Мудрость жизни и смерти

Мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей.
Максим Горький.

И жизнь, как посмотришь с
холодным вниманьем вокруг,
Такая пустая и глупая шутка.
Михаил Лермонтов. 1840.

Скучно жить на этом свете, господа.
Николай Гоголь. 1835.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Сергей Есенин. 1921.

Лермонтов, Гоголь и Есенин по иронии судьбы написали эти строчки, когда им было всего по 26 лет. Жизнь длиной в 80 лет пролегла между крайними временными точками, а суть сказанного не изменилась. Изменилась ли она сейчас? Не думаю. Смысла в жизни нет, это ясно. Можно обманывать себя разными оптимистическими аргументами, придумывать цели, мечты, называть смыслом жизни любимое дело, любимую женщину, детей, родину, но суть от этого не меняется, любое высказывание, типа, "жизнь хороша" будет всего лишь оправданием собственного существования. Люди не могут примириться с тем, что жизнь "глупая шутка", и утешают себя разными словами, но - любое определение смысла жизни не котируется, потому что скользит по поверхности, не затрагивая глубинных пластов, в которых копошится мысль: "а для чего это всё?".

Не потому ли те, кто это понимает, легко расстаются с жизнью?
Гениям простительно, они имеют право сказать всё, что думают, они ныряют не только в глубины собственной души, но и чужие души для них не потёмки ...

Лермонтов после своего стихотворения прожил год, Есенин четыре года, Гоголь проживёт дольше, уйдёт в вечность в 42 ..., но что такое 42 года ... пшик для вселенной и ничтожная малость для человека.

Можно привести в пример многих счастливцев, доживших до почтенных седин, ... но это не доказательство того, что они понимали смысл жизни ... возможно, они просто примирились с мыслью, что жизнь по сути своей пустота, и радовались лишь скупым крохам радости, которые, как поплавки, держали их на поверхности.
Да и вообще, я говорю не о здоровом образе жизни ))) я о другом, если кто меня понимает ...

Три моих любимых писателя (а поэты тоже писатели) ушли из жизни в результате насильственной смерти. Неужели потому, что слишком рано поняли истинный смысл жизни?


Цитаты отсюда:
М.Ю.Лермонтов "И скучно, и грустно".
С.А. Есенин "Не жалею, не зову, не плачу".
Н.В. Гоголь "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"


Рецензии