6 Люди, которыми любуюсь. Бен Цион Давид

Глава 5. Мир рукотворных ювелирных изделий
Тайна пяти нитей

«Человек находится там, где его мысли.
А потому, когда человек уверен, что у него не будет недостатка во всяком благе,ему можно обращать свои старания на слова Торы: «…ибо благословенный сливается с благословенным»».
Бааль Сулам «Плоды мудрости» Письмо18.

На первый взгляд, может показаться, что йеменские украшения невероятно сложны и витиеваты. Но если посмотреть на них внимательно, то можно заметить, что все они состоят из серебряных нитей разного диаметра. Это потрясает своей простотой и гениальностью.
Я спросила об этом Бен Циона, и он подтвердил, что все так и есть: украшения  действительно создаются в древнейшей технике «пяти нитей». Она предельно проста, и инструменты используются, можно сказать, примитивные. Это, например, кусок веревки с крючочком или палочка с металлическими штырьками.  Но меня больше всего интересовало, почему именно пять нитей. Не шесть и не десять? Бен Цион сказал, что никогда не задумывался над этим вопросом. Он просто получил эту технику от своих предков как данность и не занимался исследованием  этой темы.
Однако я помнила, что на протяжении веков ювелирным мастерством в Йемене владели лишь самые уважаемые люди, знатоки Торы и священных писаний, мудрецы, постигающие в витиеватых знаках святого языка тайны мироздания. Ничего в действиях таких людей не бывает случайно, и уж конечно, количество нитей не может быть простым совпадением. Ведь если хорошо подумать, сопоставить факты и учесть все особенности культуры и традиций йеменитов, то получается, что эти мастера жили в особой, четко очерченной реальности. Их мысли стремились к постижению великого Пятикнижия Моисеева; написано: «Человек находится там, где его мысли». А их руки, тем временем, создавали ювелирные изделия - воплощенную красоту постигаемого совершенства. По-другому быть просто не могло: именно  пять нитей и никак иначе. Как пять книг Торы, как пять основных элементов. Эта идея захватила мое сознание, и я решила провести собственное небольшое исследование.

Значение числа пять или тайна буквы ; (hэй)

«Чтобы творить замыслы, чтобы
работать по золоту и серебру»
(Шмот 31:4)

