Забытое сражение у Калуги в мае 1512 года

Со времени «Стояния на Угре» (1) 1480 г. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. В честь этого события в Москве была возведена Спасская башня Кремля.

5 февраля 1494 г. в Москве состоялось подписание «Договора о вечном между Литвой и Россией мире и дружбе и о промене городов», ставшее итогом войны 1492-1493 годов, в которой Иван III (2) действовал в союзе с крымским ханом Менгли-Гиреем (3).
 
Договор впервые после более чем двухсотлетних успехов Литвы, начавшихся после разгрома Руси монголами, фиксировал перелом в русско-литовских отношениях. Московскому государству отходили территории с городами: Вязьма, Алексин, Белёв, Козельск, Мещера, Одоев и ряда других городов. Кроме этого Литва также признавала принятый уже в Московии титул Ивана III – Государь всея Руси. Для той эпохи это считалось чрезвычайно важным событием, так как у литовцев были не меньшие основания именовать себя Русью. Литва была славянской державой, отстоявшей свою независимость от монголо-татар, где русское население составляло 80%, а православие до определённого времени пользовалось равными правами с католичеством. В то же время в Московском государстве процентное соотношение русского населения, вследствие географического положения и почти 250-летней татарской зависимости, было значительно меньше.
 
К концу XV века объективно сложились две восточноевропейские державы, которые с равным основанием могли именовать себя Русью. Это Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское или сокращённо – Литовское, и Великое княжество Московское. Граница между ними проходила по рекам Угре и Оке через город Калугу. Возросшая мощь Московского государства способствовала усилению соперничества за лидерство на русских землях между родами Рюриковичей и Ягеллонов, сменивших после смерти Витовта династию Гедеминовичей. «Вечный» мир продержался всего 6 лет, после чего началась новая русско-литовская война, закончившаяся в 1503 г. заключением очередного перемирия, по которому Иван III удержал за собой новые территориальные приобретения: Чернигов, Стародуб, Новгород-Северский, Путивль, Рыльск и 14 других городов. Вскоре после этого Иван III Васильевич скончался…

Князь Симеон Калужский (4) в завещании своего отца, написанного в присутст-вии знатнейших бояр, князей и духовника архимандрита Митрофана, упоминался в качестве подданного своего старшего брата Василия (5). Иоанн дал Симеону в отчину пограничные с Литвой территории с городами Бежецкий Верх, Калуга и Козельск  с волостями, с путями, с сёлами и со всеми пошлинами.

Судя потому, что Иоанн, надо полагать, оставил своим младшим сыновьям приблизительно равные наследственные отчины частных владельцев (а не князей владетельных – И.Г.): Юрию – Дмитров, Звенигород, Кашин, Рузу, Брянск и Серпейск; Дмитрию – Углич, Хлепень, Рогачев, Зубцов, Опоки, Мещовск, Опаков и Мологу; Андрею – Верею, Вышегород, Алексин, Любутск, Старицу, Холм и Новый Городок, то отчина Симеона визуально кажется достаточно скромной. Из этого можно предположить, что «визуальная скромность» отчины Симеона компенсировалась стратегическим и экономическим значением города-крепости на полноводной в то время р. Оке – Калуги с волостями и значимых городов с обширными волостями и торговыми путями Козельска и Бежецкого Верха.

Начало XVI века отличалось очередным всплеском напряжённости за право на Русское государство. На русский престол после смерти своего отца взошёл Василий III Иванович. В Крыму, прежний преданный союзник Московского государства, престарелый хан Менгли-Гирей ослабел духом и уже зависел от своих легкомысленных сыновей, которые не хотели следовать сложившейся системы в политике, а действовали только по единственным приманкам грабежа и корыстолюбия. Все ждали смерти Менгли-Гирея, льстили царевичам и хватали как можно более золота.

