Подружки

ЛИДА

Не успела застать свою любимую, дорогую подругу живой. В день похорон долго не выносили гроб, как будто ждали меня. Кто-то сказал: «Нина приехала, можно выносить».  Я успела, приехала из другого города, спешила с автовокзала на маршрутке, и прибежала за пять минут до выноса тела. Лида, так звали мою подругу, умирала в страшных мучениях от рака, в 49 лет. А я ничего не знала о болезни. Писем писать она не любила, телефона не было. Только приглашала на свадьбу дочери. А я нашла тысячу причин, чтобы не поехать. До сих пор сожалею об этом.

Мы с Лидой познакомились на производстве, куда я пришла после окончания технического училища в качестве аппаратчика. Мы с ней работали на одном технологическом узле в одной смене. Накануне первого рабочего дня я, возвращаясь от старшего брата. Стояла на автобусной остановке и наблюдала за белокурой девушкой. Невольно залюбовалась ее задумчивым взглядом, светлыми распущенными до плеч волосами, вздернутым носиком. На ней было красное платье и белые туфли. Туфли были старенькие, и я подумала, что девушка трудно живет, но старается выглядеть привлекательно. Позже выяснилось, что и на меня она обратила внимание. Когда мы  с ней встретилась на работе, она оказалась такой простой и милой, что расположила к себе с первой минуты. Мы нашли друг в друге тех людей, которые могут выслушать, искренне посочувствовать и порадоваться.  18 лет, а у тебя уже куча проблем, беда на беде. Такая подруга была просто необходима.
 
Так как мы были всего две девушки в смене, к нам повалили женихи. Благо смена была мужская, ребята молодые, всем пора было жениться. У Лиды уже был жених, за которого она собиралась выйти замуж. Мы выбирали жениха для меня. Выбрали моего будущего мужа, который выигрывал тем, что был высоким, красивым, провожал меня с вечерней смены, и еще он любил меня.  У нас образовалась компания, которая была вместе и в праздники, и в будни, и на работе и после работы.
 
Мы доверяли с Лидой  друг  другу все секреты о настоящем, прошлом и будущем. Знали все от рождения обо всей семье каждого и заочно любили их. Полгода мы встречались со своими женихами, пришло время свадеб. У Лиды свадьба была в Новый 1968 год.

 В ее семье было все не просто. Ее мама умерла, когда Лида была еще маленькой. Их у отца осталось трое детей. К тому же отец для Лиды тоже был не родным. Отчим женился на женщине, которая и воспитала их троих, родив им еще одного братишку. Между тем справили Лиде свадьбу и поселили в комнате мачехи. Вскоре мы тоже поженились. Почти одновременно забеременели и родили детей с разницей в две недели. Наша компания увеличилась на одного мальчика и одну девочку. Когда мы были в декретном отпуске, неделю не могли прожить друг без друга, приходили в гости. Дети росли,  мы ходили с ними в парк, в цирк, в зоопарк, на пляж, в лес. В общем, нам было хорошо друг с другом. Помню все праздники, которые мы отмечали вместе. Молодые, возьмем детей на руки и танцуем.

И у нас и у них были проблемы с жильем. Мачеха Лиду выселила из своей комнаты, ушла от отца. Лида вернулась в родительский частный дом, где жили еще брат, сестра и отец. Правда вскоре дом снесли и всем им дали квартиры. А нам пришлось уехать в другой город. Но это было позже. У меня был сложный период в жизни, когда я училась в университете на вечернем отделении. Когда я забегала к ней прислониться душой, она меня старалась по вкуснее накормить, понимая, что мне некогда готовить. Выслушает, посочувствует, поплачет вместе со мной. Иногда нужно было просто, чтобы тебя выслушали. Я никогда не забуду ее моральную поддержку, ее приют и заботу, просто человеческое участие в то время. У меня нет сестры, Лида была ближе сестры.

Когда я приезжала к моим родным, в первую очередь бежала к Лиде, рассказывала ей все свои новости, она рассказывала мне свои. Помню, как мы с ней переживали ее развод с  мужем. Лида его очень любила, и это событие для нее было тяжелым ударом. Он ушел к другой женщине, которая жила неподалеку от них. Муж приходил к детям, помогал семье, но разлюбил Лиду. Нам было не понятно, как можно разлюбить такую замечательную женщину. Она была и хозяйкой хорошей, и заботливой матерью и любящей женой. Когда Лида заболела, дети были уже взрослыми, ухаживали за своей мамочкой. А я не почувствовала беду.
 
Вот ведь как. Время и расстояние притупляют отношения. Иногда где-нибудь на отдыхе познакомишься с человеком, подружишься с ним, будто всю жизнь знал его, потом долго общаешься, теперь есть телефон. В жизни было много еще друзей. Но друзья детства, юности даются Богом.

Теперь я приезжаю, раз в год на могилу родителей и всегда захожу на могилку моей подруги Лиды. Постою, поговорю с ней мысленно, цветы положу на могилку и пойду тихонько.

На похоронах я узнала, скольким людям Лида помогла не только добрым словом, а и участием в сложных жизненных проблемах. Кого-то приютила с детьми, когда у той муж уходил в запой. Взяла к себе жить девчонку с маленьким ребенком, которую отец выгнал из дому. Старенькую мать своего бывшего мужа забрала к себе и ухаживала за ней, так как новая жена мужа не захотела . Люди платили Лиде любовью и добром.

Вот такой была моя подруга Лида. С золотым сердцем.


