Последняя ночь

Действующие лица:
Он
Она
Темнота

Комната, в ней: кровать, два стула, пустой журнальный стол, напольный кованый подсвечник на дюжину свечей. Шторы задернуты, за окнами сумерки. Бельё на кровати холодное, шёлковое, светлое — это видно по матовым бликам от оконных отсветов; кровать застелена небрежно, простыня в некоторых местах свисает до пола. В углу у окна лежит большой прямоугольный чемодан; он не застёгнут, крышка открыта и лежит на полу.

На кровати лежат Он и Она. Вокруг — Темнота.

Темнота: еле слышно напевает что-то на манер колыбельной.

Он: Что это?

Она: (помолчав) Там, наверху, качают ребенка.

Он: А по-моему, там ещё вчера вовсю шел ремонт. (Помолчав.) Вещи все собрала?

Она: Нет. Слишком много, встану пораньше, чтобы закончить утром.

Он: (усмехнувшись) Ну, естественно, вся квартира забита твоими шмотками. Покупаешь, покупаешь… Непонятно, куда это всё девать. Сколько раз тебе говорил…

Она: (повернувшись на бок, спиной к Нему, улыбаясь) Это я сколько раз тебе говорила — нет никакой разницы между духовным и материальным… (Бормоча:) Если, конечно, материальное попадает в правильные, духовно ориентированные руки…

Он: Это почему же нет разницы?

Она: (неожиданно твёрдым голосом) Потому что — что наверху, то и внизу. Что внутри, то и снаружи. Потому, что в человеке две стороны — душа и тело. Нет, вообще-то три — есть ведь ещё дух… Но это всё равно бестелесное, неизъяснимое и — незыблемое. И отделить одно от другого нельзя — иначе человек просто перестаёт существовать. Нельзя жить без души — хотя бы самой мелкой, никчёмной душонки… Но и без тела душа, дух не существуют. Вопрос только в том, насколько велик разрыв между телом и духом. Чем ближе тело ко всему бестелесному, тем человек выше. Чем ближе душа к материальному — тем приземлённее личность… Всё дело в соотношении…

Он: (нетерпеливо) Ну, а к твоим-то бесконечным шмоткам всё это какое имеет отношение?

Она: (так же твёрдо) Самое прямое. Вещи нужны ровно настолько, насколько они помогают человеку выказать миру свою внутреннюю сущность…

Он: (оживляясь) Ну, а мир-то разве не в курсе, кто перед ним?

Она: (помолчав) Бог в курсе. А мир — нет…

Он: А зачем показывать миру, кто ты? Чтобы быть лучше? Тогда это гордыня…

Она: Если сравнивать себя с другими и отчаянно пытаться быть лучше — это гордыня. А если сравнивать себя с самим собой и стремиться быть лучше себя — это значит, человек выполняет своё предназначение. Ну, ты же помнишь, у Чехова: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… Мы спорим с тобой сейчас о том, что уже давно доказано.

Он: (равнодушно) Не знаю, что там и кем доказано. Я не верю в чужие мнения.

Темнота: Уу-уууу-уу…

Она: Что это?

Он: Ветер. Ты посмотри только, какая метель…

Она: (вздрогнув) Страшно…

Он: Иди ко мне.

Темнота: Уууу-ууу-уу…
 
Он: (поворачивается к ней, обнимает её сзади за спину, чуть приподнимает другой рукой её волосы на затылке и слегка целует в шею, потом отстраняется) От тебя водкой пахнет.

Она: Я пила водку.

Он: И тобой…

Она: Потому что это я.

Темнота: (шёпотом) Только бы ночь никогда не кончалась… Только бы ночь никогда не кончалась… Только бы ночь…

Он: (встревоженно) Ты чего там шепчешь?

Она: Да так… Что-то вроде мантр. Прошу ночь, чтобы она длилась вечно.

Он: (печально) Не хочешь уезжать?

Она: (помолчав) Не хочу.
 