Из трудов Н.М. Карамзина следует, что этими обстоятельствами, воспользовался Сигизмунд для разрушения важного для Московского государства продолжительного союза с Тавридой. Литва обязалась давать ежегодно Менгли-Гирею 15 000 червонцев с условием, чтобы он, изменив своим клятвам, без всякого неудовольствия на Россию, объявил ей войну, то есть жёг и грабил в её пределах. «Сей тайный договор исполнился немедленно: в мае 1512 года сыновья хановы, Ахмат и Бурнаш-Гиреи, со многолюдными шайками ворвались в области Белев-ские, Одоевские: злодействовали как разбойники и бежали, узнав, что князь Даниил Щеня спешит их встретить в поле. Хотя государь совсем не ожидал впадения крымцев, однако ж не имел нужды в долгих приготовлениях: со времён его отца Россия уже никогда не была безоружною; никогда все полки не распускались, сменяясь только одни с другими в действительной службе. За Даниилом Щенею выступили и многие иные воеводы к границам».
О набеге сыновей хана Менгли-Гирея, Ахмата и Бурнаша упоминает в своих работах и С.М. Соловьёв: «В мае месяце двое сыновей Менгли-Гиреевых с многочисленными толпами напали на украйну, на Белев, Одоев, Воротынск, Алексин, повоевали, взяли пленных. Великий князь выслал против них воевод; но татары отступили с большою добычею, а воеводы за ними не пошли».

Следует отметить, что в представленных упоминаниях о набеге сыновей Менгли-Гирея на Русь в мае 1512 г. ничего не говорится о последовательности маршрута движения татарского нашествия, его конечной цели и причинах столь поспешного выхода их из русских пределов. Надо думать, что только слухи о движении из Москвы князя Даниила Щени с другими воеводами им на встречу не могли обратить в столь поспешное бегство этих храбрых и алчных воинов, коими являлись крымские татары. Кроме этого оба исследователя дают разную информацию о территории, подвергшейся набегу агарян (6).

Предположительную причину бегства агарян из Московского государства можно найти в сохранившемся до наших дней памятнике русской письменности «Сказание о чудесах святого и праведного Христа ради юродивого Лаврентия» (Сказание посвящено блаженному Лаврентию Калужскому чудотворцу. В настоящее время известно девять списков Сказания, которые хранятся в рукописных отделах библиотек и музеев Москвы, Санкт-Петербурга и Твери. Списки датируются временем от середины XVII до середины XIX века. Более ранние рукописи неизвестны – И.Г.), созданного на основе народной устной традиции в середине XVII века, то есть спустя около150 лет после смерти Лаврентия Калужского 10 августа 1515 г. Вследствие этого реальные факты в устной интерпретации событий могли быть искажены и не могут вызывать полного доверия.

Тем не менее, в исследовательской литературе укрепилось мнение, что Калуга в период правления князя Симеона сильно окрепла и, как видно из летописей (включая записку Лаврентьевского монастыря – И.Г.), успешно смогла отразить нападение крымских татар: «В лето 7020 нападоша на град Агаряны, против которых вышел Князь Семен   Иоаннович Калужский с своими гражданами. Праведный Лаврентий, в дому его бывший, внезапу возопи гласом велиим: дадите ми секиру острую; нападоша псы на Князя Симеона, да обороню от псов его, и взем отыде. Князю же Симеону бившуся с Агаряны с Насады на Оке, Агарянам же во множестве обступившим Князя, внезапу обретеся на Насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все воинство ободрив реки си: не бойтеся, и в тот час победи Князь и прогна их, а праведный Лаврентий обретеся паки в дому Княжеском, аки юродствуя и говоря: обороних от псов Князя Симеона. Князь возвратився от брани поведа бывшее, како явися праведный и его укреплением и помощию победил врагов нашедших на город Калугу».

Объединение полученной информации позволяет поновому взглянуть на рассматриваемое событие, выявить новый тактический способ ведения боя калужан, восстановить историческую справедливость.
 
Так в мае 1512 г. большая крымская орда (агарян) под предводительством двух сыновей хана Менгли-Гирея - Бурнаша и Ахмата - опустошила окрестности Белёва, Одоева, Алексина, Воротынска и подступила с юга к важному торговому и ремесленному городу-крепости на Оке Калуге, разорив которую, затем, вероятно, намеревались идти на Москву (?). На эту возможную цель движения указывает то обстоятельство, что все ранее разграбленные города располагались на правом берегу полноводной реки Оки. Решиться же на переправу, сопряжённую с определёнными трудностями, сыновья Менгли-Гирея могли только при наличии веских причин, тем более, имея уже «большую добычу» и «пленных».

