Номенклатура - властьимущая бюрократия Ч9

Номенклатура - властьимущая бюрократия  _Ч9

Расизм под маской фашиствующей номенклатуры.
История советской номенклатуры.

Литература.
Грегори П.
Г79 Политическая экономия сталинизма

Три искушения Зла
автор Евгений Габелев 30 Января 2013 года

Умберто Эко
Вечный фашизм
Умберто Эко, «Пять эссе на темы этики», Санкт-Петербург: Симпозиум, 2000, с. 49-80 [ISBN 5-89091-125-2]

Г79 Политическая экономия сталинизма / П. Грегори; [пер. с англ. И. Кузнецова, А. Макаревича]. — 2-е изд. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2008. — 400 с. — (История сталинизма).
ISBN 978-5-8243-1013-9

Литература на стадии анализа.
Уктешбаев. Курамшин Профсоюзы и фашизм в Казахстан»
Сергей Белашов  http://proza.ru/2012/11/03/618


Грегори П.
Г79 Политическая экономия сталинизма / П. Грегори; [пер. с англ. И. Кузнецова, А. Макаревича]. — 2-е изд. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2008. — 400 с. — (История сталинизма).
ISBN 978-5-8243-1013-9
Некоторые исследователи утверждают, что советская система была обречена с самого начала. Людвиг фон Мизес (Ludwig von Mises) и Ф.А. Хайек (F.A. Hayek) в написанных в 1920-е и 1940-е годы и ставших классическими работах, критикующих плановый социализм, очертили целый ряд слабых сторон системы3. Они считали, что в конечном итоге социалистическая система неизменно потерпит крах. В отсутствие рынка невозможны рациональные экономические расчеты: ни одна экономика не может функционировать, если неизвестно, какие товары находятся в избытке, а какие являются редкими. Кроме того, в условиях государственной собственности нет особых стимулов для рационального использования ресурсов, и даже наиболее опытные управленцы вынуждены действовать в отсутствие четких операционных правил. Центральный плановый орган оказывается перегруженным работой в силу комплексности и сложности задачи планирования экономики целой страны. Одним словом, Хайек и Мизес настаивали на неизбежной неработоспособности планового социализма. Они были первыми, кто предсказал его гибель. По их мнению, система в лучшем случае смогла бы функционировать с низкой эффективностью, но неизбежно уступила бы рыночным экономическим системам. Современная литература о неэффективности бюрократического управления государственными предприятиями подтверждает выводы Хайека и Мизеса, особенно для стран, где, как это было в Советском Союзе, общественный сектор охватывает всю экономику.
Современные защитники административно-командной экономики, тем не менее, утверждают, что советская система, в свое время превратившая Россию из отсталой страны в индустриальную державу, потерпела неудачу не из-за ошибочности или неработоспособности самой идеи, а из-за неумелой политики и некомпетентных исполнителей. Для доказательства этого положения они приводят тот факт, что до самого конца советская экономическая система была весьма популярна среди населения, а большинство советских чиновников и западных экспертов полагало, что существовала возможность и далее удерживать статус-кво, пусть и за счет сравнительно низких темпов роста. Защитники системы также утверждают, что, если бы в борьбе за власть победил не Сталин, а кто-то другой, или если бы правительству удалось избежать стратегических ошибок, система непременно доказала бы свою прочность.
Примечательно, что падение коммунистической империи фактически не повлияло на притягательность марксизма, коммунизма или радикального левого движения в мире . Чтобы избежать вывода о несостоятельности системы, вывода, который подразумевает провал коммунистической экономики, многие приверженцы плановой системы утверждают, что Советский Союз и страны Восточной Европы лишь «притворялись "социалистическими" или "командными" экономическими системами»7, будучи на самом деле «прискорбным или превратным воплощением хорошего замысла»8. Представители «левой» интеллектуальной элиты утверждают, что «трагическая неудачная попытка [бывшего Со¬ветского Союза] отнюдь не доказывает невозможность... построения социализма».



