Второй звонок вынужденная посадка

Мы уже пробыли в Афганистане шесть месяцев. Постоянные вылеты,удары,высадка десанта,сопровождения колон, перевозки грузов, пассажиров. Дни пролетали быстро, когда после полетов приходили в аэропорт, где располагались наша отдельная эскадрилья, сразу же бежали к стенду, где в ячейках с алфавитом лежали письма. Очень приятно было смотреть на лица, своих сослуживцев. Они сразу же изменялись, когда получали письма.
 
Суровые загоревшие с потрескавшимися губами лица, при чтении письма преображались. Вся суровость проходила, появлялась улыбка. Некоторые, украдкой смахивали слезы с глаз, а некоторые читали письмо, шевеля губами. Все без исключения, делились своими радостями, показывали фотографии, которые им прислали. Во всех комнатах на тумбочках или над  изголовьем, висели фотографии жен с детьми, любимых девушек или родителей.

Юра с Яковом получили письма.  Они радостные стали читать их. Я, чтобы им не мешать поплелся к себе в комнату (ресторан). Подходя к комнате, услышал громкую музыку, опять Пугачева исполняла надоевший хит «Миллион алых роз». После Афгана, я эту песню терпеть не мог. Открыл дверь,  за барной стойкой сидели, мои однокашники Андрей и Саша. У их экипажей был день отдыха, вот они уже дошедшие до кондиции (бражкой), допивали по последнему в этот день стакану браги.  Я и Николай, правак ведущего группы, перетащили отдыхающих на их койки. Потом я выключил магнитофон, в комнате стало тихо. Нас позвали на постановку задач на завтрашний день.

Я и Николай пошли в класс предполетных указаний. Там собрались экипажи, которые вылетали с самого утра на задания. Комэск первым делом поздравил нашу пару с радостной вестью,нашей паре через день, лететь на отдых в санаторий «Дурмень» сроком на четырнадцать суток. Потом он зачитал, кто, куда должен лететь завтра. Нашей паре была поставлена задача, перевезти командный состав частей, после какого то совещания в дивизии, на их точки.

Как всегда нас разбудили половина пятого. Утро сразу же у меня пошло не так. В самом начале я очень сильно порезался, когда брился. На завтраке, не выспавшаяся Леночка  запнулась за скамейку,  чуть не облила меня из горячего чайника, ее вовремя поймал Юра( мой командир экипажа). Потом когда вышли из столовой, я вспомнил, что забыл сухой паек для экипажа три банки паштета, нарезку из мяса колбасы, сала и хлеб.  Я пошел назад.
 Юра сказал:

- Тебя ждать не будем иди сразу к вертолету.

Когда я зашел в столовую, Леночка тут же мне передала сверток с сухим пайком и сказала:

- Плохая примета, нельзя возвращаться.

Я ей ответил:

- Да брось ты про всякие приметы.

Леночка сказала:

- Ты в зеркало посмотрись, а то пути не будет.

Я ответил:

- Мне некогда, меня ждут, спасибо до вечера.

Открыв дверь, я побежал догонять экипаж. Когда втроём подошли к вертолету и расчехлили его, нам очень долго пришлось ждать машину А.П. (аэродромного питания). Она предназначена для запуска двигателей. Как назло в это утро работала одна машина. Улетающих экипажей было десять, наш борт оказался последним. Не дождавшись А.П. нам пришлось запускать вертолет, от своих аккумуляторов.
 
 После запуска парой подъехали к перрону, там стояла группа офицеров, которую  должны были отвезти. Вертолёты подрулили к ним, они по десять человек залезли в каждый вертолет. Юра попробовал борт на висение, как он работает с пассажирами. Немного повисев сели на землю.

Ведущий группы запросил разрешение на взлет. Р.П. (руководитель полетов) дал разрешение и сказал погоду на маршруте. Парой по самолетному, с разбега взлетели и взяли курс на первую точку маршрута.