Положение калужан было критическое, так как, построенная литовцами около 1260 г. (Дата основания Калуги в 1260 г. документально не подтверждена. Официальной датой первого упоминания крепости Калуга на Оке считается 1371 г. – год присоединения давно существующей литовской крепости к Московскому государству – И.Г.) древняя крепость в устье речки Калужки уже не действовала и была необитаема, а крепость на речке Ячейке – «Симеоново городище» стояла в стороне и была ещё не достроена. Князь Симеон с калужанами решили не допустить татар на левый берег Оки и бить их на переправе. Многочисленная татарская конница ринулась вплавь по Оке, а против них вышел князь Симеон Калужский со своим воинством. Калужане пошли им наперерез в больших лодках насадах (7), стоявших на Калужском берегу. Произошла жестокая сеча на воде. Князь Симеон, имея значительно меньшую по численности пешую дружину калужан, применил новый тактический приём ведения сражения. Он учёл, что грозная и маневренная на суше татарская конница была наиболее уязвима в воде, так как всадник был вынужден плыть, держась за холку или хвост коня. В этот момент всадник не может прикрыть себя щитом или эффективно действовать оружием. Многие степняки вообще не умели плавать.

Симеон лишил противника его главного преимущества. Калужская рать то-пила плывших татар, но татары лезли на насады, и в лодках завязывались ожесточенные схватки. В самый разгар сражения, когда татары начали теснить калужан и «во множестве обступили князя», праведный Лаврентий, бывший в его доме в «Симеоновом городище», внезапно возопил громким гласом: «Дайте мне мою секиру острую; напали псы на князя Симеона, да обороню его от псов» - и, взяв её, побежал быстро...

Дальнейшие события не имеют в настоящее время научного объяснения (сегодня его назвали бы – телепортацией – И.Г.), но вдруг внезапно на судно явился юродивый Христа ради Лаврентий, укрепляя князя и всё воинство, ободрил, говоря: «не бойтесь», и «в тот же час победил князь и прогнал врагов, а праведный Лаврентий явился опять в дому княжеском».

Жестокое поражение от небольшой дружины калужан в «сече на водах Оки» и «чудесное явление» в разгар сражения праведного Лаврентия с секирой, известие о приближении московского войска во главе с князем Даниилом Щеней и необходимость спасти награбленное с большим полоном вынудило агарян принять решение о выходе за пределы Руси. Татары отступили и умчались на своих небольших, но резвых лошадях к югу.

С этого времени крымский хан Менгли-Гирей, оказавший великую пользу в обретении Московским государством независимости и бывший союзником в во-енных конфликтах с Литвой, стал врагом Руси и, по словам Василия III, «счастливый для нас союз, дело Иоанновой мудрости, рушился навеки, и Крым, способствовав возрождению нашего величия, обратился для России в скопище губителей».

События мая 1512 г., происшедшие у Калуги, стали тем кульминационным моментом, когда ещё теплившиеся длительные взаимовыгодные дружественные отношения между Крымом и Москвой безвозвратно переросли в затяжное враждебное противоборство. Если разорение недавно приобретённых у Литвы городов, расположенных на правом берегу Оки, Василий III исходя из политических соображений (надо полагать, что не всё население вновь присоединённых к Мос-ковскому государству литовских территорий лояльно относилось к своему новому положению и их разорение союзниками Литвы агарянами несло определённые политические выгоды – И.Г.), вероятно, смог бы уладить с крымским ханом, то попытка вторжения агарян у Калуги в исконные пределы Московского государства окончательно разрывали отношения с Крымом.

Князь Симеон возвратился с битвы и рассказал, как явился праведный Лаврентий, и как с его укреплением и помощью он победил врагов. Таким образом, Калуга и Московское государство были обязаны своим спасением от разорения, а князь и сохранением жизни, юродивому праведному Лаврентию Калужскому.
 
За этот подвиг князь Симеон и праведный Лаврентий стали местночтимыми святыми Калужской земли, небесными заступниками и покровителями Калуги.

Известно, что 10 августа 1515 г. праведный Лаврентий преставился и был погребён с большой почестью в любимой им церкви Рождества Христова, где и доныне почивают его мощи. В память о своём спасителе князь Симеон на месте этой церкви устроил иноческую обитель - Лаврентьев монастырь.

Святого Лаврентия на древних иконах изображают с топором (секирой), насаженном на длинное топорище. Его образ был изображён вместе с иконой Калужской Божией Матери на хоругви народного ополчения в Отечественную войну 1812 года. До сих пор у калужан сохранилась многовековая традиция проведения крестного хода в дни поминовения праведного Лаврентия.