Три искушения Зла
автор Евгений Габелев
(статья целиком)
Всем нам известны три чувства, ведущие из обрыдлой повседневности бытия к сияющим горизонтам мечты. Извечное стремление побеждать, неукротимое желание познать истину, и неотступная потребность нравиться людям, что бы получить их любовь. Стремление обладать силой, истиной и красотой.
Сегодня я покажу вам, как эти прекрасные с виду стремления становятся источником и корнем фашизма. Я пишу это в день, ровно на восемьдесят лет отстоящий от 30 января 1933 года, когда Адольф Гитлер получил власть в Германии. И буду говорить сегодня о глубинных истоках того, из чего вырастает фашизм.
А лежат они совсем в ином месте, нежели нас приучили думать…
СИЛА
Сила рождает свободу. В мире, где каждый предоставлен себе, все достается лишь тем, кто имеет дерзость на это посягнуть, силу взять, и решимость защитить. Слабый кормится их милостью, или довольствуется тем, что осталось. Сильный всегда прав. И этот мир, и все богатства и чудеса его принадлежат сильным.
Сила обеспечивает комфорт. Лишь обладающий силой может чувствовать себя в безопасности. Только он может позволить себе ослабить напряженное внимание, и получать удовольствие от жизни. Наслаждаться музыкой, поэзией, творить, и любоваться красотами природы. Слабый постоянно в опасности.
Сила приобретает весь мир, и ничего за это не платит. Особенно, если речь идет не о простом физическом превосходстве, а о торжестве несгибаемой воли. О пугающей непосвященных способности подчинять их одним только словом и движением глаз. Сильный признает лишь превосходящую силу.
Существуют разные способы обрести ее. Можно родиться таким. Можно годами напряженных упражнений развить в себе то, чем обделен от природы. Но бесконечно надежнее стать частью силы, большей чем твоя. В одном движении соединиться с торжествующей массой. Стать продолжением руки ее вождя.
Так люди становятся фашистами.
ИСТИНА
Истина делает нас свободными. Владение ей наполняет наши желудки приятным теплом, ибо мы знаем, как быть сытыми, даже когда вокруг умирают с голоду. А когда мы сыты, наши тела наполняются силой, а сердце радостью. Знание заменяет грубое превосходство развитой мускулатуры, назначая нас господином.
Истина дает нам право говорить от ее имени. Наш голос более не принадлежит нам, и не служит пустому упражнению в напрасной болтовне. Мы излагаем правила и устанавливаем законы, провозглашаем порядок и нормы права. Мы знаем, как устроен мир, и отныне имеем силу принуждать всех следовать нам.
Истина поднимает нас над миром и людьми, делая подобным богам. Сам факт причастности к ней превращает нас из серой песчинки в бессмертное и гордое существо, превозмогающее правила пространства и времени, и бесконечно превосходящее окружающих нас простых смертных. Их мысли - прах и тлен перед нами.
Истину можно получить в прозрении, или потратить лучшие годы на учебу и подчинение чужой и враждебной воле. Но бесконечно надежнее и проще обрести ее в словах того, кто неоспоримо превзошел тебя во всем. И тогда часть его мудрости и воли непостижимым для окружающих образом предается тебе.
Так искатели истины становятся фашистами.
 КРАСОТА
Красота делает нас неотразимыми. Весь мир во всем своем великолепии поверженным лежит у наших ног, и просит лишь о том, что бы мы не отвергали его дара. Красота правит нами, внушая надежды, посылая сладкие фантазии, и разрушая мечты. Красота рождает мир. И даже обещает иногда спасти его.
Красота делает нас неподсудными. Она словно магический щит, окружает своего счастливого обладателя непроницаемым сверкающим покровом. И дает оправдание всякому нашему дурному поступку, неосторожному слову, или даже откровенному злодейству. Когда вы прекрасны, то можно все. Никто не оспорит вашу власть.
Красота обещает избыток. Все, что у вас есть, будет у вас бесконечно долго, и к тому же в количестве, превосходящем всякое желание и возможность воспользоваться. Красота делает вас богачом. Вы можете одаривать всех страждущих, и заслуживших того, малой частью того, что в изобилии лежит у ваших ног.
Красивым нужно родиться. Или освоить высокое искусство притворства, силу тайного и незаметного очарования. Но много надежнее и быстрей стать частью чего-то бесконечно большего, нежели ваша маленькая ограниченная жизнь. Соединиться с чем-то прекрасным, бесконечно могущественным, манящим, и не допускающим отвержения.
Так становятся фашистами ищущие любви.
Но ни один из них не получит того, на что надеялся, и во что сам искусил себя поверить. Все станет ложью, обманом и смертью. Но будет поздно что-то менять.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Перечисленные выше три искушения, представляющиеся нам обычно не только безобидными, но и бесконечно благими, давно известны практической психотерапии в совершенно другом качестве. Все это имена, данные целому комплексу переживаний, большей частью своей погруженному в глубины бессознательного.
Описываемые феномены суть верхняя часть айсберга. Под ней живут чувства ребенка, которым мы когда-то были. И все, о чем мы мечтали, и к чему стремились, было любовью. Именно тогда мы и трансформировали это чувство в три базовых желания. Надеясь, что они помогут нам получить любовь. Но они обманули нас.
Желание всемогущества. Желание знать правду. Желание быть неотразимым.
Сила, Истина, Красота.
Все они – ложь.
Их обещания не сбывается. Титанические усилия и бесчисленные жертвы оказываются напрасны. Ни героические победы, ни обладание истиной, ни неземная красота, не могут гарантировать нам той прекрасной безграничной любви, которую мы пытались раздобыть с их помощью. Это значит, что искали мы не в тех местах.
Любовь, которую мы так страстно ищем, и в поисках которой совершаем порой чудовищные вещи, дается нам даром. Право любить и быть любимым принадлежит каждому из нас по праву рождения. Оно не является наградой. И не выдается за заслуги перед отечеством. Его не надо завоевывать в бою. Оно просто есть.
Любовь всегда находится от нас расстоянии вытянутой руки. Если мы только сами не загнали себя в места, где ей больше нет места.
Нам не надо воевать за нее. Только открыть глаза и протянуть руку.Но эта рука должна быть открытой. Мы ничего не можем взять ладонью, сжатой в железный кулак. Мы можем ей только разбивать. И в конце концов разобьем все, что было нам дорого, что составляло нашу человеческую суть, и могло стать основой нашего счастья. А мир все равно окажется сильнее нас.
Мир перемелет все наши усилия и планы, как он всегда поступал с теми, кто пытался овладеть им силой. Со всеми, кто в неуемной гордыне мнил себя мудрецом, познавшим тайны бытия. Со всеми, кто пытался быть неотразимым и нравится всем. И нет никакого смысла с ним бороться. Ведь все что нам нужно, это любовь.
И что бы жить и быть счастливыми, нам придется отказаться от трех вещей. От маниакального стремления всегда побеждать. От навязчивой претензии на обладание истиной. И от бессмысленной и бесконечной погони за недостижимой красотой.
Нам пора признать свое право быть человеком. Сомневающимся и слабым. Имеющим право на ошибку. И обреченным на смерть.
Только тогда мы люди.
ДОПОЛНЕНИЯ
Сегодня в российском массовом сознании доминируют три теории, объясняющие происхождение нацизма и фашизма. Они закреплены в школьной программе, и преподаются как единственно верные. На них основаны популярные книги и фильмы. Однако, все они содержат большое количество неясностей и натяжек.
Следующие рассуждения посвящены их краткому обзору.

 1. Критика военно-исторической теории
Согласно этой теории, основной причиной стало поражение Германии в первой мировой войне, и последовавший за тем унизительный мир. Несомненно, желание мести и мечта о возрождении империи внесло вклад, однако, его нельзя признать основным. Хотя бы потому, что сначала фашизм зародился и победил в Италии.
Италия же воевала в первой мировой войне на стороне, одержавшей победу, против Германии и ее союзников. Более того, она получила выгоды от итогов минувшей войны в виде части территории и половины флота Австро-Венгерской империи. Кроме того, фашистские режимы установились и в странах, не участвовавших в войне.
Таким образом, мечта о реванше может оказаться лишь фоном, влияющим на риторику лидеров, но не базовой причиной их успеха.
2. Критика экономической теории
Согласно этой теории, главной причиной послужил мировой экономический кризис, который привел к обнищанию немецкого народа, дав ему вескую причину для поисков врагов, и пищу для фантазий о величии. Несомненно, это внесло свой вклад, но стоит заметить, что Германия не была самой пострадавшей от него страной.
Более того, тот же самый кризис в не меньшей степени затронул и все прочие страны, в большей части которых подобного рода идеи и социальные движения не только не прижились, но даже не зародились. Ярким тому примером являются страны северной Европы, Великобритания и Соединенные Штаты Америки.
Таким образом, экономический кризис может стать причиной озлобленности масс, но редко ведет к политическим катаклизмам.
3. Критика классовой теории

Согласно этой теории, бывшей в советское время официальной, причиной был сам характер буржуазного общества. Капитализм переходит в свою высшую стадию, империализм, а высшей стадией и логическим завершением империализма становится фашизм. Политический строй является воплощением интересов капитала.