Маршрут проходил через перевал, потом по горному ущелью. Парой не первый раз летели по этому маршруту. Здесь всегда было спокойно. Набрав высоту 2500 метров вертолёты подошли к перевалу. Наш маршрут проходил между двух горушек. Ведущий прошел мимо них. Наш борт стал пролетать, как я увидал справа сварку, раздался треск работающего ДШК. Звук пробиваемой обшивки, визг турбины двигателя. Вертолет резко дернула влево.

 Юра крикнул:

- Отказ правого двигателя !

Яков не успевал вылезти со своего места за пулеметом. Я выключил подбитый двигатель и включил пожарный кран. В наушниках раздался приятный голос РИТки(речевой информатор РИ-65, говорит об отказах приятным женским голосом)

- Борт номер….. у вас отказ правого двигателя….
 
После этого сообщения РИТка стала сообщать, что нам делать. Юра сам без ее помощи перевел вертолет на режим самовращения несущего винта. На этом режиме вертолет еще мог лететь двадцать минут, понемногу снижаясь.
 
Юра сообщил ведущему:

- 315 отказ правого двигателя иду на самовращение, ищу посадку.

Я начал подыскивать площадку для посадки. Впереди в пятнадцати километрах было ущелье, там должен, был располагаться десантно - штурмовой батальон. Вертолёт со снижением начал опускаться в ущелье. В кабине запахло керосином. Яков закрыл насос передающий топливо к правому двигателю.

В это время в нашу дверь постучали. Яков открыл дверь. В двери стоял подполковник командир десантно- штурмового батальона.

 Он сказал:

- Мужики у вас по правому борту льется керосин и дымом воняет.

Яков ему ответил:

- Мы знаем, ничего страшного, птичку в двигатель поймали, придется садиться на вынужденную.

-  Как бы связаться с вашим батальоном, чтобы помощь вызвали.

Подполковник понял и назвал частоту. Я набрал частоту радиостанции, Яков передал свой ЗШ(защитный шлем) подполковнику, потом передал ларингофоны(микрофоны).

 Подполковник вышел на связь своим позывным и передал:

 - Вертолет садится на вынужденную посадку в пяти километрах  восточнее точки, нужна помощь.

Ему тут же ответили:

- Высылаем помощь.

Вертолёт в это время пролетал над кишлаком, в начале все было тихо потом из дувалов стали выбегать вездесущие мальчишки, а за ними стали выползать и другие бородачи. Юра по дыму из трубы определил ветер, он был такой как нам надо,  встречный. Увидав ровное место для посадки,стали заходить на него против ветра. Правда это место находилось в четырехстах метрах от кишлака.Все стали готовиться к посадке. В эфире раздался голос ведущего:

- 315 я 311 за вами духи, когда сядете, постарайтесь вертолет развернуть. Я "духов" придержу. Могу сесть раненых забрать.

Юра ответил:

- 311 спасибо у меня раненых нет, прикрой.

- Тебя понял 315, прикрою.

Тут же в эфир пошел мат и характерный звук схода НАРС.
Юра благополучно посадил вертолёт на выбранную площадку. После посадки выключили работающий двигатель и застопорили лопасти.  Всё это время ведущий гонял «духов». Заставляя их ложиться и прятаться.

Юра обратился к пассажирам:

- Мужики нам надо развернуть вертолет, помогите.
 
Все выскочили и налегли на хвостовую балку. Дружными усилиями вместе с пассажирами развернули вертолет в сторону кишлака. Подполковник был старший по званию, он принял командование на себя и приказал занять оборону.

 Юра сказал:

- Я сейчас дам залп НАРС засеку куда упадут.
 
Подполковник согласился.

Яков сказал:

-  Я буду с вертолета стрелять из пулемета.

