Средства спасения
Вся эскадра боялась желтухи. У нас борттехник все вилки, ложки, тарелки, стаканы держал в ведре с керосином. Как только садились есть он их доставал протирал тряпкой ,потом мы ели. В начале было, тяжело есть, потом привыкли. Зато из экипажа, никто ни какой гадостью не заболел. Ведь руки не будешь каждый раз с мылом мыть. с водой напряженка в тех местах, а керосином взял ополоснул руки, сразу же надо вытирать тряпкой иначе жечь будет, вся зараза сдохла.
Пили мы из своих фляг верблюжью колючку заваренную, туда же клали для вкуса три куска сахара на фляжку. Верблюжья колючка хорошо утоляла жажду и закрепляла. С собой брали минеральную воду «нарзан» или «боржоми», а фляжку всегда привязывали тросиком за бортом, пока летишь, она охлаждается.
В поильнике в вертолете всегда была верблюжья колючка налита. Так, что питьем экипаж был обеспечен. В вертолет залезали, только в перчатках иначе можно было обжечься об ручки. За время стоянки все тумблера ручки управления раскалялись так, что до них без перчаток нельзя было дотронуться, сразу же ожог.
Так первый раз я кожу на ручке управления оставил, пришлось три дня с забинтованной рукой ходить. Температура в кабине на стоянке доходила до семидесяти градусов. Потом когда лопасти раскручиваются и вертолет выходит на рабочий режим становиться прохладней, но все равно летали с открытыми дверцами (блистерами) так было лучше.
После приземления комбинезоны были все мокрые от пота, высыхали они тоже быстро. На любой стоянке, где был душ сразу под воду вставали прямо в комбинезонах. Выходишь мокрый тридцать минут ты уже сухой. На головах у всех были панамы. В полете экипажи летали в ЗШ (защитные шлемы) с титановой броней и полотняный подшлемник. У каждого на голове висело три килограмма, что делать жить захочешь, не то будешь таскать.Кстати они очень хорошо спасали летчиков, мне он тоже однажды очень помог.
Парашюты не одевали т.к. часто возили пассажиров, а они были без парашютов. Тем более, высота полета была сто метров, а иногда и ниже, так что при всем желании парашютом не воспользуешься, парашюты у нас вместо подушек были на них сидели.
Сидение в вертолете с углублением для парашюта. В летной среде называлась чашка. Командир сидел слева (в левой чашке) правый летчик или летчик штурман, правак (в правой чашке). Вот так и летали только привязавшись привязными ремнями, парашют висел на спинке а на нем бронежилет, при всем желание быстро снять эту конструкцию не удастся.
Борттехник сидел посередине, между командиром и правым летчиком, чаще всего на сидушке перед носовым пулеметом. У него подвесная система с парашютом висела в грузовой кабине.
С 1985 года пассажирам тоже стали давать парашюты, но как рассказывали знакомые, экипажи все равно парашюты не надевали. Дело в том, что все рассчитывали на свои силы, что посадят вертолет. Одевали парашюты, когда стали летать на прикрытие самолетов. Вертолеты Ми-24 прикрывали своими бортами самолеты от пуска ПЗРК «Стингер». Для прикрытия в воздух поднимались командир и летчик – оператор, а борттехник оставался на земле. Да и правильно, зачем рисковать еще одним человеком.
По поводу парашюта покидания вертолёта с парашютом у нас было несколько смешных случаев. Начальник ПДС( парашютно-десантной службы) пришел принимать у экипажей зачет по экстренному покиданию вертолета. Летчики должны покинуть вертолет по нормативу за двадцать секунд.
Вот он стоит с секундомером, летчики выпрыгивают со своих рабочих мест с парашютами, перед этим отстегнув привязные ремни и сбросив дверь.
Всё шло хорошо, до того момента пока не дошла очередь до одного правого летчика. Тот вместе с командиром сел на свое место, застегнул парашют, застегнул привязные ремни, подсоединил З.Ш.
Раздалась команда начальника ПДС «Покидание вертолета» и он включил секундомер. Правый летчик все отстегнул за пятнадцать секунд и выскочил из вертолета.
Начальник ПДС посмотрел на секундомер, потом на него и сказал:
- Молодец, пятнадцать секунд рекорд, а где твой парашют?
