Моменты страха - 1. Записки провинциалки

Страх - отрицательная эмоция
в ситуации реальной или
воображаемой опасности.
(Энциклопедический словарь).


Задержались мы в "Спортмастере". Распродажа, скидки, полно покупателей, очереди в примерочных... На Центральный рынок за продуктами попали уже к вечеру, часу в пятом. "Отовариваемся" здесь  несколько лет, обычно, сразу на неделю.  Продавцы  это любят и улыбаются, как старым знакомым.

Сыпал снежок. Начинало смеркаться. Мы заторопились. До дома - 50км. Да, и  продавцы свёртывали торговлю, начинали подсчитывать выручку.
Спешно "затарив" сумки, мы с дочкой направились к выходу и, шагнув из широких дверей на прилегающую рыночную площадь, вдруг остолбенели. Минут сорок назад, залитая светом площадь, галдела и гомонила. Множество прилавков уличной торговли пестрели горами яблок, хурмой, бананами, мешками с сухофруктами и орехами. Словно, в страшном сне,  шаг - и  мы погрузились в полутьму редко горящих фонарей, слабо освещавших пустые прилавки, обрывки бумаги и полиэтилена, упаковок  от яиц, апельсиновые и банановые корки, картонные смятые коробки.

Дикие, грязные со свалявшейся шерстью собаки, с поджатыми хвостами рыскали мимо, не обращая на нас никакого внимания. И, напротив, обросшие щетиной, с опухшими лицами, страшные в сумерках субъекты, собиравшие бутылки,копошились повсюду, мутно провожали взглядами двух
прилично одетых дам, оказавшихся в их "владениях" во внеурочное время. Две пьяных, бомжеватого  вида, тётки без единого слова, как глухонемые, отнимали друг у друга коробку с мятой хурмой...

Сознание моё отказывалось принимать эту скорую метаморфозу. Этот немыслимый переход к некоему сюрреалистическому видЕнию. Я потерялась так, что не сразу могла сориентироваться и вспомнить, где оставила машину, со страхом оглядываясь вокруг. И вдруг увидела Мишу, нашего водителя, который вышел нам навстречу и издали "семафорил" обеими руками. Ох, никогда, кажется, не были мы так рады этому весёлому парню. Оставив ему погрузку сумок в багажник, тревожно оглядываясь, мы забрались в тёплый безопасный салон и, наконец, перевели дух. Только теперь я обратила внимание, что выйдя из дверей рынка и до сих пор, мы с дочкой, скованные непонятным ужасом, не промолвили слова.

Миша рассказывал очередную уморительную  историю, как он в шестом классе занял первое  место в конкурсе балалаечников, потому что в Тамбовской области, где он жил в то время с родителями, не нашлось больше ни одного ребёнка, игравшего на балалайке, чем и вывел нас постепенно из тяжёлых впечатлений мира "теней", с которым мы только что столкнулись.
***

А как памятен мне ещё один ночной страх. Я прилетела во Львов часов в 10 вечера. Тем не менее, утра ждать в аэропорту не хотелось. Быстро сбилась компания из четырёх женщин, едущих в санатории Трускавца, и бойкий, с плутовской внешностью, парень взялся за 40 минут, как он обещал , «домчать»  нас. Конечно, согласились -  нас ведь четверо.  Заправиться ему удалось лишь на второй автозаправке. Потом пришлось менять колесо. Короче, в Трускавец мы прибыли далеко за полночь.

 Санатории  там отстоят довольно далеко друг от друга. Постепенно он развёз моих спутниц по местам и тут выяснилось, что места нахождения моего, нового, недавно отстроенного санатория он не знает .Город спал, а я с лихим этим парнем,   модно «упакованная», с чемоданом нарядов и  деньгами, как полагается для отдыха( карточек в те времена мы не знали), каталась по ночным улицам, делая вид, что мне не впервой, при этом замирая от страха и проклиная себя - почему бы утром не воспользоваться автобусом.

Наконец,  на дороге, выводящей из города,  обсаженной  платанами с огромными листьями, которые я разглядела в свете фар ,  мой водитель остановился, заглушил мотор и, закурив,расслабленно  откинулся на спинку сиденья. 
 - Ну, что делать будем?
Жаль, никто не видел моего надменного лица, когда я спокойно и высокомерно потребовала отвезти меня на автовокзал. Словно, я всю жизнь только и делала, что разъезжала на попутных машинах с «ханыгами» по ночам. Он приоткрыл стекло, рывком выбросил сигарету и завёл машину. Там на автовокзале нам и сообщили, что корпус мой находится  в самом центре города, очень удобно рядом с «Почтой» и «Телеграфом», что оказалось весьма кстати,  и я, не успев устроиться, дала домой телеграмму, как замечательно автобусом  доехала до места.
 
Дежурная вежливо назвала мне мой номер на шестом этаже, извинилась, что ночью работает только грузовой лифт, но мне было уже всё равно. Два мужика в заляпанной извёсткой робе размешивали раствор в огромном корыте и хрипло спросили  «барышню», меня, то есть, на какой мне этаж, предупредив, что на четвёртом им нужно подождать и захватить  Петьку, после чего похожий на них Петька, к нам и присоединился. Пока мы поднимались, все трое, облокотившись на лопаты, молча в упор  рассматривали меня.

