Об Асе Мамоновой и Студии художествнного слова

Асе Мамоновой

Пещерный огонь, неразгаданный свет,
Внезапное вдруг озаренье.
Я плачу от гения твоего.
Да вечно в тебе вдохновенье.

Стихи написаны давны, когда мы были молоды и ходили читать стихи и классическую прозу на Якиманку, где стоял двухэтажный дом - Литературный Музей. Там мы занимались в Студии художественного слова. Режиссёром нашим была актриса Наталья Львовна Дружинина. Она была ученицей Бориса Васильевича Щукина. Он играл в кино роль Ленина.

Туда однажды пришла на занятия молодая женщина Ася Шусер. Позже она вышла замуж за моего друга поэта Виктора Мамонова и сменила фамилию, стала Асей Мамоновой.

Пришло время, и Ася улетела на другие планеты. Её отпевали в храме Столешникова переулка, говорили о ней чудесно два батюшки: настоятель Александр Борисов и Георгий Чистяков.

На вечере её памяти 3 октября 1999 года я прочла вот это:

"Мир опустел. Мы потеряли Асю. Пришло время подводить итоги прожитого.

Все мы имеем поручение от Бога. Я думаю, что Ася это поручение доблестно исполнила. Она служила Богу, слову, красоте, высшим ценностям. В каком-то смысле она была рыцарем.

Ася, когда появилась в нашей Студии, легко влилась в её состав. Наш режиссёр Наталья Львовна Дружинина была гениальной исполнительницей стихов и прозы и замечательным преподавателем. Я никого из чтецов с ней рядом поставить не могу, хотя я часто на вечерах поэзии слушала прекрасных чтецов. Разве что Дмитрия Николаевича Журавлёва можно поставить рядом с Натальей Львовной по сходству темпераментов, благородству, по силе вдохновения.

Наталья Львовна никогда не навязывала нам свою манеру чтения, она только искусно открывала в нас тот образ звучащей стихии слова, который был неотделим от индивидуальности каждого из нас.

Ася обладала низким голосом, огромным темпераментом, она всё своё существо отдавала людям, когда читала в различных залах.

В её репертуаре были: статьи Пушкина, "Путешествие в Арзерум" Пушкина (о гибели А.С. Грибоедова), "Последний из свойствнников Жанны д,Арк" Пушкина, проза Чехова, "Степной король Лир" Тургенева, стихи Пушкина, Цветаевой, Ахматовой, Гумилёва, Заболоцкого и других поэтов. Ася Мамонова гениально читала “Крысолова” Марины Цветаевой.

Это была её жизнь, её дыхание, в области чтения возвышенных образцов литературы она вполне выразила свою душу.

Маленькую трагедию Пушкина "Дон Жуан" Ася читала гениально, мороз по коже не раз ощущался во время её чтения. Когда она читала Василия Андреевича Жуковского о последних минутах Пушкина, мне показалось, что Пушкин невидимо присутствует в зале. Не всем чтецам дано так оживлять пространство и воздействовать на чувства.

Как-то раз я ей сказала: "Ася, с твоим голосом и темпераментом ты могла бы создавать сильные характеры героев и героинь в древнегреческих трагедиях". Ася подтвердила мне, что такое же мнение о ней высказывали её педагоги до того, как она пришла в нашу Студию.

Мы выступали во всесоюзном театральном обществе (ВТО), в ЦДРИ, в Музеях Чехова, Достоевского, Пушкина (Пречистинка, Литературный Музей), в Университете, в институтах и библиотеках. С нами выступали поэты Лев Озеров, Арсений Тарковский, Николай Панченко, Андрей Вознесенский, актёры Валентин Грачёв, Валентин Никулин, дикторы радио Ирина Ложкина (она читала из "Божественной комедии" Данте Алигьери), Тамара Зяблова (жена Василия Ланового в то время), Борис Федосеев, Андрей Хлебников, Светлана Репина (диктор радиостанции "Орфей").

С поэтом и бардом Виталием Акелькиным мы много раз с Асей выступали с интересными программами, видиорядом и живой музыкой на разных площадках.

Ася тщательно готовилась к своим выступлениям, она ходила в Театральную библиотеку, собирала материалы о московских салонах и делала выписки.

Ася была красива, добра, умна. Она прекрасно готовила, дома у неё было очень уютно. Она имела много друзей, виделась с Екатериной Сергеевной Шервинской, с альтистом Фёдором Дружининым, с альтистом Станиславом Понятовским, дружила с сестрой известного в Москве Армена Зурабова Нелей. 

Хочу привести свидетельства об Асе наших друзей.

Ася была скромна.

Она часто слушала музыку.

В ней была прирождённая порядочность, чувство юмора и даже ирония.

Она отличалась от всех неповторимостью и изяществом.

Ася с большим вкусом всегда была одета.

Она была достаточно рациональна при всём своём даровании.

Она была независимой, могла быть одна.

В глазах у неё всегда были смешинки.

Встречая друзей в концертных залах, она никогда ни с кем не обнималась, забивалась в уголок.

Она могла одна пойти в лес, на выставку.

Она была со всеми, и она была одна.

У неё были свои слабости, но зов совести не был в ней заглушён, она всегда, сначала погорячившись, непременно просила у человека прощения.

У неё была изумительная память.

Она тщательно постилась во время постов. "Ася, зачем ты не делаешь себе послабления?", - спросила я её. Она ответила: "У меня нет никаких добродетелей, пусть хотя бы это я буду делать...".

Последний раз я была у неё дома летом 1999 года. Она тотчас принялась кормить меня, но на улице меня ждал мой друг. Узнав об этом, она быстро приготовила мне бутерброды.

Когда было её последнее выступление на пушкинском вечере в салоне библиотеки у метро Спортивная, Ася читала религиозные стихи Александра Сергеевича, перед чтением она несколько фраз сказала от себя. Для меня её слова прозвучали, как проповедь, как напоминание о Боге, о вечности, к которой человек должен готовиться.

Она много раз снилась мне после своего ухода, была весела, радостна. В одном из снов о ней раздался мужской ликующий голос: "Ася воскресла, Ася воскресла, Ася воскресла!"

Это Ася.


Рецензии
Как мне это близко,хотя я не знала героиню вашего рассказа! Но в студенческом театре,прославились такими спектаклями, как "Маскарад", "Маленькие трагедии Пушкина","Предложение" Чехова много другой классики...В Краеведческом музее родного города стенд о нашем драмкружке -лауреате молодёжного фестиваля.Написала о самом талантливом из нас,так же,как ваша подруга,уже ушедшем ,красавце "Арбенине,враче- лучшем из лучших"
http://www.proza.ru/2011/12/20/1346.
Рада знакомству,заходите!

Тамара Свинцова   28.05.2013 17:30     Заявить о нарушении
Дорогая Тамара, спасибо.

Много прекрасного было пережито нами в Студии художественного слова при Литературном музее. Мы познакомились с Андреем Вознесенским, Арсением Тарковским, Николаем Панченко, Львом Озеровым, Валентином Берестовым. Слава Богу!

Галина Ларская   28.05.2013 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.