1 Люди, которыми любуюсь. Бен Цион Давид

Бен Цион Давид (1955 г.) - йеменский еврей, мудрейший человек, мастер-ювелир в восьмом поколении, хранитель традиций своего народа, основатель музея йеменской иудейской культуры, который открылся в Старом Яффо в 2010 году.
Более 2000 лет, ещё со времён царя Соломона, его предки проживали в Йемене. Тонкости ювелирного искусства Бен Цион изучал с раннего детства в семейной мастерской деда, отца и дяди. Сразу после армии он поступил в Хайфский Технион (технический вуз), получил диплом инженера, потом несколько лет проработал в США,  продолжая там учиться. Вернувшись в Израиль, он попытался устроиться на одно из предприятий оборонной промышленности, а пока шла проверка его «пригодности», Бен Цион вновь стал работать с отцом в ювелирной мастерской. Через некоторое время его приняли в престижную компанию, но к тому моменту он понял, что ювелирное искусство - его подлинное Призвание, а служение традициям своего древнего рода - его Миссия.
С тех пор Бен Цион Давид продолжает семейное дело: сохраняет формы филигранных ювелирных изделий великих мастеров прошлого и создает новые, умело сочетая свое видение и вековую традицию.
Сегодня Бен Цион широко известен во всем мире. Он по праву считается одним из лучших мастеров, создающих традиционные йеменские украшения. Его работы выставлены в галереях и музеях Америки, Австралии и Европы. Работы Бен Циона неоднократно удостаивались различных призов (например, награды журнала Accent), и весьма высоко оцениваются соотечественниками. Так, подсвечники Бен Циона были вручены Шимоном Пересом в качестве подарка английской королеве Елизавете II во время их встречи в Букингемском дворце.
Предисловие
Как часто мы встречаем людей, в которых хочется бесконечно всматриваться? Людей, которые являются живыми легендами, чистыми источниками культуры и истории своего народа? Думаю, довольно редко. А ведь эти люди порой находятся прямо рядом с нами, но мы не замечаем их, потому что они, как правило, не стремятся привлекать к себе внимание. Это люди, рядом с которыми тепло, и душа припадает к живительному источнику, который называется «Подлинность». Это такие люди, которыми я любуюсь, если посчастливилось встретиться с ними. С самого детства Творец даровал мне душевный голод и стремление к «чистой», проявляющейся в полной мере человеческой уникальности. Но не той уникальности, которая стремится к славе, а той, которая есть суть красота и божественный свет. Свет, который тихо льется сквозь чистые души этих людей. Я верю, что они проводят в этот мир благодать Всевышнего и поистине СЛУЖАТ МИРУ.
Желание поделиться душевными Дарами, что удостоилась получить от них, вдохновило меня на написание серии книг об удивительных людях этой категории, которых я встретила на Святой Земле Израиля.
Слово «Исраэль» переводится с иврита как «прямо к Творцу». Потому и называю этих людей – «Люди Исраэль». Они являются живыми частицами Святой Земли. Их судьбы, их мысли, их речь, глаза и руки – все пронизано Светом.

Знакомство с мастером. Музей в Старом Яффо

«Проснувшись утром, я благословляю
каждый новый день за то,
что Творец снова подарил мне
возможность постигать и создавать красоту!»
(Бен Цион Давид, март 2011)