Конечно,  утром  мне были смешны мои страхи, но  ужасные картины моего последнего часа и гибели  в этом корыте, после тревог нескончаемого дня,  рисовались довольно явственно.
***

Было это  в начале девяностых. Ищу хорошего зубного протезиста. Рекомендуют частника. Созваниваемся, назначает приём на 19 часов. Январь. Темно. Приезжаю по адресу. Огромная городская поликлиника. Девять этажей.  Напротив - церковь с колокольней. Неверующая, на всякий случай, крещусь. Кабинет 916 на 9 этаже. Старуха-вахтёр на входе и совершенно пустое здание, где освещены только площадки  лестничных клеток. Лифт не работает. Нет, сейчас бы - ни за что! А тогда поднимаюсь на девятый этаж, бесконечно доверяя слову "доктор". В голове рубцовское: "Куда меня,беднягу занесло? В таких местах вы сроду не бывали..." Оторопь от пустых и гулких коридоров.

Дверь в ярко-освещенный кабинет приоткрыта. Симпатичный доктор лет  сорока пяти. Знакомимся. Кажется, кроме нас в здании - никого. Усаживает в кресло и отлучается на несколько минут за препаратом. Оглядываю  кабинет в тревоге от предстоящей зубной экзекуции, от  неуютного ощущения себя в нереально пустом огромном здании... За окном совершенная ночь. И вдруг - звон! Просто оглушительный.Мне кажется - набат. Я в панике. Пожар! Конечно! Не напрасно доктора до сих пор нет.  Бросаюсь к окну - девятый этаж! Ох! Это звонят на колокольне. Почти на уровне с моим окном. Просто я никогда не слышала так близко колокольного звона.
***

И почти весёлый случай,когда я ошиблась не дверью, не автобусом, а...поездом. И опять - командировка. В этом  городке,где,наконец, я закончила дела, вечером, близко по времени, останавливались два поезда: Астрахань-Москва и Москва-Астрахань. Нужно было им в тот злополучный день встать на станции одновременно.Воистину, сюжет из школьного задачника 5 класса. В общем, села я в поезд, следующий  в обратном моему, направлении. Обнаружилось это не сразу. Я с головой погрузилась в захваченную из дома "Юность", повесть Бориса Васильева "В списках не значился", полностью отрешившись от действительности... А потом некоторое время сидела, прикрыв глаза, находясь под горьким впечатлением от прочитанного, прежде чем поинтересовалась у проводницы, когда я  буду в нашем городе. Та непонимающе воззрилась на меня:
- Девушка, мы два с половиной часа, как проехали Вашу станцию.

Собрав волю в кулак, держу лицо, но  выясняется, что первая остановка через два часа, электричка в обратном направлении завтра в 10 утра, а купить билет на пассажирский проходящий у меня нет денег. И вообще - глухая ночь. И... закапали слёзы. Сочувствуют соседи, проводница рядом присела.

Бывает же везение!  Когда я вышла на вокзале чужого города, другой скорый поезд  Москва-Алма-Ата,готовился к отправлению. С проводником-казахом наскоро перекинулась словами моя сердобольная проводница, и тот посадил меня в своё купе, засмеявшись, игриво и многозначительно подбросив на ладони юбилейный рубль, который я ему протянула. Мне стало не по себе от чуть заметного запаха спиртного.
    Но поезд  уже набирал ход.

Теперь трудно поверить, всю ночь я рассказывала немолодому проводнику "В списках не значился". Он бесконечно убегал по делам, а возвратившись, с прежним вниманием просил продолжения, порой, смахивая слезу.
 
Уже совсем рассвело, когда предстала я пред суровые очи мужа, и на вопрос, где я теперь болтаюсь по ночам,  только рукой махнула: "Завтра!"

- Господи! Неужели - Родина! Неужели - дом! Я готова была расцеловать кирпичи нашего старинного вокзала, - так рассказывала я утром на работе о своём приключении, почти не прибавляя, и сотрудники, как один, валились на столы от смеха, и каждый вновь входящий,включая начальника,просил:
- Галочка,повтори ещё раз.

Хороший у нас был коллектив. Больше 20 лет прошло,помню, с тех пор, как я должна была, в связи с обстоятельствами, перейти на другую работу, а они всё приглашали меня на свои торжества. И непременно вспоминали,  то самое, моё "возвращение на родину".
 


Рецензии
Милая Галина, читаю и оторваться не могу! В каждом произведении, порой, вижу и себя! Своей вредностью я поделилась с Вашей Мегерой. А любовью к земле и даче Вы поделились со мной, но хозяина уже нет, а близкие - далече! Нет больше и огорода, вместо него рассказ "Всё как у людей". И пишете Вы замечательно, да всё о жизни, о любви, о доброте. И везде сквозит чувство собственного достоинства. Читать Вас хочется, что я и делаю с величайшей благодарностью. Здоровья и тепла Вам. ГБ.

Галина Балдина   07.12.2020 12:24     Заявить о нарушении
Глубокий поклон и горячая благодарность новому внимательному читателю за сердечные отклики на негромкую миниатюру мою. Спасибо, дорогая Галина!

Галина Алинина   07.12.2020 18:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.