Опять пятёрка

Не устаёт трудиться человеческая память, решая свою главную задачу, делая всё для того, чтобы человек забывал о многих событиях своей жизни. Среди великого их множества, бывают такие, которым время не является преградой и  помехой.

Вот об одном из таких событий, которое произошло в моей жизни,  я не могу забыть.  Всё происходило, в незабываемом, думаю не только для меня одного, но и для многих людей, - в 1961 году.  Не стану говорить ничего о том, почему этот год стал незабываемым для всего человечества, скажу лишь о том, что в этом году, в Советском Союзе, был запущен космический корабль с человеком на борту. 

Речь в нашем скромном рассказе пойдёт не об этом событии, а потому мы «скромно» удалимся от него. Итак: я сказал уже о том, что событие, о котором я хочу рассказать, происходило в 1961 году. В тот незабываемый год, я учился в первом классе  деревенской школы.

Находилась наша деревня, как принято говорить  "В глубинке". Чтобы быть точным, добавлю :- В сибирской. Тогда, у нас, первоклассников , ещё не было шариковых ручек, а потому, мы, для письма пользовались деревянными ручками, в которых были укреплены перья. Не станем углубляться в эту тему, но продолжим её: кроме ручек для письма, у нас также были чернильницы – непроливашки, перочистки, промокашки, то есть промокательные листочки, которые вкладывались в тетради  и т.д.

Как у всех учеников нашего первого класса, у меня была перочистка, но к великому моему сожалению, от того, что она была в моём ученическом «арсенале»  мне не было легче!  Её присутствие, явно не чувствовалось, и не сказывалось на моей учёбе, потому что в моих тетрадях всегда гордо красовались чернильные пятна различных форм и конфигураций. Что было причиной этого, - не знаю, может быть, во всём виноват был мой характер? 

Итак, был сентябрь. В нашем классе был урок чистописания. Мы, «первоклашки», постигали азы «Великого и Могучего Русского Языка» . Слишком велик и очень уж могуч был для меня, семилетнего деревенского мальчугана  русский язык! Не хотел он «дружить» со мной, а потому в моих тетрадях постоянно было «грязно», в них были всевозможные кляксы.

Не трудно догадаться, что мне за ведение моих тетрадей,  и за работы в них, очень часто ставили неудовлетворительные оценки.

Огорчал я частенько своими «успехами» не только родителей, но в первую очередь свою первую школьную учительницу.  Иногда, на уроках, она ходила между рядами парт, и смотрела в тетради учеников. Как-то однажды, на уроке чистописания, она подошла и к моей парте, взяла мою тетрадь, и долго держала её в руках.

 - Иванов, ты почему не стараешься заниматься? Почему у тебя буква «а», - «пьяная»? Почерк у тебя, -  «куринно-лапчатый»,- говорила мне. Я стоял за своей партой и держал в руках её крышку. Мне было стыдно от такой «похвалы», и я оправдывался: - Валентина Васильевна, я же стараюсь!

- Стараешься, - она усмехнулась. – А почему же буквы такими получаются? – Я не знал, что ответить на её вопрос, а потому продолжал оправдываться: - А я чё?  Я, - ничё! Я, - как все!

- Но не до такой же степени, - она улыбнулась и отошла от моей парты. А вскоре в коридоре нашей школы прозвенел звонок, извещающий о перерыве в школьных занятиях.

После того, как он прозвенел, Валентина Васильевна сказала, обращаясь к классу: - Ребята, сдайте свои тетради на проверку, и приготовьтесь к следующему уроку.

На следующий день, перед уроком чистописания, дежурные по классу раздали всем ученикам тетради по чистописанию, которые мы сдавали на проверку  нашей учительнице.

Я открыл тетрадь, которая лежала на моей парте: сердце моё приятно защемило в груди, после того, как увидел поставленную оценку в своей тетради. В моей тетради гордо красовалась  цифра пять!  Я не поверил тому, что увидел, а потому даже закрыл свои глаза, когда же я их открыл, то я снова увидел в своей тетради пятёрку. Мне хотелось: прыгать от радости , плясать и обнимать целый мир! Я радовался и думал: "Наконец-то и на моей улице праздник! Вот тебе и «курино-лапчатый» почерк!" Счастливыми глазами я смотрел на учеников своего класса; на какую-то долю секунды в мою голову закралось сомнение, и пробрался коварный вопрос: " Может быть, это совсем не моя тетрадь? Ведь в нашем классе четверо Ивановых, а я один из них! " Коварное сомнение заставило взглянуть меня на обложку моей тетради: я посмотрел на неё, увидел свою фамилию, что мне было вполне достаточно.