Очевидно, что это не столько научная теория, сколько инструмент пропаганды, направленный против буржуазного общества в целом. К тому же, теория не содержит системы аргументации, опираясь лишь на риторику классовой борьбы и стандартный набор политических обвинений, типичный для марксистской публицистики.

Кроме того, данная теория никак не объясняет поразительное сходство советского и фашистского режимов. Что впрочем не удивительно.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Вольфсангель, «волчий крюк» — рунический символ. Обозначает защиту, стойкость, и пленение противника. Используется в геральдике, присутствует в гербах некоторых городов. Расположенный горизонтально, обозначает вервольфа – оборотня, человека и волка в одном лице. Использовался в немецкой военной символике.
Руна Вольфсангель на щите – эмблема дивизии СС Дас Райх.

ЛИТЕРАТУРА
На сегодняшний день написаны многие тысячи томов, исследующих явление нацизма и фашизм во всех его проявлениях, аспектах и истоках. Несомненно, что их написание будет продолжаться еще десятилетия, и даже века. Очевидно и то, что привычный со школы набор объяснений не вполне адекватен, и требует коррекции.
Поэтому, не претендуя на полноту, хочу предложить вниманию читателя пять ключевых текстов, освещающих вопрос с не слишком известных у нас позиций. С позиции потребности в агрессии, психологии толпы, подавленной сексуальности, и тайных сил, скрытых во тьме коллективного бессознательного человечества.
Полагаю, что исследование феномена фашизма вернет нас к реальности, и поможет обратить внимание на собственные дела. Потому что, это еще и про нас.
 Литература
Эрих Фромм «Анатомия человеческой деструктивности»
Вильгельм Райх «Психология масс и фашизм»
Герберт Маркузе «Эрос и цивилизация»
Элиас Канетти «Масса и власть»
Карл Густав Юнг «Вотан»
30 Января 2013 года