Я взял автомат и еще пару рожков, лег за валун. Вокруг вертолета за укрытиями расположились офицеры с автоматами. Раздался залп из вертолета. Впереди  в метрах двухстах взорвались четыре взрыва. Вертолет и нас накрыло пылью от залпа. Видимость стала нулевая.

  Когда пыль рассеялась стрелять НАРСами, было бесполезно «духи» прошли эту границу. Сверху раздался шум вертолетных двигателей я поднял голову по ущелью на пределе шла пара Ми-24Д. Я выдернул шашку с оранжевым дымом, кинул ее впереди себя, обозначив наше место. С другого края упала такая же шашка с оранжевым дымом.

 Вертолеты нагнув носы дали залп НАРС. За двести метров от нас взорвались снаряды. Вертолеты дошли до взрывов, стали стрелять из крупнокалиберных пулеметов. Потом они сделали горку с набором высоты.  В ущелье показалась другая пара МИ-24Д. Они произвели такой же маневр.  Через двадцать минут к нашему месту подлетели шесть БТР и четыре БМД на них сидели десантники. Они проскочили мимо вертолета и помчались в сторону кишлака. Десантники разбежались в цепь. Старший группы в звание майор подбежал к подполковнику.

 Отдал честь:

- Прибыли товарищ подполковник.

- Поставишь в радиусе ста метров оцепление, чтобы не один «дух» сюда не сунулся.

- Связь где? Сюда ремонтную бригаду, оказать помощь летчикам.

 Я в это время подбежал к вертолету. Яков открыл люк ,открыл капоты двигателя и залез на вертолет. Я тоже залез туда. Правый двигатель был черный и еще дымился. Он весь был покрыт вязкой тёмной жидкостью.

 Я спросил у Якова:

-Что за жидкость на керосин не похожа?

- Это с системы пожаротушения.

- Сейчас надо отсоединить все трубопроводы и крепления двигателя.  Тащи инструмент.

Я залез в вертолет и услышал, как подполковник рассказывал что-то Юре:

 - Молодец ваш ведущий как четко он «духов» положил. Первый раз зашел, они попадали. Он не стал стрелять. Сделал проход, они видят не стреляет опять побежали. Он опять на них заходит, те бегут не бояться. Вот тут-то он и выстрелил. Все ракеты в цель. Он так раза четыре их прикладывал, а потом и «крокодилы» подошли. За ними и  мои, подоспели.
 
Дальше я не стал слушать, надо было помогать Якову.
 
К нам на вертолет залез Юра, он сказал:

- Толя (ведущий) с полосатыми(Ми-24) полетел дальше, к нам вылетела пара Ми-8 везут ремонтную группу и двигатели.

- Помогут перекинуть двигатели и заберут группу офицеров,  развезут по частям, а мы после опробования двигателей на своем борту на аэродром.

- Яков, что помочь?

- Ничего не надо Борис мне помог, уже все сделали. Вы мне не нужны.

Я и Юра спустились вниз.  Взяв папиросы, вылезли из вертолета. Нас, обступили офицеры, которые летели на нашем борту. Они стали жать нам руки и обнимать, благодарить за посадку, стали называть нас спасителями.

Юра им сказал:

- Какие мы спасители, нас этому учат с первого курса училища, задолбили так в голову. Что мы с закрытыми глазами это все делаем.

- Наши спасители сидели в тех вертолетах,  которые пришли нам на помощь.

- Вот их и благодарите.

Потом подошел подполковник и предложил всем выпить, за «мягкую посадку». Все подошли к импровизированному столику, там стояли четырнадцать кружек и лежали фляжки со спиртом.  Адъютант комбата быстро всем налил. Комбат поднял тост, за « мягкую посадку!» Все выпили налили еще по одной, но мы отказались, Нам еще предстояло облетывать борт и лететь домой.

Через тридцать минут прилетели два Ми-8, они выгрузили двигатели , с ними прилетела ремонтная бригада.  После этого в вертолеты загрузились оставшиеся наши пассажиры, они тепло с нами распрощались. Вертолеты взлетели и увезли их в части.

