Блок нди-ликуд - угроза для израильской демократии

Блок НДИ-Ликуд - угроза для израильской демократии.

Идеальной демократии, да и просто демократии в мире не существует. Во всех странах правят не народы, но их представители, которыми манипулируют местные элиты. Вопрос состоит лишь в том, насколько и как эти элиты учитывают мнение народов при принятии тех или иных решений, а также в том, насколько у народов создаётся иллюзия управления своими странами.

Демократия предполагает некий общественный консенсус при принятии решений властью и при признании этих решений обществом для исполнения.

Еще Авраам Линкольн заметил, что можно некоторое время дурачить весь народ, можно все время дурачить часть народа, но нельзя все время дурачить весь народ. Израильской элите удалось без больших социальных потрясений руководить страной в течение 65 лет. За это время крупные социальные волнения вспыхивали в Израиле всего несколько раз.
Система власти в Израиле никакого отношения к демократии не имеет. Ситуация, когда депутаты, избираемые по партийным спискам и получающие места в кнессете только потому, что включены в тот или иной партийный список, могут выйти из своей партии и перейти в другую или создать свою собственную, нарушая тем самым выбор народа, абсолютно недемократична.

Израильский народ, выбирая себе депутатов, не имеет никакого влияния на их дальнейшее поведение в кнессете. Депутаты выбираются избирателями не индивидуально, а общим партийным списком, и проходят в парламент благодаря этому списку. Но иногда они потом становятся неблагодарными собственной партии и начинают голосовать индивидуально по своему усмотрению. Какими бы благими намерениями это не прикрывалось, такая практика является жесточайшим извращением демократии и нарушением воли избирателей. Избиратели голосуют за партию с некой общей идеологией и некой моделью поведения. По сути, если депутаты избираются не по мажоритарным округам, чего нет в Израиле, а при действующей в Израиле системе пропорционального голосования, списком, они обязаны подчиняться партийной дисциплине. Выбрал израильский народ от какой-то партии 17 мандатов - эти 17 мандатов - это не только мандаты и депутатов, но и голоса избирателей, которые голосовали за эту партию.  Если тот или иной депутат не согласен с руководством партии, начинает голосовать на голосованиях в кнессете не солидарно со своей партией, он, по сути, должен был бы выйти из нее, сложить с себя полномочия депутата парламента и потом уже протестовать против политики своей бывшей партии, создавать новую партию и т. д. Но за стенами парламента. В Израиле же депутатам разрешено голосовать так, как они хотят. Израильский "представитель народа" в течение срока своих полномочий может даже перейти из партии в партию, искажая тем самым волю народа, который голосовал не за этого депутата лично, но за его партию.  Такой депутат-перебежчик приносит новой партии государственное финансирование в размере 1 миллиона 200 тысяч шекелей. Поэтому партийные руководители вынуждены постоянно следить за своими депутатами, чтобы они не разбежались по другим партиям, и все время лично договариваться с каждым из них по всем вопросам. Более того, некоторое время назад всего два депутата кнессета могли договориться друг с другом и объявить о создании новой партии. Нет, я не оговорился, не парламентской фракции, а общенациональной партии. Достаточно простого заявления. После чего государство должно выделить им государственное финансирование на партийную деятельность. Предыдущий прецедент такого рода - создание двумя русскоязычными депутатами Романом Бронфманом и Александром Цинкером партии из двух депутатов "Демократический выбор". Сейчас, по-моему, минимальное количество депутатов, необходимое для регистрации новой партии увеличено до трех. Партия "Ацмаут", возникшая недавно таким образом, насчитывает в своих рядах 5 депутатов кнессета. Ничего больше для регистрации политической партии в Израиле в этом случае не требуется. Ни подписей потенциальных избирателей, ни чего бы то ни было еще. Всего 5 депутатов, вышедших из своих партий, которые привели их в кнессет. Этого достаточно. Государственное финансирование  на депутата сейчас - 1 миллион 360 тысяч шекелей, из них аванс - 800 тысяч шекелей перед новыми выборами на одного депутата - итого - 4 миллиона шекелей на 5 депутатов. Судя по опросам общественного мнения, на новых выборах эта партия не сможет пройти в кнессет, в отличие от партии "Авода", из которой эти депутаты вышли. 

Сами списки депутатов кнессета от различных партий, с которыми эти партии выходят к избирателям на выборы формируются достаточно разными способами - в зависимости от степени демократичности самой партии. В некоторых партиях эти списки формируются на внутрипартийных выборах. В некоторых партиях существуют внутрипартийные квоты.  В  партии, в которую входят и за которую голосуют многие русскоязычные израильтяне - НДИ, или "Наш дом - Израиль" никаких внутрипартийных выборов нет. Список депутатов кнессета, составляет лично руководитель партии - Авигдор Либерман. Он же единолично производит все назначения на внутрипартийные аппаратные посты. Примерно та же картина - в партии религиозных сефардов ШАС, только все назначения производит духовный лидер партии и одновременно главный сефардский раввин Израиля рав Овадья Йосеф.