С Бен Ционом Давидом или просто Бенци мы познакомились, можно сказать, случайно. Это произошло в Старом Яффо, когда я бродила по древним улочкам и заглядывала в галереи и магазинчики, полные разных товаров на потребу жаждущих новых впечатлений туристов. Повсюду буквально «с молотка» продавались «культурные атрибуты Израиля»: всевозможные предметы иудейской жизни, картины, пасхальные блюда, подсвечники «ханукиёт» и многое другое. Мне почему-то всегда становится тоскливо, когда то, что было так значимо, так одухотворено, становится ширпотребом, когда никто уже не задумывается о том, что на самом деле стоит за всем этим - какие чудеса, какие истории, какие подвиги…
Мир пластиковых, плоских смыслов навалился на меня. И я стала лихорадочно оглядываться, мне нужен был глоток «свежего воздуха», моя душа жаждала подлинности…
И вдруг, что-то ёкнуло внутри. Передо мной была большая стеклянная дверь. Оттуда струился чудесный запах кофе и звучала музыка - какие-то старинные напевы. Зашла и сразу поняла, что попала в музей, но не в такой, где пылятся блеклые экспонаты, а в живой музей, в музей-мастерскую. Здесь были выставлены замысловатые национальные костюмы, которые и по сей день надевают на свадьбах йеменских евреев или йеменитов; со всех сторон виднелись древние ювелирные украшения и инструменты для их изготовления, предметы быта, старые архивные фотографии, каменное устройство для перемалывания зерна… Все можно было потрогать! Все дышало жизнью.
Работница музея вручила мне чашку дымящегося божественно вкусного кофе и я пошла дальше. Музей плавно переходил в мастерскую, где сидел и трудился мастер. Прямо на глазах у посетителей в его руках рождались удивительные ювелирные изделия из серебра. Я спросила, можно ли посмотреть, как он это делает. Он кивнул, приглашая меня присесть.
Я внимательно наблюдала за его работой. Заметив мой живой интерес, он сказал:
- Посмотрите - ведь это настоящее чудо! Только представьте, этим технологиям серебряной филиграни более двух тысяч лет. Мои далекие предки со времен Первого Храма создавали изделия подобным образом. Мне кажется, вам это будет интересно.
Вот так все и началось. Я присела и стала наблюдать. То, что я испытала, трудно передать словами. От его рук невозможно было отвести глаз. Сначала я не могла понять, что именно вызывает во мне столь сильное чувство, близкое к священному трепету.
Оглянувшись на стеклянный стенд, где были выставлены древние украшения, я вдруг осознала: «А ведь то, что я вижу сейчас, и есть настоящее, живое продолжение древности: те же узоры, те же инструменты…» Это было потрясающе! Передо мной сидел мастер, сквозь глаза и руки которого струился свет далекого прошлого, свет времен праотцов. Не было в этом ни капли фальши, все было во истину живое и подлинное. И я почувствовала, что нашла нечто такое, что очень давно искала, или давно потеряла, а теперь заново обрела. Я  буквально ощутила, как моя душа, словно измученный жаждой странник, бредущий по пустыне, жадно припала к живительному первоисточнику.
Рядом, на стене, висел старый черно-белый портрет пожилого мужчины. Лицо его лучилось мудростью и покоем. В руках он держал ювелирный инструмент и украшение.
- Кто этот человек? – спросила я,  не в силах оторваться от лица старика.
- Это мой дед. Он был мудрец, знаток Торы, жил в Йемене и был знаменитым ювелиром. А вот здесь фотографии моего отца. Он тоже занимался ювелирным делом и работал почти до последнего дня своей жизни. В нашем роду нет понятии «пенсия». Человек чувствует себя на месте, только когда трудится. Отец ушел в мир иной не так давно, ему было более ста лет. Благословенна его память.
Вдруг я поняла, что у меня появился миллион вопросов. Я спрашивала и спрашивала, а он легко и спокойно отвечал, рассказывал, показывал. И чем больше  узнавала, тем острее я ощущала потребность поведать об этом, написать об этом, сохранить это…
Пока мы разговаривали, руки мастера жили своей собственной жизнью - сквозь них струилась Красота. Глядя на него, становилось понятно, что именно так - из рук в руки - веками и даже тысячелетиями, по непрерываемой цепочке, от отца к сыну перетекала Она, украшая и освящая окружающий мир, передавая из поколения в поколение зашифрованные в серебряном кружеве тайны бытия…
Бенци терпеливо показывал, как изготавливаются серебряные нити, объяснял, как просты инструменты, использующиеся для создания столь сложных и тонких изделий. А вместе с тем он рассказывал мне удивительные истории своей жизни, своей семьи и своего народа, постепенно раскрывая передо мной диковинный и одновременно очень простой, пряный, прогретый палящим солнцем мир.
Поистине, стоит только обнажить перед ними иссушенную, тоскующую по глубине и свету душу, как Люди Исраэль, словно благодатный дождь, щедро проливающийся на землю, будут орошать её, пока не зацветут в ней снова цветы простой веры,  любви и радости бытия...


Рецензии