Итак число 5. Как известно, в иврите, каждой букве соответствует числовое значение; число пять обозначается буквой ; (hэй). Это вторая и четвертая буквы в тайном, священном имени творца ;;;;, которое никогда не произносят вслух.
Тора зашифрованным языком сказаний описывает путь развития человеческой души, стремящейся в Исраэль – это состояние открытой, прямой и постоянной связи с Богом. Книга содержит пять частей: Берешит, Шмот, Ваикра ,Бемитбар и  Дварим. Величайшая Книга ЗОАР(ивр. Сияние), написанная рабби Шимоном Бар Йохаем, в свою очередь, по структуре соответствует Торе, раскрывает ее глубинные смыслы,  и тоже состоит из пяти частей.
В разнообразной каббалистической литературе говорится, что законы мироздания раскрываются человеку по мере постижения пяти мер скрытия Творца, посредством раскрытия пяти миров: Асия, Ецира, Брия, Ацилут и Адам Кадмон. И делает он это при помощи «исправления» - уподобления всех своих желаний по свойствам природе Творца, от самых тонких до самых грубых.
Буква hэй (5) также имеет значение «Бина» (;;;;), то есть познание, постижение Высшего, осознание, разум.
В других источниках hэй (5) – это свет Хасадим (свет милосердия). Свет в душе. Он исправляет желания человека и уподобляет их желаниям Творца.
Сказано, что «исправление» может происходить в любом состоянии и в любом месте согласно действиям человека с намерением исправить свои «берущие» ограниченные свойства и получить взамен свойство Бины – свойство бесконечного творческого потока, безграничной отдачи.
В большинстве случаев искусством серебряной филиграни владели именно знатоки священных писаний, люди изучавшие законы мироздания. Ежедневно они читали  вышеперечисленные книги и вникали в их глубинные смыслы. Все их мысли были лишь об этом! Они просто не могли не воплощать постигаемое в своих изделиях. «В голове Тора, а в руках мастерство» - вот их формула ежедневной прямой связи с Творцом. Если  так, то получается, что все древние узоры и хитрые переплетения, которые дошли до нас из глубины веков, – это и есть воплощенное в серебре знание законов мироздания, законов гармонии. Это своего рода «диалог» чистых душ с Создателем. Разве это не удивительно?!
В своем труде «Внутреннее созерцание» в параграфе 32 великий мыслитель каббалист Бааль Сулам очень тонко и лаконично объясняет суть этого явления: «…Когда замысел творения полностью раскрывается человеку, сила воплощается в действии, и обозначается она буквой hэй».
И это лишь малая толика того, что можно было бы сказать о значении числа 5 и буквы hей в иудейской традиции. После проведенного  столь скромного исследования, мой интерес к ювелирным изделиям йеменитов и их древней культуре в целом ещё больше возрос. И я начала расспрашивать Бенци о тонкостях  ювелирного дела былых времен…
Воплощение в действии
Сам процесс рождения ювелирного изделия, на мой взгляд, весьма интересен…
Итак, к мастеру-ювелиру приходил заказчик и приносил несколько серебряных монет. Они одновременно служили и сырьем и платой за работу. Мастер внимательно смотрел на заказчика и пытался понять, какое именно изделие нужно изготовить. Древние ювелиры слыли знатоками человеческой души. Они безошибочно выбирали пропорцию и сочетание нитей разного диаметра. Одни изделия просто отражали состояние души заказчика, другие - раскрывали ее. Говорят, в свое время были такие мастера, которые могли увидеть человека в его совершенном состоянии. Существовали поверья, что изделия некоторых ювелиров-мудрецов способны были исправить душу человека, оградить ее от скверны и связать с Творцом, даруя высшее благословение.
Но вернемся к самому процессу изготовления изделия. Монеты расплавляли и заливали серебро в форму. Получалась достаточно грубая серебряная палочка. Затем с помощью особых щипцов, молотков и клещей ее расплющивали. После чего при помощи «цифра» - специальных металлических дощечек с дырочками - вытягивалась серебряная проволока разного диаметра, которую потом украшали орнаментом, скручивали и заплетали, совмещая нити разного диаметра в рисунки в зависимости от замысла мастера. Всего пять видов нитей - у каждой свое название и предназначение.
Из этих пяти видов серебряных нитей в технике филиграни и делаются абсолютно все йеменские украшения. Они используются даже для изготовления шариков, цветков и геометрических форм. Так, для создания орнамента «Масбуа» мастер разрезает нить на отрезки одинаковой длины, плавит их в ложбинках специального приспособления, создавая шарики, а затем соединяет в крохотные цветки, которые потом припаивают по всей длине браслета.
Или «Лам'а» - это узор в виде ромбика. Для его изготовления ювелир берет нить и отбивает ее молотком среднего веса до тех пор, пока она не станет плоской. Затем полученную нить нарезают по диагонали, образуя тем самым фигуру ромба.
Древние мастера тратили треть своего времени на изготовление исходного материала, то есть самих нитей. Они протягивали толстую, грубую серебряную проволоку через отверстия в «цифра» бесконечное количество раз. Для этого требовалось колоссальное терпение!
Старики, жившие в Йемене, говорили, что тот процесс был подобен утончению человеческих желаний и мыслей посредством «пропускания» их через священные писания. Вот такая хитрая аналогия.
Затем, изменяя форму и по-разному соединяя небольшое количество элементов, отражали они все многообразие того, что постигали.
Это, в свою очередь, подобно тому, что мы видим в нашем мире: различные сочетания совсем небольшого количества элементов: камней, растений, животных, людей - воплощают чрезвычайно сложный и великий замысел Всевышнего!
Мне захотелось найти  пример подобных постижений с их последующим воплощением в жизнь. После долгого разговора с Бенци я нашла то, что искала. Это было удивительное изделие – «римон» (ивр.) - плод граната.