 Бригада при помощи техники батальона за четыре часа переставили оба двигателя. Мы опробовали его сначала на висении, а потом на высоте пролетев над кишлаком, в этот раз по нам не стреляли. Опять сели на старое место к нам на борт загрузили наш разбитый движок. Второй должен был забрать ведущий. Он подлетел через час в сопровождении пары МИ-24Д.  Когда он сел, пара покачав крыльями, полетела в Кундуз.

 Ведущий загрузил второй движок и часть ремонтной бригады. Попрощались с комбатом поблагодарив его за помощь. Он пригласил нас к себе в батальон на баньку. Мы пообещали ему прилететь. На «посашок» он нам дал фляжку спирта.
В Кундуз  долетели без приключений. На аэродроме нас встречал комэск и инженер эскадрильи. После выключения, экипаж построился и Юра доложил комэске как все получилось.

 Комэск выслушил и сказал:

-  Юра у тебя второй звонок.

 Он имел ввиду, что второй раз посадка на вынужденную. Первый звонок у нас был на БАМе

Потом он сказал:

- Сегодня идете в строевой отдел, завтра вы вшестером в 10.00 улетаете на Ан-12 в Ташкент.
 
Все этому были очень рады. На следующий день в 15.00 наша пара была в Ташкенте.

На фото:Вертолет Ми-8МТ заход на посадку.

http://www.proza.ru/2012/10/16/700


Рецензии
Хорошо когда все кончается без потерь...

Андрей Бухаров   28.12.2012 20:24     Заявить о нарушении
Да это очень приятно, а как хорошо потом дышится. Воздух сладкий становится.Спасибо Андрей за то, что посетили мою страницу.Суважением Б.К.

Борис Кириллов   28.12.2012 20:45   Заявить о нарушении
Мне один знакомый летчик рассказывал, как они в Бергамо (Италия) детей возили на Ту-134.

Кто то забыл сообщить, что в аэропорту ремонт полосы и он закрыт....

Но они все равно сели....

Андрей Бухаров   28.12.2012 20:52   Заявить о нарушении
Не знаю как сейчас обучают, когда я учился нас обучали очень качественно. причем и в военной и гражданской авиации, даже в ГВФ еще больше придирались,чем к нам. Мы то больше грузы возили,а они пассажиров. Было год назад самолет ТУ-154 с пассажирами на борту летел на Дальнем Востоке отказал двигатель надо было садится. Летчику пришлось сесть на заброшенный военный аэродром. Полосы тоже не достаточно было. Сел удачно все пассажиры целы. Самолет тоже практически цел,но кажется остался на вечную стоянку. для взлета маленькая полоса. Это и раньше было, только почему то не рассказывалось.

Борис Кириллов   28.12.2012 21:20   Заявить о нарушении
Это в Ижме?

Его потом оттуда вытащили.

Починили и он взлетел...

А с аэродромом там вот какая история была.

Стоял тот аэродром лет двадцать без надобности, но там сидел начальник порта, иногда вертушки там садились, им много места не надо.

Сколько раз ему не предлагали сдать полосу в аренду, чтобы лес складировать, он ни в какую не соглашался....

А согласился бы? Тушка бы там и разбилась.

Потом КВСу орден дали, а начальнику порта снегоход.

Я бы к тому снегоходу еще и орден добавил - его подвиг важнее.

Сидеть в дыре 20 лет и без какого либо контроля свыше поддерживать полосу в рабочем состоянии, это подвиг покруче посадки самолета на одном двигателе...

Если бы в России таких как он было хотя бы пару сотен, Россия бы была по настоящему великой....

Андрей Бухаров   28.12.2012 22:09   Заявить о нарушении
Да,Андрей ия с Вами полностью согласен. Б.К.

Борис Кириллов   28.12.2012 22:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.