество нам доверяет воспитывать детей и давать им знания. Как мы их воспитаем, такое будет общество.  Мы должны всегда помнить, что ребёнок – это личность, не важно - умный ученик или не очень умный, послушный или хулиганистый. Наша задача - уважать личность и подобных конфликтов не допускать. Этот случай будет неприятным напоминанием о том, как поступать не надо, и Вере Петровне, и всем нам.
    
30.10.2012


Рецензии