Гранат

 «…Бог твой ведет тебя в страну хорошую, в страну водных потоков... в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и меда...»
(Дварим, 8:7, 8)
Для начала, хочется сказать несколько слов об этом удивительном растении, о его роли и значении в культуре Израиля. Гранатовое дерево занимает особое место среди священных символов - это один из семи плодов Израиля. Изображения граната издревле встречались на свитках Торы и украшали тунику первосвященника, медные гранаты обрамляли колонны Иерусалимского Храма.
Автор «Песни песней» царь Соломон сравнивает висок своей возлюбленной с долькой граната: «Как ты прекрасна, подруга моя, как ты прекрасна!... Как алая нить – твои губы, и уста твои милы; как дольки граната виски твои из-под фаты твоей». (Шир аширим, 4:3).
В великий праздник Рош а-Шана (Начало года) произносят благословение: «Да будет угодно Тебе..., умножить заслуги наши, как зернышки граната!»
Гранат – плод, у которого есть особое свойство. Считается, что в нем 613 зёрнышек, по числу заповедей Торы и по числу желаний (сосудов) человека на пути к постижению мироздания. Мы должны особым образом «настроить» их на принятие высшей информации и наполнить светом мудрости.
В каббалистической литературе символическое значение граната раскрывается во всей своей глубине. Например, в книге «Шамати» (ивр. – «услышанное»), в статье «Суть граната» великий каббалист Бааль Сулам пишет: «Мудрецы говорили, что даже пустота в человеке заполнена заповедями, как зернышками, наполняющими гранат. А гранат (римон - ивр.) происходит от слова величие, возвышение (ромемут - ивр.), что означает «вера выше знания». И тогда «даже пустота в тебе заполнена заповедями», а мера наполнения соответствует способности идти верой выше знаний – и это называется возвышением…»
В трудах Любавичского Ребе к значению символа «гранат» прибавляется еще один оттенок. «Как объясняет Талмуд (ивр. «учение»— многотомный свод правовых и этических положений иудаизма), гранат является символом истины, он доказывает, что даже «пустые среди нас, полны хороших поступков, как гранат полон семян».
Гранат - это не только образец целого, содержащего множество деталей, но также объяснение удивительного парадокса, как человек может быть эмоционально «пустым», и в то же время полным хороших поступков.
Гранат имеет ячеистую структуру: в каждом плоде сотни семян, покрытых мякотью и разделенных между собой толстой мембраной. Так же и человек может делать множество добрых дел, но это могут быть изолированные действия, не влияющие на его сущность и характер. Он может обладать выдающимися качествами, но все же они не становятся его сутью. Он может совершать сотни хороших поступков, при этом оставаясь морально и духовно пустым.
И если инжир символизирует возможность полного сопереживания и отождествления себя с нашими поступками, то гранат - это его противоположность. Он символизирует нашу возможность «перехитрить» самих себя и действовать на уровне, превосходящем наш текущий. Это способность добиваться вещей, несовместимых с нашим эгоистичным состоянием.
Гранат - это нежелание примириться с самым низменным в себе. Это желание стать благороднее и возвышеннее, чем мы есть на самом деле».
Мудрецы часто сравнивают гранат со Святым народом Израиля:
«Гранат - это плод, обладающий замечательными свойствами; во многом он подобен святому народу. Гранат может очень долго храниться и не портиться, а сок в его зернах не высыхает. Зернышки в гранате отделены друг от друга, каждое обладает своим особым вкусом, но только все вместе они образуют целый плод. И таков наш народ: каждый человек должен быть индивидуальностью, но все вместе составлять единое целое».
И это лишь малая часть того, что значит гранат в культуре Израиля. Однако пора возвращаться к нашему разговору с Бен Ционом.
В поисках совершенства
Бен Цион рассказал мне, что когда он задумал сделать новое ювелирное украшение в форме граната, ему пришлось очень долго искать совершенную форму. Какие бы варианты округлой основы он ни создавал, все они были недостаточно хороши.
«Я хотел изготовить основу идеальной формы. Но как  ни старался, она была далека от моего представления о ней. Эти поиски продолжались очень долго, пока однажды я не узнал про курсы сверхсовременной технологии в известной школе искусств «Шинкар». Туда как раз набирали учеников. Эту технологию впервые применили в космосе, чтобы была возможность прямо там, на месте, изготовить любую деталь. Суть в том, что сначала деталь создается в виртуальном трехмерном виде при помощи компьютерной программы, а затем специальная установка изготавливает ее из того или иного материала.
После окончания курсов, несмотря на то, что оборудование было очень дорогим, я купил его в мастерскую. И наконец-то мне удалось создать идеальную основу для моего чудесного граната! Затем я начал заполнять промежутки в этой округлой форме рукотворной серебряной филигранью с древним узором. Это было для меня знаковым событием!»
Я поинтересовалась, почему оно было знаковым.
- В тот день мое искусство словно обрело новую жизнь и влилось в грядущее. Подумай сама, произошло слияние двух технологий – древнейшей, которой уже более двух с половиной  тысяч лет, и самой современной, передовой, которая только начала входить в нашу жизнь.
- Бенци, ты потратил столько времени и денег, чтобы создать совершенную форму для одного изделия! Но ведь вряд ли есть кто-то еще, кто способен оценить ее так же, как ты! Почему для тебя это так важно?
- Я убежден, что мы рождаемся не просто так. Мир полон важных посланий. Каждый из нас не только принимает, но и передает их другим. Думаю, что каждому человеку дана способность внутренне ощутить «персональные критерии совершенства». Мне кажется, это волна, на которой существует моя связь с Богом. Найдя ее, невольно начинаешь оценивать свои действия, исходя из этих критериев. Именно эти критерии буквально становятся твоим внутренним диктатором, и ты не можешь выйти за созданные рамки. Я будто физически чувствую боль, когда мои изделия не соответствуют им. И выпустить их в мир в таком виде просто невозможно! Другой вопрос, что, наверное, не все пользуются этим даром и вообще прислушиваются к нему. Но те, кто занимается ювелирным делом всерьез, не могут не испытывать нечто подобное. Думаю, что, если ты по-настоящему любишь то, что делаешь, то плоды твоего труда могут стать важными посланиями. Через свои изделия я хочу рассказать людям о гармонии и красоте, которые постигаю. Я хочу дать им почувствовать душевное спокойствие. Потому в своей работе я обращаю внимание на любую, даже самую крохотную и незначительную деталь.
- И так обстоят дела во всех сферах твоей жизни? – спросила я.
- Ты знаешь, нет! Когда я дома, а не на работе, то могу не заметить, что у меня пропала кровать или диван! – ответил мастер и громко рассмеялся.

