Китнисс без дураков, или игра одной актрисы
Создание: 2012 год
Источник: серия романов-антиутопий Сьюзан Коллинз
Сразу скажу: книг этой серии я не читал и с миром «Голодных игр» почти незнаком. Разве что по Википедии. Зато неоднократно смотрел «близкий по духу» фильм «Королевская битва» и читал первоисточник его. Небо и земля, граждане, небо и земля. Поскольку в «Королевской битве» присутствует все то, чего нет в «Голодных играх»: сюжет, смысл, идея, игра ВСЕХ без исключения актеров. Всех, вы понимаете, а не одной уникальной главной героини.
В «Королевской битве» играют все. Даже те персонажи, которые умрут на …надцатой минуте фильма. Даже те, от которых ничего не зависит. Они живые и реальные. Их всех по-своему жаль. Даже ту циничную стерву, которая убивает всех подряд, а в итоге попадается в прицел охотнику-профи Кирияме.
«Голодные игры» - фильм одной актрисы. Дженнифер Лоуренс тянет этот фильм на себе, и надо сказать, у нее это получается неплохо. Раньше не видел эту девушку в кино, но если она всегда так играет, у нее большое будущее. Китнисс – это именно Китнисс, без дураков. Случайно попавшая в жестокий мир «Голодных игр», она избегает насилия всеми способами, но загнанная в угол – убивает. Образ получился цельный. Китнисс – в меру красивая, в меру сильная, в меру ловкая, в меру добрая, в меру жестокая. В ее реальность верится сразу и без проблем. Про таких Олег Дивов писал: «Молодые и сильные выживут».
Еще очень неплохо играет «тайный друг» и покровитель Китнисс из организаторов Игр – звезда «Зомбилэнда» Вуди Харрельсон. Но этот актер вообще тот еще монстр экрана. Остальные персонажи – ну так, 50 на 50. Когда стараются, а когда и откровенно халтурят, отбывая номер. Лучше играют рядовые злодеи, охотники. Суперзлодеи, которые и устраивают эти игрища, играют НИКАК. Скажу проще: если убрать из картины любого персонажа, ничего не изменится. Если убрать Китнисс – а зачем тогда вообще снималось это кино? Вероятно, в книгах Коллинз все обстоит не так грустно, но я их не читал.
Сюжет «Королевской битвы» и «Голодных игр» во многом схож. Берется группа подростков, насильно загоняется на изолированный полигон, случайным образом раздается разное колюще-режущее (иногда стреляющее) барахло – и понеслась. Остаться в живых должен только один. Однако «Битва» смотрится, несмотря на всю ее кровавую жестокость, легко. При просмотре «Игр» возникает чувство легкой тошноты. И это не из-за обилия крови, а из-за отвратительной работы оператора. Сцены убийств смазаны настолько, что в глазах рябит. Камера мечется с точки на точку, а в итоге зритель почти ничего не успевает увидеть. Физически некомфортно такое смотреть.
Еще один недостаток картины – острое ощущение недосказанности, остающееся на финальных титрах. Кто смотрел «Битву», тот знает, что там в итоге двое подростков вырвались на свободу, чтобы вместе противостоять организаторам жестоких игр на выживание. При желании можно домыслить то, что будет дальше. В «Играх»… Ну победили двое, добились своего, изменили систему – и вот уже принимают лавровый венок чемпиона из рук злыдней-организаторов. Как трогательно. Наверное, им все это понравилось. Как будто на «Поле Чудес» приехали. Урвали приз – и поехали в свою деревню в электричке, родственникам хвастаться.
А ведь по ходу сюжета намечалась идея о том, что народу это шоу, когда убивают их детей, не очень-то нравится. Когда охотники убили негритянскую девочку, черное гетто восстало. И если бы двое влюбленных подростков в итоге так и умерли бы прямо на глазах миллионов людей, возможно, повторился бы финал знаменитого «Эквилибриума». Но нет. Слащавый американский хэппи-энд напрочь лишил фильм остатков хоть какого-то смысла. Возможно, это намек на продолжение, не знаю. Но по мне, фильм начался НИОТКУДА и НИГДЕ завершился.
Еще очень «понравился» элемент фантастики. Лес, в котором герои «Голодных игр» друг друга убивают, представляет собой виртуальный полигон, управляемый компьютером. Операторы Игры рисуют монстра – и монстр возникает в реальности. Рисуют лесной пожар – и лес горит. Рисуют минное поле – и мины возникают из ничего. Не подскажете, как такое возможно, пусть даже в 20… далеком году? Может быть, я придираюсь, но этот момент вызывает скептическое отношение к реальности происходящего и начисто убивает значимость смерти. Мы в Counter Strike людей убиваем тысячами – и совесть не мучает, ничего. А ведь по сюжету Китнисс не так-то просто убить человека! Для нее это моральная проблема!
Оставим за кадром множество вопросов, на которые нет ответа. Например, за каким чертом правителям, организаторам Игр уголь, который они меняют на еду. Они его измельчают и нюхают? Ведь техника в картине вполне себе на уровне - антигравитация и не только. Или вот, почему устроители Игр терпят банду читеров (в "Королевской битве" был только один), которые убивают большую часть игроков в первые минуты Игры? Ведь зрители хотят экшн, зрелище, а тут сразу остается жалкая кучка игроков против команды профи, какой интерес? На эти вопросы ответ может дать книга, но не фильм. Увы!
В общем, фильм скорее не понравился, чем понравился. Оценки ему ставить бессмысленно, потому что:
- Мир «Голодных игр» имеет тысячи фанатов во всем мире;
- Это явно заслуга не фильма, а книг;
- Большинство фанатов воспринимают фильм лишь как визуализацию мира Китнисс;
- Книги Коллинз надо бы прочитать;
- Оператору «Голодных игр» нужно оторвать руки, и это будет вполне в духе картины ; .
- Продолжение, если оно будет, стоит посмотреть хотя бы раз.
- Ханжеское мнение о том, что «Голодные игры» это «ужасное снафф-видео с участием детей» ничего общего с реальностью не имеет.
Свидетельство о публикации №212103101804