Умберто Эко
Вечный фашизм
Умберто Эко, «Пять эссе на темы этики», Санкт-Петербург: Симпозиум, 2000, с. 49-80 [ISBN 5-89091-125-2]
   Предисловие автора. «Вечный фашизм» – доклад (англоязычная версия) на симпозиуме, проводившемся итальянским и французским отделениями Колумбийского Университета (Нью-Йорк) 25 апреля 1995 г., в юбилей освобождения Европы. Опубликовано под заглавием “Eternal Fascism” в “Нью-Йорк Ревью оф Букс” 22 июня 1995 г., затем в итальянском переводе в “Ла ривиста деи либри” за июль-август 1995-го под названием “Тоталитаризм fuzzy и ур-фашизм” (публикуемый ниже вариант отличается лишь незначительными стилистическими поправками). Но следует учитывать, что этот текст создавался для американских студентов и был прочитан на симпозиуме в дни, когда Америка была потрясена оклахомским терактом и открытием того, что в общем не являлось секретом, – что в США имеются правоэкстремистские военизированные организации. Тема антифашизма приобрела особые коннотации в этих обстоятельствах, и рассуждение исторического плана было призвано способствовать размышлениям о современной ситуации в разных точках земного шара. Выступление было переведено на многие языки и опубликовано во многих странах. Так как эссе рассчитывалось на американских студентов, понятно, почему в нём изобилуют факты и разъяснения почти школьного характера, а также к чему столько цитат из Рузвельта (Рузвельт – символ американского антифашизма) и почему я особо отмечаю встречу европейских и американских солдат в дни освобождения Европы.
В 1942 году, в возрасте 10 лет, я завоевал первое место на олимпиаде Ludi Juveniles, проводившейся для итальянских школьников-фашистов (то есть для всех итальянских школьников). Я изощрился с риторической виртуозностью развить тему «Должно ли нам умереть за славу Муссолини и за бессмертную славу Италии?» Я доказал, что должно умереть. Я был умный мальчик.
Потом в 1943 году мне открылся смысл слова «свобода». В конце этого очерка расскажу, как было дело. В ту минуту «свобода» ещё не означало «освобождение».
В моём отрочестве было два таких года, когда вокруг были эсэсовцы, фашисты и партизаны, все палили друг в друга, я учился уворачиваться от выстрелов. Полезный навык.
В апреле 1945 года партизаны взяли Милан. Через два дня они захватили и наш городишко. Вот была радость. На центральной площади толпились горожане, пели, размахивали знамёнами. Выкрикивалось имя Миммо, командира партизанского отряда. Миммо, в прошлом капитан карабинеров, перешёл на сторону Бадольо (1), и в одном из первых сражений ему оторвало ногу. Он выскакал на балкон муниципалитета на костылях, бледный. Рукой сделал знак толпе, чтоб замолчали. Я наряду со всеми ждал торжественной речи, всё моё детство прошло в атмосфере крупных исторических речей Муссолини, в школе мы учили наизусть самые проникновенные пассажи. Но была тишина. Миммо говорил хрипло, почти не было слышно: «Граждане, друзья. После многих испытаний... мы здесь. Вечная слава павшим». Всё. Он повернулся и ушёл. Толпа вопила, партизаны потрясали оружием, палили в воздух. Мы, мальчишки, кинулись подбирать гильзы, ценные коллекционные экспонаты. В тот день я осознал, что свобода слова означает и свободу от риторики.
(1) Пьетро Бадольо (1871–1956) – один из организаторов свержения Муссолини (1943), премьер-министр Италии в период её войны с фашистской Германией (1943–1944).
Через несколько дней появились первые американские солдаты. Это были негры. Мой первый знакомый янки, Джозеф, был чернокож. Он открыл мне чудесный мир Дика Трейси и Лила Эбнера. Его книжки комиксов были разноцветные и замечательно пахли.
Одного из офицеров (его звали не то майор Мадди, не то капитан Мадди) родители двух моих соучениц пригласили в гости к себе на виллу. В саду расположились с вязаньем наши благородные дамы, болтая на приблизительном французском. Капитан Мадди был неплохо образован и на французском тоже как-то разговаривал. Так сложилось моё первое впечатление об освободителях-американцах, после всех наших бледноликих и чернорубашечных: интеллигентный негр в жёлто-зелёном мундире, произносящий «Oui, merci beaucoup Madame, moi aussi j'aime le champagne...». К сожалению, шампанского на самом деле не было, но от капитана Мадди происходила моя первая в жизни жвачка и жевал я её много дней. На ночь я клал её в стакан с водой.
В мае нам сказали, что война окончилась. Мир показался мне великой странностью. Меня учили, что перманентная война является нормальным условием жизни для молодого итальянца. В последующие месяцы открылось также, что Сопротивление – не наше деревенское, а общеевропейское явление. Я научился новым волнующим словам, таким как reseau, maquis, armee secrete, Rote Kapelle, варшавское гетто. Я увидел первые снимки геноцида евреев – того, что называется Холокост – и усвоил смысл явления раньше, чем узнал термин. Я понял, от чего именно нас освободили.
В Италии кое-кто сегодня задаётся вопросом, сыграло ли Сопротивление реальную военную роль. Моему поколению этот вопрос несуществен. Мы сразу почувствовали моральную и психологическую роль Сопротивления. Вот что давало нам гордость: знать, что мы, население Европы, не дожидались освобождения сложа руки. Думаю, что и для молодых американцев, которые платили кровью за нашу свободу, было тоже небезразлично знать, что за линией фронта среди населения Европы кто-то платит по тому же счёту.
В Италии звучат высказывания, что Сопротивление в Европе – вымысел коммунистов. Нельзя спорить, коммунисты действительно употребили Сопротивление как личную собственность, пользуясь тем, что они сыграли в Сопротивлении центральную роль. Но я помню партизан в шейных платках самых разных расцветок.
Прилипнув к радиоприемнику, я проводил ночи – ставни задраивались, комендантский час, затемнение, ореол вокруг радио был единственным источником света – и слушал сообщения, которые «Радио Лондон» передавало партизанам. Послания туманные и в то же время поэтические («Солнце восходит снова», «Розы в цвету»). Большей частью это была «информация для Франки». Откуда-то я шёпотом узнал, что Франки – командир самого крупного подполья Северной Италии и человек легендарного мужества. Франки был моим героем. Этот Франки (настоящее имя – Эдгардо Соньо) был монархист, настолько антикоммунистической ориентации, что в послевоенное время примкнул к правоэкстремистской группировке и попал под суд по подозрению в подготовке реакционного антигосударственного переворота. Что это меняет? Он остаётся ориентиром моих детских лет. Освобождение – одно для людей самых разных расцветок.
Сейчас у нас принято говорить, что война за освобождение Италии привела к трагическому расколу нации и что необходимо национальное примирение. Воспоминание об ужасном времени должно быть вытеснено (refoulee, verdrangt).
Но вытеснение – источник неврозов. Примириться, проявить понимание, уважить тех, кто от чистого сердца вёл свою войну. Простить – это не значит забыть. Допускаю, что Эйхман (2) был чистосердечно предан своей миссии. Но мы не говорим Эйхману: «Валяйте, продолжайте в том же духе». Мы обязаны помнить, что же это было, и торжественно заявить, что снова они этого делать не должны.
(2) Карл-Адольф Эйхман (1906–1962)–немецко-фашистский преступник, глава подотдела по уничтожению евреев Имперского управления безопасности. Предан суду в Иерусалиме в 1960 г. и казнён.
Но кто такие «они»?
Если до сегодняшних пор подразумевать под «они» тоталитарные правительства, распоряжавшиеся Европой перед Второй мировой войной, можно спать спокойно: они не возродятся в прежнем своём виде среди новых исторических декораций. Итальянский фашизм (Муссолини) складывался из культа харизматического вождя, из корпоративности, из утопической идеи о судьбоносности Рима, из империалистической воли к завоеванию новых земель, из насадного национализма, из выстраивания страны в колонну по два, одевания всех в чёрные рубашки, из отрицания парламентской демократии, из антисемитизма. Так вот, я вполне верю, что нынешний Национальный альянс, родившийся из останков Итальянского социального движения, – это партия хотя и безусловно правая, но не связанная с нашим прежним фашизмом.
И хотя я очень обеспокоен неофашистскими движениями, возникающими повсеместно по Европе и, в частности, в России, я – по той же причине – не думаю, что именно немецкий фашизм в своей первоначальной форме может снова явиться в качестве идеологии, охватывающей народы.
В то же время, хотя политические режимы свергаются, идеологии рушатся под напором критики, дезавуируются, за всеми режимами и их идеологиями всегда стоят:
