Сюжет из жизненных стремлений в пространстве бежев

 17 июня в Районном центре досуга прошла премьера спектакля «В ста шагах от праздника» по пьесе Степана Лобозёрова, представленного театром «Берег».

 К сожалению, для кого-то спектакль – это полтора-два часа, во время которых актёры должны всячески развлекать зрителей, лишь потому, что те отдали свои двести рублей. При этом такие зрители ни капельки не стараются понять, вникнуть в суть действия, заставить хоть что-нибудь в своей душе пошевелиться в сторону сочувствия и сопереживания героям. А после окончания спектакля такие зрители уходят и даже не задумываются о смысле спектакля, о том, что хотели сказать этим спектаклем актёры и режиссер. Для меня спектакль – это маленькая жизнь. Когда я смотрю спектакль, все  мои чувства и мысли устремлены на сцену.  Действо, происходящее на сцене, захватывает, притягивает, завораживает.

Немного о сюжете: герои пьесы «В шагах от праздника» - охотники за коммунальным счастьем. Все они ищут для себя более комфортные условия для жизни. Сюжет разворачивается вокруг обмена ветхой квартиры в городе на «белый дом на берегу синей реки», который, впрочем, вообще некрашеный и к тому же недостроенный. Только вот владельцы квартиры в городе об этом еще не знают, также как и Ирина – владелица этого дома - еще ничего не знает о состояние желанной ею квартиры. А заканчивается всё тем, что Ирина, одумавшись, сама раскрывает свой обман и находит понимание со стороны людей, которых она чуть не выселила на отшиб.

Я бы определила жанр «В ста шагах от праздника» так: социально-бытовая трагедия с элементами комедии. Бытовая потому, что события, разворачивающиеся в пьесе, могут произойти в обычной жизни, здесь нет ничего фантастического, сверхъестественного. Трагедия с элементами комедии, потому что есть ирония, есть над чем посмеяться, но все же как-то грустно на душе. А социальная,  потому что в центре событий находятся взаимоотношения между людьми.

Ирина, пожалуй, главная героиня спектакля – «продуманная тётка». Но что ее заставило стать такой? Она типично по-женски несчастна: муж бросил, дочь больна, родных нет. Ей неоткуда ждать помощи, поддержки. А ведь так хочется жить! И не у черта на куличках, а в хотя бы среднего уровня квартире. Вот и приходится Ирине самой ковать свое счастье, создавать для себя и своей дочери «малюсенькое чудочко» в виде квартиры в городе. Образ Ирины воплотила в жизнь Светлана Алексеевна Бердюгина, по-своему понявшая и прочувствовавшая свою героиню.

Проблема, которая ставится в спектакле – это взаимоотношения между людьми. Как живя в мире, которым правят деньги, в кутерьме, охватившей нас, остаться человеком? Не олигархом или нищим, а просто человеком? Человеком, уважающим окружающих, способным делать добро для других?

Герои прячутся от своих несчастий за пустой болтовней. Так, например, свекровь владельца квартиры: ее дочь погибла. Мать скорбит, держа свою боль где-то в глубине души, а на поверхности у нее глупые разговоры о бантиках  да о соседках. Она – старая продавщица – наверняка многих «общитала» да обвесила, говорит просторечиями. На первый взгляд может показаться, что в этих глупых разговорах и заключается её суть. Но позже становится понятно, что это лишь маска, под которой скрывается страдающая пожилая женщина. Её роль исполнила О. Жарникова.

Также в спектакле поднимается проблема жизни и смерти и отношение к богу. Жена Петра, владельца той самой злополучной квартиры, погибла. Петр винит бога в том, что он забрал у него единственную любимую женщину. Петр потерял веру в бога, веру в людей. Колокольный звон, каждый день доносящийся из церкви, расположенной неподалёку, раздражает его. Петр говорит, что этот звон из него всю душу вытравил.

Друг Петра, Сеня – «колобок запойный»,  выдающий себя  за личного юриста Петра, морочит Ирине голову. Сеня – делец местного разлива. Он важничает, хорохорится, а в глубине души боится смерти в одиночестве. Роль Сени блестяще исполнил С. Морщинин.

Я не могу не отметить хорошую, удачную подборку актеров, сумевших передать сущность своих персонажей. Так же приятно удивило музыкальное сопровождение – песня «Осенние листья».

В продолжение спектакля мы наблюдаем эволюцию человека. Герои, в начале спектакля считавшие основной своей философией «Я – человек маленький», в конце концов, приходят к осознанию того, что человек - сам творец своего счастья. Этот спектакль заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что несмотря ни на что нужно оставаться человеком.


Рецензии