Хамса

«Ныне познал я, что Бог
спас помазанника своего.
Он отвечает ему
с небес святых Своих
могуществом спасающей десницы Своей»
(Псалмы Давида 20;7)

Хамса - это защитный амулет в форме ладони, символ хранящей Десницы Господа. Она на мой взгляд, тоже заслуживает отдельного внимания.
Слово «хамса» имеет семитские корни и означает «пять». Она символизирует благословляющую, хранящую руку Творца. Ее широко используют и иудеи, и мусульмане. История происхождения хамсы уходит корнями в глубокую древность, в те времена, когда не возникли ещё ни иудаизм, ни мусульманство. Тогда жители востока использовали этот амулет как защиту против дурного глаза, как приносящий удачу, защищающий  и благословляющий дом талисман.
В иудаизме хамса известна также как «яд ха-хамеш» («рука пяти») или «рука Мирьям», по имени сестры Моисея и Аарона. Иногда хамсу связывают с пятью книгами Торы.
Сегодня в Израиле этот амулет можно увидеть практически везде: на входе в жилище, на прилавках в качестве сувенира, в машине как талисман оберегающий в дороге, на брелках и браслетах, есть даже хамсы-кулоны и сережки.
Часто в центре амулета помещают дополнительные защищающие символы: начальные буквы имен Творца или Звезду Давида. В Израиле хамсы для защиты часто украшают молитвами, например, «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль» — одна из главнейших молитв), «Биркат ха-Байт» (благословение жилища), «Тфилат ха-Дерех» (молитва, оберегающая в пути) или другими благословениями, взятыми из священных писаний.
Пожалуй, невозможно найти в Израиле дом, где нет хотя бы одной хамсы. Конечно, галерея–мастерская Бен Циона Давида не является исключением. Тема благословения очень популярна у его покупателей. Среди них бытует мнение, что украшения  Бенци приносят счастье, потому дарить его серебряные изделия на свадьбу, рождение ребенка, юбилей, или просто в качестве сюрприза любимым людям, это все равно, что дарить частичку божественного благоволения и света, которые будут хранить своего владельца.
Я рассказала Бенци о том, что люди верят в чудесные свойства его изделий, приносящих счастье, и спросила, как ему это удается. На что он пожал плечами и ответил, что понятия не имеет, как именно это происходит, конечно, если все именно так. «Мое дело – качественно выполнять свою работу, вкладывать в нее всю свою душу, а там уже Творец сам разберется, что делать с этим украшениями дальше. Я думаю, человек не должен влезать в Его промысел и записывать на свой счет дары Всевышнего. Это опасно, ведь так человек может возгордиться».
Это отношение мастера к своим изделиям и к Творцу показалось мне каким-то простым и очень правильным. Я подумала, что, наверное, именно такое отношение необходимо для проведения через изделия света и благословения Небес, когда ты просто добросовестно трудишься, а в Божий промысел не вмешиваешься.
 