ТАТЬЯНА

Мы с ней учились в одном классе. Она была худенькой, бледной девочкой с длинной косой и голубыми глазами. Училась слабенько. Не могла запомнить текст, писала с ошибками, а по математике вообще ничего не понимала. Не помню, в каком классе я стала заниматься с ней, как с отстающей ученицей. Я была председателем совета отряда, активной пионеркой и старалась помочь всем двоечникам. Мне было очень жалко таких учеников. Она стала приходить ко мне домой, и мы с ней вместе делали уроки. Я ей старалась объяснить решение задач. Она плохо соображала. Даже географию и историю читала по нескольку раз, а рассказать на уроке не могла. На контрольных по математике я проверяла ее работу. Так она, переписывая, все равно делала ошибки. До девятого класса кое-как мы дотянули. А в девятом классе ее оставили на второй год. Каким- то чудом она проучилась в десятом классе и сдала экзамены .
 
Но, несмотря на сложности с учебой, Татьяна была моей подружкой. Мы с ней гуляли, она могла слушать меня, сочувствовать, сопереживать. Я была влюблена в мальчика из нашего класса и рассказывала о своих любовных переживаниях Татьяне. Она тоже, как и я любила любоваться небом, облаками, цветами. Помню, мы с ней отдыхали на турбазе на Волге. Уйдем в поле ржаное, ляжем на землю,  смотрим на облака и мечтаем, или просто молчим, и каждый думает о своем. Мы любили вместе молчать, сидя на берегу реки и любуясь ее течением. Каждый день мы приходили смотреть на закат солнца. Нам нравилось плавать по солнечной дорожке на воде. Мы вместе испытывали неописуемый восторг от красоты, наполнявшей нас обеих. Нам по 15 лет и мы влюблены в этот прекрасный мир и у нас была одна тайна на двоих – это моя любовь к мальчику из нашего класса, который даже не подозревал об этой любви. Хотя он первый писал мне записки про любовь в 6 и 7 классе. А я была еще глупой в этом вопросе и стукала книжкой его по голове. А он ведь и цветочки приносил и на свидание приглашал. Мы и жили с ним неподалеку друг от друга. Он приходил в наш двор к мальчишкам из нашего класса.

Позже Татьяна мне призналась, что влюблена в мальчика, сына друзей ее родителей. Она даже плакала по ночам от любви к нему, писала стихи о любви. Но боялась признаться даже мне, своей подружке.
 
Татьяна, когда оторвалась немного от меня, стала совсем другой. Жизнь разделила нас. После школы моя жизнь пошла совсем не так, как я мечтала. Трагедия за трагедией. Смерть отца, неудача с поступлением в институт, неудачное знакомство с нехорошим парнем, тяжелая болезнь. Татьяна всегда была рядом в трудную минуту. Поддерживала, как могла, хотя я уже не все могла ей рассказывать. Переживала уже в одиночку.
 
Татьяна тоже очень изменилась, даже волосы выкрасила в рыжий цвет, стала делать прическу из своих шикарных волос. Приоделась модно. До этого она, как и я ходила в ситцевых платьишках, которые шила сама. Ей хотелось быть во всем похожей на меня. Мы с ней как две простые ромашки были очень скромными, не красились, не наряжались.  Я со стрижечкой, она с косичкой.

Но был один случай, о котором я хочу рассказать. Как то Татьяна пригласила меня на праздник в компанию своего брата. Ребята и девчата были немного старше нас. Среди нарядных, накрашенных девиц я была серенькой мышкой. Сидела в сторонке и наблюдала за весельем. На этой вечеринке был Татьянина первая любовь. Он тоже сидел и скучал. Ему явно не нравился шум и вульгарные девицы. Он мне предложил уйти оттуда. Мы ушли. Вся ночь была нашей. Мы гуляли по нашему парку и разговаривали. Он оказался интересным собеседником, тоже не молчала, рассказывала уму разные истории, читала стихи и даже пела. Он влюбился в меня с первого взгляда. Мы с ним стали встречаться. Но это уже другая история обо мне.
А что же Татьяна? Она все еще любила его и была рада, что ее любимый попал в хорошие руки. Не завидовала, а тихо радовалась. Но у нас ничего не получилось. Я его не любила и честно сказала ему об этом. Чем огорчила и хорошего парня и Татьяну. За все поплатилась в дальнейшем по полной программе.

После школы Татьяна тоже поступила учиться в то же училище, в котором училась и я. У нее появились совсем другие подружки. Она расцвела и стала очень красивой девушкой. Конечно, когда она увидела меня в спецодежде на рабочем месте химзавода, была в шоке. Она быстро ушла из училища, и мать ее устроила в торговлю.
Вскоре я вышла замуж, родился ребенок. Татьяна плакала на моей свадьбе, что я бросила ее, что мой муж ей не нравился, что не она была моей свидетельницей в загсе. Мы прощались с нашей юностью.
 
Конечно, мы встречались, но каждый жил уже своей жизнью. Татьяна вышла замуж за хорошего парня, умного, красивого, образованного. Родила сына, потом еще дочь. Получила высшее образование, окончив институт советской торговли. Работала всю жизнь в бухгалтерии.
Но и ее не обошли стороной несчастья. Умер муж в 40 лет. Она воспитывала детей одна. Были у нее ухажеры, но замуж она так и не вышла больше. Она по-прежнему хороша собой, ходит на лыжах, в бассейн, в спортзал. Мы с ней изредка звоним друг другу. Сообщаем о новостях в наших жизнях.


Рецензии