Оказалось, "рекордист" вместе с привязными ремнями, отстегнул и оставил в вертолете парашют.
Надо было испытать вертолет который был подбит его долго восстанавливали,месяца через четыре, восстановили. Свободных экипажей не было пришлось лететь самому комэске. С собой он взял меня,т.к.праваков свободных тоже не было. Бортовым техником полетел инженер эскадрильи. Когда я сел на свое место, комэск приказал одеть парашют и сдвинуть блистер (дверь пилота), для быстрого покидания вертолета. Инженеру тоже приказал одеть парашют. Так же он ему передал:
- Только увидишь большой резкий крен, не жди команды, сразу прыгай.
Инженер кивнул головой. Запустились, взлетели, двигатели держали режим, отклонений не было. Набрали высоту 1500 метров. Комэск запросил у Р.П. проверить вертолет на боевых разворотах. Р.П. разрешил. Комэск ввел вертолет в вираж с креном шестьдесят градусов и с пикированием. Потом резко развернулся и пошел с набором высоты. Командир позвал инженера по СПУ( самолетное переговорное устройство) инженер не отвечал, командир еще раз его вызвал, ответа нет. Он сказал мне:
- Посмотри где там инженер в грузовой кабине? Может плохо с ним.
Я расстегнулся открыл дверь, в грузовой кабине никого не было, дверь из грузовой кабины была открыта. Высота на высотомере показывала восемьсот метров. Я заскочил в кабину экипажа и крикнул:
- Командир инженер выпал из вертолета.
Комэск доложил Р.П.
- Я 301 у меня из вертолета выпал инженер, нужно оказать помощь и спасение.
-301 все нормально, инженер приземлился у КДП (командно диспетчерского пункта).
Комэск сказал мне не нажимая кнопку СПУ:
- Сбежал сука, предал нас.
Я ему ответил:
- Командир, вы же ему сами сказали, если большой крен будет и потеря высоты, чтобы он прыгал, вот он и выпрыгнул.
- Ладно, пусть живет.
Сказал комэск.
Вертолёт приземлился нормально, нас на стоянке встречал инженер эскадрильи. Комэск вылез из вертолета и спросил его:
- Что же ты сачок сбежал от нас, бросил экипаж, да за такое тебя надо под трибунал отдать.
Инженер побледнел и сказал:
- Командир, ты же сам приказал, как только вертолет резко наклониться сразу же прыгай.
- Я бы по собственному желанию не прыгнул бы, я боюсь, это не знаю как получилось, ведь это мой первый прыжок с парашютом.
Все рассмеялись. Командир сказал инженеру:
- Тогда проставляйся, первый прыжок с парашютом надо отметить.
Вечером инженер выставил бутылку спирта за свой первый прыжок. Комэск подарил ему значек парашютист отличник где на подвеске была прикреплена цифра один. В экстремальной ситуации любой выпрыгнет с парашютом.
Бывали случаи когда экипаж сознательно не покидал вертолет, хотя мог это сделать.
В Джелалабадском вертолетном полку экипаж погиб из-за того, что пилоты не захотели прыгать с вертолета, потому, что везли десять солдатиков без парашютов. Они пытались посадить машину, но это им не удалось, они погибли вместе с пассажирами. Хотя у экипажа были парашюты.
Так, что не верьте тем, кто говорят, что экипажи вертолетов выпрыгивали с парашютами, бросая пассажиров, все это вранье. Это говорят люди, которые чем - то были обижены экипажами вертолетов. В основном все к нам относились положительно, как и мы к своим пассажирам.
На фото: Спасательный парашют С-4У. У нас был С-4.
http://www.proza.ru/2012/10/31/1728
Свидетельство о публикации №212103101151
P.S. Борис, помните наш разговор за вакуумную бомбу? Смотрите, что я нашел на сайте Союза Ветеранов войны в Афганистане -
http://afgan.md/index.php?select_lang=ru&type=page&action=20#cccp
2 февраля — бомбами объёмного взрыва уничтожен кишлак Вахшак на севере Афганистана в отместку за захват заложников в Мазари-Шарифе.
Север, начало февраля, Мазари - ВСЁ сходится.
Константин Кучер 29.01.2013 18:26 Заявить о нарушении
Борис Кириллов 29.01.2013 23:06 Заявить о нарушении