«Я к Любимому моему, а Любимый мой ко мне»

Знаменитое кольцо «Ани ледоди» работы мастера – одно из самых популярных его изделий. Бен Цион является потомком священного рода Давидова. Украшения, изготовленные его натруженными руками, рождают чувство надежности, приносят веру в удачу и семейное счастье, поэтому многие влюбленные выбирают именно его кольца в качестве подарка на помолвку или используют их как обручальные.
Об этом кольце мастер сказал: «С древнейших времен ювелирное искусство считалось почетным и, более того, Храмовым! Нет ничего важнее в культуре йеменитов, чем отношения между женщиной и мужчиной. Ведь именно там «чертоги обитания Творца мира». Помолвка и свадьба всегда были главными событиями в их жизни. Считалось, что мужчина без женщины - это лишь пол человека. И только соединившись с ней, он может удостоиться права получить святую душу. Сказано нашими мудрецами: «Мужчина и Женщина, и Творец между ними». Потому  выбрал я фразу из «Песни песней» царя Соломона. На мой взгляд, она очень точно отражает глубинную суть вещей».
На кольце написана строка: - «Ани ледоди ведоди ли» (ивр) - «Я к Любимому моему, а Любимый мой ко мне»
Как и все в культуре древнего Израиля, эта строка несказанно глубока и  полна многогранных смыслов. Самый простой говорит о взаимной любви и преданности мужчины и женщины, которые приняли решение всегда двигаться навстречу друг другу. Другие комментарии мудрецов к этой строке гласят: когда человек готов к любви, он словно сосуд, который наполняется светом. Стоит  только открыться ей навстречу без условий, принять все стороны любви, и она не заставит себя долго ждать, сразу же заполнит душу человека.
Существует так же мнение, что это величайшее произведение мудрого царя намеками рассказывает обо всех нюансах развития отношений и обретения любви между Творцом и Творением, обо всех природных циклах, сближениях и отдалениях, «вдохах и выдохах» любви во всем мироздании…

Заключение

И пробудятся многие
из спящих во прахе земном:
одни - для вечной жизни,
а другие -  на поругание
и вечный позор.
А мудрые будут сиять, как
сияют небеса, и ведущие
 многих по пути справедливости
– как звезды, во веки веков.
(Кетувим. Даниэйль  12.2.3)

Завершая эту книгу, я ощущаю покой и абсолютную уверенность, что Бен Цион Давид благодаря своему трудолюбию, чистоте душевной и чувству Священного Долга сохранит духовное наследие своего рода. Всем сердцем верю, что передаст он дальше свое древнее искусство серебряной филиграни, что оно не исчезнет, а продолжит жить, и нити, связующие нас с великими нашими предками, никогда не прервутся.
Верю, что Творец всегда будет хранить и благословлять «Людей Исраэль», что всегда будет посылать Он в наш мир самых любимых своих детей, для того чтобы они служили миру, служили людям, каждый по-своему, каждый, исходя из данного ему таланта и Пути.
Верю, что каждый из нас, если только он этого захочет, может стать инструментом в руках Небес и обрести свое истинное Предназначение.
И еще, хочу сказать что-то важное,  в процессе написания этой книги мне раскрылась ТАЙНА. Я поняла, что Мир, Люди, Творец – все открывается нам той стороной, в которую мы пристально всматриваемся. И я хочу пожелать тебе, читатель: неустанно ищи совершенство, исследуй лучшее в окружающих тебя людях, и ты будешь по-настоящему счастлив и вознагражден Творцом.

Эта книга своего рода просьба, молитва к Небу о том,
чтобы Людей Исраэль, людей Света становилось как можно больше.
Оглянись вокруг, дорогой читатель!
Возможно, они есть и рядом с тобой.
Загляни внимательно в глаза ближних. Ведь кто знает, может быть, в ком-то из них ты первым увидишь искру Божественного огня и своей верой поможешь разжечь священное пламя истинного СЛУЖЕНИЯ!


Рецензии