мировоззрение и мирочувствование, сумма культурных привычек, туманность тёмных инстинктов, полуосознанные импульсы.
О чём это говорит? Существует ли и в наше время призрак, бродящий по Европе, не говоря об остальных частях света?
Ионеско изрёк: «Важны только слова, всё остальное – болтовня». Лингвистические привычки часто представляют собою первостепенные симптомы невыказуемых чувств.
Поэтому позвольте задать вопрос: с какой стати не только итальянское Сопротивление, но и вся Вторая мировая война во всём мире формулируется как битва против фашизма? Фашизм вообще-то должен ассоциироваться с Италией.
Но перечитайте Хемингуэя «По ком звонит колокол»: Роберт Джордан именует своих врагов фашистами, хотя они испанские фалангисты. Дадим слово Ф. Д. Рузвельту: «Победа американского народа и его союзников будет победою над фашизмом и над деспотическим тупиком, который он олицетворяет» (23 сентября 1944).
Во времена маккартизма любили клеймить американцев, участвовавших в гражданской войне в Испании, «недозрелыми антифашистами» (имелось в виду, что выступить против Гитлера в сороковые годы было моральным долгом настоящего американца, а вот выступать против Франко чересчур рано, в тридцатые, – это подозрительный знак).
Американские радикалы обзывали полицейских, не разделявших их вкусов по части курева, «фашистскими свиньями». Почему не паршивыми кагулями, не гадами фалангистами, не суками усташами, не погаными квислингами, не Анте Павеличами и не нацистами?
Дело в том, что «Майн Кампф» – манифест цельной политической программы. Немецкий фашизм (нацизм) включал в себя расовую и арийскую теории, чёткое представление об entartete Kunst – коррумпированном искусстве, философию державности и культ сверхчеловека. Он имел чёткую антихристианскую и неоязыческую окраску. Так же точно сталинский диамат был чётко материалистичен и атеистичен. Режимы, подчиняющие все личностные проявления государству и государственной идеологии, мы зовём тоталитарными; немецкий фашизм и сталинизм – оба тоталитарные режимы.
Итальянский же фашизм, безусловно, представлял собой диктаторский режим, но он не был вполне тоталитарен, и не благодаря какой-то особой своей мягкости, а из-за недостаточности философской базы. В противоположность общепринятому представлению, у итальянского фашизма не имелось собственной философии. Статья о фашизме, подписанная «Муссолини» в Итальянской энциклопедии Треккани, была если не создана, то вдохновлена философом Джованни Джентиле, и отражалось в ней позднегегелианское представление об «этическом и абсолютном государстве». Однако при правлении Муссолини такое государство реализовано не было. У Муссолини не было никакой философии: у него была только риторика. Начал он с воинствующего безбожия, затем подписал конкордат с Церковью и сдружился с епископами, освящавшими фашистские знамёна. В первые его, ещё антиклерикальные времена, если верить легенде, он предлагал Господу разразить его на месте, дабы проверить истинность Господня бытия. По всей видимости, тот чем-то отвлёкся и просьбу не удовлетворил. На следующем этапе во всех своих выступлениях Муссолини ссылался на имя Божие и смело именовал самого себя «рукой Провидения».
Итальянский фашизм, бесспорно, был первой правой диктатурой, овладевшей целой европейской страной, и последующие аналогичные движения поэтому видели для себя общий архетип в муссолиниевском режиме. Итальянский фашизм первым из всех разработал военное священнодействие, создал фольклор и установил моду на одежду, причём с гораздо большим успехом за границей, чем любые Бенеттоны, Армани и Версаче. Только следом за итальянским фашизмом – в тридцатые годы – фашистские движения появились в Англии (Мосли), Литве, Эстонии, Латвии, Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, Греции, Югославии, Испании, Португалии, Норвегии и даже в Южной Америке и, разумеется, в Германии. И именно итальянский фашизм создал у многих либеральных европейских лидеров убеждение, будто эта власть проводит любопытные социальные реформы и способна составить умеренно-революционную альтернативу коммунистической угрозе.
И всё же это единственное основание – исторический приоритет – не кажется мне достаточным для того, что слово «фашизм» превратилось в синекдоху, в определение типа pars pro toto (3) для самых разных тоталитарных движений. Никак нельзя сказать, чтобы итальянский фашизм содержал в себе все элементы последующих тоталитаризмов, некую квинтэссенцию. Наоборот, в фашизме и эссенции-то, естества ясного не содержалось, и являл он собой тоталитаризм размытый, на языке логики – fuzzy.
(3) Часть вместо целого (лат.).
Итальянский фашизм не был монолитной идеологией, а был коллажем из разносортных политических и философских идей, муравейником противоречий. Ну можно ли себе представить тоталитарный режим, в котором сосуществуют монархия и революция, Королевская гвардия и персональная милиция Муссолини, в котором Церковь занимает главенствующее положение, но школа расцерковлена и построена на пропаганде насилия, где уживаются абсолютный контроль государства со свободным рынком?
В Италии фашистская партия родилась, превознося свой новый революционный порядок, но финансировалась самыми консервативными землевладельцами, которые надеялись на контрреволюцию. Итальянский фашизм в своём зародыше был республиканским, но затем двадцать лет подряд прокламировал верность королевской фамилии, давая возможность дуче шагать по жизни под ручку с королём, которому предлагался даже титул императора. Когда же в 1943 году король уволил Муссолини с должности, партия через два месяца возродилась с помощью немцев под знаменем «социальной» республики, под уже знакомую музыку революции и с почти что якобинской аранжировкой.
Существовала только одна архитектура немецкого фашизма и только одно немецко-фашистское искусство. Если архитектором немецкого фашизма стал бы Альберт Шпеер, не осталось бы места Мису ван дер Роэ. Так же точно при Сталине: коли был бы прав Ламарк, не осталось бы места Дарвину. Напротив, в Италии архитекторы, безусловно, мыслили себя как фашисты, однако наряду с псевдоколизеями проектировали и новаторские здания, вдохновлённые модерн-рационализмом Гропиуса.
Итальянский фашизм не знал своего Жданова. В Италии существовали две важные художественные премии. Во-первых, премия Кремона – под эгидой невежественного и фанатичного фашиста Фариначчи, который ратовал за пропагандистское искусство (помню станковую живопись: «У радиоприемника. Слушая выступление Дуче» и «Ментальные состояния, навеваемые фашизмом»). Во-вторых, премия Бергамо, которую спонсировал образованный и в разумных пределах толерантный фашист Боттаи. Он выступал сторонником искусства для искусства и за новаторские опыты авангардистского искусства, те самые, которые в Германии преследовались как упаднические и втайне коммунистические, так как они отличались от нибелунгового кича, а разрешался только он, и больше ничего.
В смысле поэзии, нашей национальной гордостью считался Д’Аннунцио, денди, которого в Германии или в России мигом поставили бы к стенке. У нас ему присвоили титул Вещего певца режима за национализм и превознесение геройства (с примесью изрядной порции французского декадентства).
Футуризм. Образец самого отъявленного «упадочного искусства», наряду с экспрессионизмом, кубизмом, сюрреализмом. Однако первые итальянские футуристы были настроены националистски, с эстетических позиций отстаивали участие Италии в Первой мировой войне, упивались быстротой, насилием и риском и, в определённых отношениях, подходили близко к фашистскому культу молодости. Когда итальянский фашизм начал равняться на Римскую империю и на новооткрытые народные корни, Маринетти (провозглашавший, что автомобиль прекраснее Ники Самофракийской, и покушавшийся «укокошить лунный свет») был проведён в члены Национальной Академии, которая вообще-то относилась к лунному свету с пиететом.
Многие партизаны, представители левой интеллигенции вызрели в ячейках ГУФ (фашистской организации университетских студентов), а ведь ГУФ замышлялась как колыбель новой фашистской культуры. Но эти ячейки составили собой некий интеллектуальный котёл, где кипели идеи и никогда не было настоящего идеологического контроля; не оттого, что партийцы отличались особой толерантностью, а потому, что они, как правило, не обладали интеллектуальным уровнем, чтоб контролировать студентов.