В правление князя Симеона Калуга укрепилась как форпост Московского государства и как торгово-ремесленный центр, известный своими товарами. Но деятельная натура князя не всем нравилась, и … Симеон «скоропостижно» скончался.

Историки весьма аргументировано предполагают, что Симеон был отравлен по приказу своего старшего брата – самодержца Василия III Ивановича. Он опасался за престол и, будучи долго бездетным, даже запретил своим братьям жениться, вёл за ними постоянную слежку и всячески притеснял. Вероятно, что натянутые взаимоотношения Василия III со своим братом Симеоном и ревность к его воинской славе стали причиной исключения из «официальных» летописей информации о «сече на водах Оки» у города Калуги, в которой князь Симеон Ка-лужский с дружиной одержали великую победу над агарянами.

Похоронен князь Симеон Калужский в царской усыпальнице Архангельского собора в Кремле в 1518 году.

***
В октябре 2008 г. российская общественность была приятно удивлена извес-тию о включении подвига и военного искусства калужан в «Книгу рекордов России». Это событие стало возможным благодаря проведению Некоммерческим партнёрством «ГАРАЛЬ» (Калуга) научно-практических исследований по выявлению неординарных событий, имевших место в истории Калужской области. Выявленный в процессе исследований факт нестандартного решения боевой си-туации был включён в «Книгу рекордов России» в категории «первенства» с формулой следующего содержания: «Первое сражение кавалерии с речным флотом (пехотой на лодках) в 1512 году на реке Оке у г. Калуги между крымскими татарами (агарянами) под предводительством сыновей хана Менгли-Гирея и калужанами во главе с князем Симеоном Калужским».

К сожалению, этот подвиг калужан постепенно стирается из памяти их по-томков, тем самым теряется часть многовековой истории не только Калужской земли, но и России. Информации о тех далёких событиях в Российской истории очень мало.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 В 1476 г. Иван III перестал платить Орде ежегодный денежный «выход», который собирался с русских земель со времён Батыя. Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымом и договорившись с польско-литовским королём Казимиром о военной помощи, лишь в 1480 г. начал активные действия и надеясь соединиться с Казимиром, подошёл к притоку р. Оки — р. Угре, где встретил русскую рать. Попытка Ахмата форсировать Угру с ходу была отражена и он, отступив к Воротынску, ожидал подхода Казимира. Прождав до 11 ноября и не получив известий из Литвы Ахмат повернул армию на юг.
2 Иван III Васильевич Великий (1440-1505), сын великого князя Василия II Васильевича Тёмного и княжны малоярославецкой Марии Ярославны. Великий князь Московский и всея Руси (1462-1505), вторым браком женат (1472-1503) на царевне византийской Софии (Зое) Фоминичне Палеолог (племяннице последнего византийского императора Константина IX). Во время его правления про-изошло счастливое освобождение Руси от татаро-монгольского ига и существенное расширение границ Московского государства.
3 Менгли-Гирей (?-1515) - крымский хан (1468-1515), сын Хаджи-Гирея. В его правление Крымское ханство окончательно отделилось от Золотой Орды и нахо-дилось в союзнических отношениях с Москвой. В 1480 г. Менгли-Гирей органи-зовал набег на польско-литовские земли, что помешало королю Казимиру IV оказать помощь Ахмату, организовавшему поход на Русь, и способствовало освобо-ждению Руси от татаро-мoнгольского ига. После этого Менгли-Гирей продолжал борьбу с Большой Ордой и окончательно разгромил её в 1502 г. В конце жизни Менгли-Гирея его сыновья организовали несколько грабительских походов на русские земли.
4 Симеон Иванович Калужский (1487-1518), четвёртый сын Ивана III Васильевича и Софьи (Зои) Палеолог, первый калужский князь.
5 Василий III Иванович (1479-1533), старший сын Ивана III Васильевича и Софьи (Зои) Палеолог, Великий князь Московский и всея Руси (1505-1533).
6 Агаряне – древнерусское название татар и турок, мусульмане. О них вместе с измаильтянами говорится, что они были врагами народа Божия (Псл. 82:7).
7 Насады – это крытые речные суда, на них насаживались, то есть наращивались, борта для ведения боевых действий. Ещё Юрий Долгорукий, как известно из истории, вёл в подобных лодках свою «судовую рать» по Оке на волжских булгар.

Горолевич Игорь Евгеньевич,
директор НП «Калужский областной исследовательский и
культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ»,
Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (СПб.)


Рецензии