Он: Ты удивительная женщина. (Вздохнув, нервно отбрасывает угол простыни ногой.) Даже не знаю, что ещё мне нужно сделать, чтобы ты захотела меня оставить…

Она: Наверное, уже ничего. Я слишком долго училась с благодарностью принимать всё, что бы ни преподносила мне жизнь… И теперь я просто не умею по-другому. Мне всегда кажется преступлением сетовать на судьбу… И я всегда уверена, что могу что-то ещё предпринять, чтобы всё исправить.

Он: В этом и заключается твоя ошибка.

Она: (с иронией) Судя по всему, ты прав. (Помолчав.) Удивительно, правда? Что бы ты ни делал с моей жизнью, этого всегда будет мало для того, чтобы я сказала: «Оставь наконец в покое мою жизнь…» Вечный кайф, пресловутый перпетуум мобиле! Но неужели тебе хотя бы немного не льстит то, что у тебя со мной карт-бланш?

Он: Нет. Меня это мучает.

Она: А как насчёт того, что я могу простить тебе всё, что бы ты ни сделал?

Он: Это мой крест. Ты всегда была слишком хороша для того, чтобы тебя оставить… Но и чересчур идеальна для того, чтобы остаться с тобой. Парадокс…

Она: Ночью всё настолько проще…

Он: По-моему, наоборот. Говорят же: утро вечера мудренее… Мне, например, сейчас не так уж и просто.

Она: Это злые люди так говорят. Утром всегда тяжелее. Утро слишком реалистично… В темноте всё не так однозначно, потому что есть только ты и только я. А едва рассветёт, вокруг нас вырастет целая толпа… Друзья, знакомые… Родственники… Телефонные звонки, выпуски новостей, никогда не умолкающий интернет, сводки погоды, расписания самолётов и поездов… Чужие мнения, зависть, ревность, ожидание, тоска…

Он: Перестань. (Глубоко вздохнув.) Попробуй уснуть.

Она: Первым засыпает всегда тот, кому больше всё равно.

Он: Вот и пускай сегодня это будешь ты.

Она: (улыбнувшись) Ну, уж нет. Иначе получится, что всё равно обоим…

Он: Может, так наконец и должно быть? Чтобы обоим стало проще…

Она: У нас и так всё проще некуда.

Он: Ладно, возьми себя в руки. Всё наладится.

Она: Я себя не в руки — в ежовые рукавицы взяла. (Оживляясь:) Знаешь… Того, кто не желает сам учиться любить, будет учить жизнь — но уже безо всякой жалости.

Он: (чуть насмешливо) Это ты про меня сейчас?

Она: (серьёзно) Нет, про себя. Но я готова учиться…

Он: Не знаю, кто умеет тогда любить, если ты не умеешь. Ты так меня любишь…

Она: …правильно, а ты меня кидаешь. Выгоняешь, избавляешься, изымаешь из своей жизни… Подобное порождает подобное. Любовь порождает любовь — а моя породила только неблагодарность. Значит, это была не любовь, а что-то иное.

Он: Грустно мне это слышать. Значит, ты меня тоже не любила…

Она: (усмехаясь) Возьми и ты себя в руки.

Он: (после некоторого молчания) Я сильно тебя обидел?

Она: (после небольшого молчания, задумчиво) Небесная инспекция безопасности дорожного движения строго штрафует тех, кто въехал под моральный кирпич и оказался виновником ДТП на чужом жизненном пути…

Он: (приподнявшись на локте, удивлённо) Чего?..

Она: Не выезжай на встречку, милый. И если ты всё ещё хочешь меня потерять — просто встань пораньше и приготовь мне крепкого кофе.

Он: (улыбаясь) Знаешь, иногда мне кажется, что выхода нет…

Она: А ты вспомни метро — надпись «Выхода нет» там всегда располагается непосредственно над выходом.

Он: (опускаясь обратно, вздыхая) Ты — удивительная женщина.

Она: (улыбаясь) Светает… Так кофе будет или нет?

Темнота рассеивается.

Он и Она лежат, обнявшись.

09/01/2012


Рецензии