В течение всего того двадцатилетия, поэзия «герметиков» представляла собой противовес помпезному стилю истеблишмента. Герметикам было позволено выражать литературный протест, не выходя из башни из слоновой кости. Настроение герметиков являло полную противоположность фашистскому культу оптимизма и героизма. Фашистский истеблишмент терпел это явное, хотя и социально неуловимое, противоречие, потому что не обращал достаточного внимания на столь туманные речи.
Это не означает, что итальянскому фашизму была свойственна терпимость. Грамши продержали в тюрьме до самой смерти, Маттеотти уничтожили, братьев Росселли уничтожили, свободу печати подавили, профсоюзы разогнали, политических диссидентов выслали на отдалённые острова, законодательная власть превратилась в чистую фикцию, а исполнительная (которая контролировала и судопроизводство, и массовые коммуникации) самопроизвольно издавала законы, среди которых, в частности, был закон о чистоте расы – формальная поддержка Италией геноцида евреев.
Неодноплановая картина, описанная мною, свидетельствует не о толерантности, а о великой расхлябанности, как политической, так и идеологической. Причём это была «упорядоченная расхлябанность», в беспорядке имелась своя система. Пусть фашизм не имел философского стержня, но с точки зрения эмоциональной он был прочно ориентирован на определённые архетипы.
Так мы приблизились ко второй части разговора. Немецкий нацизм был уникален. Мы не можем назвать нацизмом гиперкатолический фалангизм Франко, потому что нацизм отличался глубинным язычеством, политеизмом и антихристианством, или это был не нацизм. А вот с термином «фашизм», наоборот, можно играть на многие лады. Название не переменится. С понятием «фашизм» происходит то же, что, по Витгенштейну, произошло с понятием «игра». Игра может быть соревновательной или же наоборот; может осуществляться одним человеком или же несколькими; может требовать умения и навыков, или не требовать ничего; может вестись на деньги, а может и нет.
Игры – это серия различных видов деятельности, семейное сходство между которыми очень относительно.
1 2 3 4
abc bсd cde def
Предположим, перед нами набор политических группировок. Первая группировка обладает характеристиками abc, вторая – характеристиками bсd и так далее. 2 похоже на 1, поскольку у них имеются два общих аспекта. 3 похоже на 2, 4 похоже на 3 по той же самой причине. 3 похоже даже на 1 (у них есть общий элемент с). Но вот что забавно. 4 имеет нечто общее с 3 и 2, но абсолютно ничего общего с 1. Тем не менее, благодаря плавности перехода с 1 на 4, создаётся иллюзия родства между 4 и 1.
Термин «фашизм» употребляется повсеместно, потому что даже если удалить из итальянского фашистского режима один или несколько аспектов, он всё равно продолжает узнаваться как фашистский. Устранив из итальянского фашизма империализм, получаем Франко или Салазара. Устраняем колониализм – выходит балканский фашизм. Прибавляем к итальянскому фашизму радикальный антикапитализм (чем никогда не грешил Муссолини), и получается Эзра Паунд. Прибавляем помешательство на кельтской мифологии и культе Грааля (абсолютно чуждое итальянскому фашизму), и перед нами один из наиболее уважаемых фашистских гуру – Юлиус Эвола.
Чтобы преодолеть этот разброд, по-моему, следует вычленить список типических характеристик Вечного Фашизма (ур-фашизма); вообще-то достаточно наличия даже одной из них, чтобы начинала конденсироваться фашистская туманность.
1. Первой характеристикой ур-фашизма является культ традиции. Традиционализм старее фашизма. Он выступает доминантой контрреволюционной католической мысли после Французской революции, но зародился он в поздний эллинистический период как реакция на рационализм классической Греции.
В средиземноморском бассейне народы разных религий (все они с равной толерантностью были допускаемы в римский Пантеон) искали откровения, явленного на заре истории человечества. Это откровение испокон веков таилось под покровом языков, чей смысл утратился. Откровение было вверено египетским иероглифам, кельтским рунам, а также священным, доселе не прояснённым памятникам азиатских религий.
Эта новая культура неизбежно оказывалась синкретичной. Синкретизм – это не просто, как указывают словари, сочетание разноформных верований и практик. Здесь основа сочетаемости – прежде всего пренебрежение к противоречиям. Исходя из подобной логики, все первородные откровения содержат зародыш истины, а если они разноречивы или вообще несовместимы, это не имеет значения, потому что аллегорически всё равно они все восходят к некоей исконной истине.
Из этого вытекает, что нет места развитию знания. Истина уже провозглашена раз и навсегда; остаётся только истолковывать её тёмные словеса. Достаточно посмотреть «обоймы» любых фашистских культур: в них входят только мыслители-традиционалисты. Немецко-фашистский гнозис питался из традиционалистских, синкретистских, оккультных источников. Наиважнейший теоретический источник новых итальянских правых, Юлиус Эвола, смешивает Грааль с «Протоколами Сионских мудрецов», алхимию со Священной Римской империей. Сам тот факт, что в целях обогащения кругозора часть итальянских правых сейчас расширила обойму, включив в неё Де Местра (4), Генона (5) и Грамши, является блистательной демонстрацией синкретизма.
(4) Имеется в виду франц. писатель Жозеф де Местр (1753–1821), автор сочинения «О Папе» (1819)–одного из ключевых текстов католицизма.
(5) Генон, Рене (1886–1951) – франц. литератор-мистик, автор компилятивных сочинений («Кризис современного мира», 1921 и др.).
Поройтесь в американском книжном магазине на стеллажах под табличкой «New Age». Вы увидите в куче мистической белиберды даже и св. Августина, который, насколько мне известно, фашистом не был.
Вот сам по себе принцип валить в кучу Августина и Стоунхендж – это и есть симптом ур-фашизма.
2. Традиционализм неизбежно ведёт к неприятию модернизма. Как итальянские фашисты, так и немецкие нацисты вроде бы обожали технику, в то время как традиционалистские мыслители обычно технику клеймили, видя в ней отрицание традиционных духовных ценностей. Но, по сути дела, нацизм наслаждался лишь внешним аспектом своей индустриализации. В глубине его идеологии главенствовала теория Blut und Boden – "Крови и почвы". Отрицание современного мира проводилось под соусом отрицания капиталистической современности. Это, по существу, отрицание духа 1789 года (а также, разумеется, 1776-го) – духа Просвещения. Век Рационализма видится как начало современного разврата. Поэтому ур-фашизм может быть определён как иррационализм.
3. Иррационализм крепко связан с культом действия ради действия. Действование прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание – немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения. Тут всё: и высказывание Геббельса «Когда я слышу слово “культура”, я хватаюсь за пистолет», и милые общие места насчёт интеллектуальных размазней, яйцеголовых интеллигентов, радикал-снобизма и университетов – рассадников коммунистической заразы. Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру всегда сигнализирует присутствие ур-фашизма. Официальные фашистские мыслители в основном занимались тем, что обвиняли современную им культуру и либеральную интеллигенцию в отходе от вековечных ценностей.
4. Никакая форма синкретизма не может вынести критики. Критический подход оперирует дистинкциями, дистинкции же являются атрибутом современности. В современной культуре научное сообщество уважает несогласие, как основу развития науки. В глазах ур-фашизма несогласие есть предательство.
5. Несогласие – это ещё и знак инакости. Ур-фашизм растёт и ищет консенсусов, эксплуатируя прирождённую боязнь инородного. Первейшие лозунги фашистоидного или пре-фашистоидного движения направлены против инородцев. Ур-фашизм, таким образом, по определению замешан на расизме.
6. Ур-фашизм рождается из индивидуальной или социальной фрустрации. Поэтому все исторические фашизмы опирались на фрустрированные средние классы, пострадавшие от какого-либо экономического либо политического кризиса и испытывающие страх перед угрозой со стороны раздражённых низов. В наше время, когда прежние «пролетарии» превращаются в мелкую буржуазию, а люмпен из политической жизни самоустраняется, фашизм найдёт в этом новом большинстве превосходную аудиторию.
