Прозрачность

Немного о цвете. В живописи. И в людях.

Если человека спросить о предмете, в котором он совершенно не разбирается, он будет отвечать в терминах, которые ему близки по духу. Которые он часто применяет в своей повседневной жизни. Если меня спросить, к примеру, о том, как я воспринимаю характер разных людей, то я, не будучи психологом, не стану говорить про интровертов или экстравертов, ни про холериков или меланхоликов.

Но вот сегодня, задумавшись о характерах некоторых моих знакомых, я, хоть и не был никогда художником и не знаю предмета размышления, подумал о людских характерах в терминах изобразительного искусства. Может потому, что пытался изобразить в своём представлении некоторые типы людей, даже не отдельных личностей.

Мне не нравится тяжеловесность. Не в живописи, ни в людях. Может именно поэтому мне больше по вкусу акварель. С её светом и прозрачностью. С её лёгкостью и чистотой.

Мне кажется, можно провести параллель между видами живописи и разными типами людей. Можно заметить среди мешанины красок и форм чистые, светлые пятна – акварельных людей. С их лёгкостью характера и незамутнённым взглядом на жизнь.

Есть, конечно, и солидные картины, написанные маслом в классическом стиле. Основательные, детально прописанные люди с их основательными, академическими натурами. Им чужды лёгкие непредсказуемые всплески цвета. Как в их характере, так и в их жизни.
 Всё изучено и проверено поколениями безымянных художников. Выверена перспектива. Точка схода на горизонте рисунка их судеб ясно читается даже неподготовленному стороннему наблюдателю. Классическое построение цветовой гаммы. Прописана и чётко определена фактура. Академическая живопись.

Ей место – на стенах выставочных залов огромных музеев. Или в запасниках тех же музеев.

Но встречаются и характеры – импрессионисты. Яркие мазки света. Сочные, живые краски, отражающие мгновение. Через секунду сменится погода, и картина уйдёт. Мастер сможет схватить секундное впечатление и передать бурю, резкую смену настроения и света. Это – не акварель. Но это, бесспорно, мастерство, доступное далеко не каждому.

Здесь – лёгкие, часто незаметные переходы одного цвета в другой. Настолько постепенные и незаметные глазу, что иногда диву даёшься – был коричневым, стал – светло – голубым. Как? Через какие промежуточные цвета произошла эта трансформация? Чему я могу научиться на таком примере? Как я могу освоить эту технику ?

Люди, как и картины, часто выполнены в одной цветовой гамме. Тяжелые, тёмные тона. Давящие на окружающих. Скрывающие в темноте многие детали общей картины. Или характера.

Либо мешанина красочных мазков. Всё вместе. И всё в одной куче. Её даже картиной не назовешь – просто куча мазков разноцветных, не ыражающих не формы, не настроения. Полный хаос  от неумелого художника.

Людские характеры – это такой же бесконечный по разнообразию мир, как и живопись. Это может быть монохромный рисунок тушью. Может быть яркие капли краски, упавшие на холст у торопливого или неряшливого художника.

Но, пожалуй, главное, не разделить людей или картины по цветовым или другим градациям. Не отнести к тому или другому направлению. Не разложить по полочкам в кладовой знания.

Пожалуй – важнее – научиться видеть эту разницу. Как минимум – научиться её замечать. Чтобы потом суметь воспроизвести такой цветовой тон, который нужен в конкретной картине. В конкретном случае. Конкретного человека.


Рецензии
Чем отличается рисунок пастелью от рисунков,выполненных в другой технике?
В рисунке пастелью каждой вещи предоставлена свобода бытия.Они просто существовуют, не нуждаясь ни в чьем присутствии.Это иное измерение,иное время,иной мир.Мир,извечного одиночества.
Иногда прозрачный и сказочный.Иногда нежный и интимный.Просвечивающийся многослойностью в бесконечности оттенков...
Мир уязвимый и хрупкий...

Филоматик   01.11.2012 01:53     Заявить о нарушении