 В обед, после того, как закончились занятия в нашем первом классе, я возвращался домой.  Моя душа пела и веселилась во мне!  Ноги мои, без всяких усилий с моей стороны несли моё тело домой.

- Мама! Мама! – радостным, и даже каким-то «благим» голосом заорал я, когда вошёл в квартиру.

- Сынок!  Что? Что с тобой случилось?  - мать была напугана моими словами.

- Мама! – продолжал я по-прежнему говорить громким голосом : - Угадай какую оценку я «притащил»  из школы?

- Неужели тройку получил? –  мать мне не верила.

- Нет, мама! Я не тройку получил! - ответил ей, и засмеялся счастливым смехом. Счастливыми глазами я смотрел на неё и ждал, когда она  снова начнёт меня расспрашивать.


- Сынок, неужели ты сегодня четвёрку получил?

- Нет, мама!  Я получил не четвёрку!

- Пятёрку? – её лицо стало удивлённым.

- Да! Да! Да! Пятёрку! - говорил я громким голосом и показывал тетрадь по чистописанию, в которой гордо красовалась выставленная оценка.

- Сыночек  ты мой! Мой миленький и хорошенький!  - хвалила она меня после того, как посмотрела тетрадь. От её слов, мне показалось, что в моей груди даже растаяло сердце, потому что во всём моём теле было только одно чувство – радость!  Оно меня переполняло и мне хотелось даже лететь над землёй!

На следующий день меня в нашем классе ждало некоторое разочарование. Как всегда, перед уроками, я достал свои школьные принадлежности,  улыбаясь, я любовался пятёркой, которая стояла в моей тетради по чистописанию.  Неожиданно, моё внимание отвлёк подошедший к моей парте одноклассник, мой однофамилец – Николай Иванов. Он кинул на мою парту тетрадь, которую держал в руке.

- Где моя тетрадь?   - голос у него был злой.

- Откуда  я знаю, где твоя тетрадь? – я был удивлён его вопросом. - Никакой твоей тетради я не видел!  Моя тетрадь лежит на парте! 

После моих слов, он взял её и отошёл. Вскоре, он сидел за своей партой и плакал горькими слезами. Я даже не понял того, что произошло с ним ; раскрыл тетрадь, которую он кинул мне, и понял всё : тетрадь, которую я держал в руках  была моя.  Дежурные по классу перепутали наши тетради. Мой одноклассник горько плакал из-за их ошибки, он плакал так,  что его тело от плача даже содрогалось!

А потом, когда закончился урок чистописания, мы, снова сдали наши тетради на проверку. И следующий день,  меня особенно не порадовал, хотя особых причин огорчаться  у меня не было!  На большой перемене дежурные по классу снова раздали тетради по чистописанию, которые мы сдавали на проверку .

Я с огромным нетерпением открыл свою тетрадь : мне можно было прыгать от радости до потолка, потому что в моей тетради стояла оценка «Пять».  Но в этот раз я не радовался, а думал глядя на Николая. "Значит у него стоит двойка"

Вскоре в наш класс вошла его старшая сестра Надька, и взяла  в руки его тетрадь по чистописанию. Лицо её сразу же стало удивлённым, она шлёпнула тетрадью по голове своего брата. - Фу , двоечник,- проговорила она. - Какой ужасный у тебя почерк! Ты же не пишешь в тетради, ты в ней «царапаешь», как курица лапой!  Я обо всём расскажу папе и маме! Вот увидишь!  Домой придёшь,  тебе отец «всыплет»  ремня!

Ну а потом я, как обычно, после занятий, возвращался домой. В этот раз, несмотря на то,  что в моей тетради стояла «Пятёрка», - я не радовался!

- Сынок, ты чего сегодня такой не весёлый пришёл домой?  - спросила  мать.  – Неужели двойку получил?

- Нет, мама! Не двойку!

- Тройку что ли?

- Нет!

- Четвёрку?

- Нет, Мама!

- Опять пятёрку?  - Мать не верила мне.

Я подал ей тетрадь, после её расспросов.

- Миленький ты мой! Хорошенький ты мой! Мой умница!  – мать хвалила меня и  гладила по голове, но только я не радовался, потому что в моей памяти, неожиданно для меня возник образ моего одноклассника: он сидел за своей партой и горько плакал.

Мама, - сказал я матери, после этого. – Я обязательно исправлюсь,  и буду учиться только на четыре и пять!


Рецензии
Здравствуйте, Александр))
А этот урок явно пошёл на пользу)))

Маша Хан-Сандуновская   12.06.2018 12:19     Заявить о нарушении
Уважаемая Маша!

Благодарю Вас за рецензию!

Я согласен с Вами!

ВСЕГО ВАМ ХОРОШЕГО!

С уважением

Александр Андриевский   12.06.2018 13:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.