7. Тем, кто вообще социально обездолен, ур-фашизм говорит, что единственным залогом их привилегий является факт рождения в определённой стране. Так выковывается национализм. К тому же единственное, что может сплотить нацию, – это враги. Поэтому в основе ур-фашистской психологии заложена одержимость идеей заговора, по возможности международного. Сочлены должны ощущать себя осаждёнными. Лучший способ сосредоточить аудиторию на заговоре – использовать пружины ксенофобии. Однако годится и заговор внутренний, для этого хорошо подходят евреи, потому что они одновременно как бы внутри и как бы вне. Последний американский образчик помешательства на заговоре – книга «Новый мировой порядок» Пэта Робертсона.
8. Сочлены должны чувствовать себя оскорблёнными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой. Когда я был маленьким, мне внушали, что англичане – «нация пятиразового питания». Англичане питаются интенсивнее, чем бедные, но честные итальянцы. Богаты ещё евреи, к тому же они помогают своим, имеют тайную сеть взаимопомощи. Это с одной стороны; в то же время сочлены убеждены, что сумеют одолеть любого врага. Так, благодаря колебанию риторических струн, враги рисуются в одно и то же время как и чересчур сильные, и чересчур слабые. По этой причине фашизмы обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника.
9. Для ур-фашизма нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы. Раз так, пацифизм однозначен братанию с врагом. Пацифизм предосудителен, поскольку жизнь есть вечная борьба. В то же время имеется и комплекс Страшного суда. Поскольку враг должен быть – и будет – уничтожен, значит, состоится последний бой, в результате которого данное движение приобретёт полный контроль над миром. В свете подобного «тотального решения» предполагается наступление эры всеобщего мира, Золотого века.
Однако это противодействует тезису о перманентной войне, и ещё ни одному фашистскому лидеру не удалось разрешить образующееся противоречие.
10. Для всех реакционных идеологий типичен элитаризм, в силу его глубинной аристократичности. В ходе истории все аристократические и милитаристские элитаризмы держались на презрении к слабому.
Ур-фашизм исповедует популистский элитаризм. Рядовые граждане составляют собой наилучший народ на свете. Партия составляется из наилучших рядовых граждан. Рядовой гражданин может (либо обязан) сделаться членом партии.
Однако не может быть патрициев без плебеев. Вождь, который знает, что получил власть не через делегирование, а захватил силой, понимает также, что сила его основывается на слабости массы, и эта масса слаба настолько, чтобы нуждаться в Погонщике и заслуживать его.
Поэтому в таких обществах, организованных иерархически (по милитаристской модели), каждый отдельный вождь презирает, с одной стороны, вышестоящих, а с другой – подчинённых.
Тем самым укрепляется массовый элитаризм.
11. Всякого и каждого воспитывают, чтобы он стал героем. В мифах герой воплощает собой редкое, экстраординарное существо; однако в идеологии ур-фашизма героизм – это норма. Культ героизма непосредственно связан с культом смерти. Не случайно девизом фалангистов было: Viva la muerte! Нормальным людям говорят, что смерть огорчительна, но надо будет встретить её с достоинством. Верующим людям говорят, что смерть есть страдательный метод достижения сверхъестественного блаженства. Герой же ур-фашизма алчет смерти, предуказанной ему в качестве наилучшей компенсации за героическую жизнь. Герою ур-фашизма умереть невтерпёж. В героическом нетерпении, заметим в скобках, ему гораздо чаще случается умерщвлять других.
12. Поскольку как перманентная война, так и героизм – довольно трудные игры, ур-фашизм переносит своё стремление к власти на половую сферу. На этом основан культ мужественности (то есть пренебрежение к женщине и беспощадное преследование любых неконформистских сексуальных привычек: от целомудрия до гомосексуализма). Поскольку и пол – это довольно трудная игра, герой ур-фашизма играется с пистолетом, то есть эрзацем фаллоса. Постоянные военные игры имеют своей подоплёкой неизбывную invidia penis.
13. Ур-фашизм строится на качественном (квалитативном) популизме. В условиях демократии граждане пользуются правами личности; совокупность граждан осуществляет свои политические права только при наличии количественного (квантитативного) основания: исполняются решения большинства. В глазах ур-фашизма индивидуум прав личности не имеет, а Народ предстаёт как качество, как монолитное единство, выражающее совокупную волю. Поскольку никакое количество человеческих существ на самом деле не может иметь совокупную волю, Вождь претендует на то, чтобы представительствовать от всех. Утратив право делегировать, рядовые граждане не действуют, они только призываются – часть за целое, pars pro toto – играть роль Народа. Народ, таким образом, бытует как феномен исключительно театральный.
За примером качественного популизма необязательно обращаться к Нюрнбергскому стадиону или римской переполненной площади перед балконом Муссолини. В нашем близком будущем перспектива качественного популизма – это телевидение или электронная сеть интернет, которые способны представить эмоциональную реакцию отобранной группы граждан как «суждение народа».
Крепко стоя на своем квалитативном популизме, ур-фашизм ополчается против «прогнивших парламентских демократий». Первое, что заявил Муссолини на своей речи в итальянском парламенте, было: «Хотелось бы мне превратить эту глухую, серую залу в спортзал для моих ребяток». Он, конечно же, быстро нашёл гораздо лучшее пристанище для «своих ребяток», но парламент тем не менее разогнал.
Всякий раз, когда политик ставит под вопрос легитимность парламента, поскольку тот якобы уже не отражает «суждение народа», явственно унюхивается запашок Вечного Фашизма.
14. Ур-фашизм говорит на Новоязе. Новояз был изобретён Оруэллом в романе «1984» как официальный язык Ангсоца, Английского социализма, но элементы ур-фашизма свойственны самым различным диктатурам. И нацистские, и фашистские учебники отличались бедной лексикой и примитивным синтаксисом, желая максимально ограничить для школьника набор инструментов сложного критического мышления. Но мы должны уметь вычленять и другие формы Новояза, даже когда они имеют невинный вид популярного телевизионного ток-шоу.
Перечислив возможные архетипы ур-фашизма, закончу вот чем. Утром 27 июля 1943 года мне было сказано, что по радио объявили, что фашизм пал и Муссолини арестован и чтобы я пошёл купил газету. Я отправился к киоску и увидел, что там полно газет, но у них незнакомые названия. Затем я прочитал заголовки передовиц и осознал, что в разных газетах написаны разные вещи. Тогда я купил одну из них, наудачу, развернул и прочитал на первой странице декларацию, подписанную пятью или шестью политическими партиями, среди которых были Христианская демократическая, Коммунистическая партия, Социалистическая партия, Партия действия, Либеральная партия. До этой минуты я полагал, что на страну полагается иметь по одной партии, в частности в Италии партия называется Национальной Фашистской. И вот я обнаружил, что в моей стране одновременно имеют место несколько партий. И не только. Так как я был смышлёным подростком, я сказал себе, что никак невозможно, чтобы все эти партии учредились вот так, за одну ночь. Значит, подумал я, они существовали прежде на подпольном положении.
Декларация возвещала о конце фашистской диктатуры и восстановлении в стране свобод: свободы слова, печати, политических объединений. Эти слова – «диктатура», «свобода» – о Господи, впервые за всю жизнь я их прочёл. Благодаря этим словам я переродился в свободного западного человека.
Мы должны всегда иметь в виду, что смысл этих слов не должен снова забыться. Ур-фашизм до сих пор около нас, иногда он ходит в штатском. Было бы так удобно для всех нас, если бы кто-нибудь вылез на мировую арену и сказал: «Хочу снова открыть Освенцим, хочу, чтобы чёрные рубашки снова замаршировали на парадах на итальянских площадях». Увы, в жизни так хорошо не бывает! Ур-фашизм может представать в самых невинных видах и формах. Наш долг – выявлять его сущность и указывать на новые его формы, каждый день, в любой точке земного шара. Передам опять слово Рузвельту. «Решусь сказать, что, если бы американская демократия прекратила развиваться как живая сила, которая старается днём и ночью, мирными средствами, совершенствовать условия существования граждан нашей страны, влияние фашизма у нас бы безусловно возросло» (4 ноября 1938). Свобода и Освобождение – наша работа. Она не кончается никогда. Пусть же нашим девизом будет: так не забудем.
Умберто Эко, «Пять эссе на темы этики», Санкт-Петербург: Симпозиум, 2000, с. 49-80 [ISBN 5-89091-125-2]



Литература на стадии анализа.
Уктешбаев. Курамшин Профсоюзы и фашизм в Казахстан»
Сергей Белашов  http://proza.ru/2012/11/03/618
На всем пространстве бывшего СССР победили фашисты, т.е. мелкая буржуазия пришла к власти, захватив руководство в КПСС и реально реализовала свои розовые мелкобуржуазные мечты, утверждая их в Конституции РФ взаимоисключающими статьями о разделении властей с назначением и утверждением Президентом руководящие кадры всех властей.
Сравните действия Властей России и идеи руководства фашистов Германии и Италии.

Цитирую фашистов, утверждающих, что такое фашизм.
Это прежде всего попытка фашистов силовыми методами примирения всех антагонистических классов с единственной целью сохранения мелкобуржуазных иллюзий, что силой можно привести человека в рай.

Речь А. Гитлера, в Нюрнберге на партийном съезде НСДАП в 1933 году в преддверии принятия новой Конституции Германии
(по книге Шерера «Взлет и падение Третьего Рейха»):
"Решение большинством не предусмотрены.
Решения принимаются только ответственными лицами.
Разумеется, каждый руководитель в своем распоряжении будет иметь штат советников, но решения принима¬ются им единолично.
Только он один располагает полномочиями и правами отдавать распоряжения.
Невозможно обойтись без Парламента, однако парламентарии фактически станут давать советы.
Ни в одной из палат не будет иметь место голосование, палаты являются рабочими органами, а не орудиями голосования.
Данный принцип — абсолютное подчинение, безоговорочно слитое с полной властью, постепенно формирует элиту руководителей, создание которой в нынешних условиях, в эпоху безответственного парламентаризма совершенно немыслимо".
Бенито Муссолини «Доктрина фашизма»:
Глава 2. «Политическая и социальная доктрина»
«5.Против исторического материализма и классовой борьбы».
«Отринув исторический материализм, согласно которому люди представляются только статистами истории, появляющимися и скрывающимися на поверхности жизни, между тем как внутри движутся и работают направляющие силы,
фашизм отрицает постоянную и неизбежную классовую борьбу,
естественное порождение подобного экономического понимания истории, и, прежде всего,
он отрицает, что классовая борьба является преобладающим элементом социальных изменений…
Фашизм отрицает возможность материалистического понимания «счастья» и представляет его экономистам первой половины 18 века т.е.
он отрицает равенство… он утверждает, что неравенство неизбежно, благотворно и благодетельно для людей…».
Речь в палате депутатов 9 декабря 1928 г.
«При фашистском режиме единство всех классов, политическое, социальное и моральное единство Итальянского народа осуществляется в государстве, только в фашистском государстве».
Сергей Белашов   31.01.2013 20:40


Рецензии