Любой премьер-министр Израиля должен одновременно следить за правящей коалицией, чтобы из нее не вышли другие партии, и за своей собственной партией, чтобы из нее не вышли недовольные его политикой депутаты. И кроме этого еще иногда заниматься руководством страной. Господин Бениамин  Нетаньяху делает всё это в восточном стиле, опережая конкурентов и противников из других партий и из своей собственной в мастерстве закулисных интриг.

Внутренние выборы в партии "Ликуд" в последние годы проходят примерно одинаково. Внутри партии существует движение "Еврейское руководство", объединяющее в основном правых поселенцев. Руководитель этого движения Моше Фейглин, живущий на оккупированных территориях, на последних внутрипартийных выборах лидера "Ликуда" набрал 22,5 % голосов членов партии "Ликуд". Его тактика - шантаж и давление на руководство партии "Ликуд" с целью реализации этой партии необходимых ему решений. Если бы Фейглин вышел бы из Ликуда и основал новую партию, он никоим образом не смог бы повлиять на какие-либо ответственные государственные решения. А так он относительно небольшим числом сторонников влияет на партию "Ликуд", а партия "Ликуд" совместно с партнерами по коалиции проводит важные государственно значимые решения. Так относительно небольшая группка экстремистски настроенных людей влияет на всю политику государства Израиль.

Сам глава правительства Бениамин Нетаньяху любые свои решения проводит путем закулисных интриг. Когда ему надо по какому-либо вопросу получить голоса депутатов-министров от партии "Ликуд", которые собираются голосовать против мнения Нетаньяху, он угрожает им роспуском правительства и лишением их министерских постов.  А это - немалые деньги в дополнение к тоже немаленькой зарплате члена кнессета. Когда Бениамину Нетальяху нужно надавить на своих партнеров по коалиции, он шантажирует их тем, что если хотят, они могут покинуть коалицию - за счет голосов депутатов от партии "Кадима" в руках Нетаньяху сейчас находится свыше 90 мандатов из 120, то есть абсолютное большинство. 

Проводя политику в самом правительстве, Бенинамин Нетаньяху делает это путем различных интриг и, говоря по русски, "разводок". Он в один и тот же день может разговаривать с разными чиновниками и политиками, обещая им совершенно противоположные вещи.
Бениамину Нетаньяху вся эта история, при которой нужно непрерывно с кем-то договариваться и непрерывно что-то кому-то обещать, чтобы остаться у власти,  давно уже надоела. Он давно говорил о том, что Израилю нужна другая система власти. О том же в последнее время говорил и Авигдор Либерман - руководитель партии НДИ.  Вполне возможно, что объединение предвыборных списков НДИ и Ликуда с дальнейшим организационным объединением  этих партий будет техническим средством для осуществления некой политической реформы - или укрупнения политических партий, или переходу к президентской форме правления. Укрупнение  политических партий в Израиле может быть достигнуто путем запрета депутатам переходить из партии в партию или образовывать новые партии, а также повышения парламентского ценза до некой определенной величины 3 или 5 %, после чего в кнессете останется 5 - 6 партий и коалиций -  правая партия Ликуд - НДИ, центр без идеологии типа Лапид - Кадима - Авода, левые партии или левая партия с социал-демократической идеологией типа условно объединенный МЕРЕЦ-ХАДАШ, и две партии, выражающие интересы крупных и хорошо организованных секторов израильского населения - ультраортодоксов и арабов. "Русские" израильтяне, не успевшие за 20 лет создать на национальном уровне структуры и партии, отражающие их, и только их интересы, в этом случае останутся без своего представительства в кнессете. Это - цена предательства всеми предыдущими русскоязычными политиками интересов своего сектора и своих избирателей в угоду тех или иных сиюминутных личных политических выгод. Сама израильская политическая система станет в этом случае гораздо более управляемой, поскольку беспринципные депутаты перестанут  бегать из партии в партию, а внутрипартийная дисциплина будет внедрена на принципах ШАСа и НДИ - на принципах единоличного правления лидеров.

Этому проекту Биби и Ивета - проекту перехода Израиля к управляемой демократии, нынешней израильской политической системе почти нечего противопоставить. Я не верю в попытки депутатов из Ликуда типа Моше Кахалона, видящих эту или похожую перспективу, создать что-то свое перед этими выборами для противодействия антидемократическим тенденциям. В рамках правой ликудовской идеологии борьба за демократию не является приоритетом для их избирателей. Часть протестных голосов израильских граждан и голосов "Кадимы" уйдет к новой идеологической центристской пустышке - Лапиду, часть уйдет к старой идеологической пустышке - Аводе. Голоса русскоязычных израильтян, не имеющих нынче своего секторального представительства  в связи с преобразованием НДИ в общеизраильскую партию, будут просто растрачены между всеми израильскими партиями. Это - один из возможных прогнозов, скажем так, самый тяжелый.

Более оптимистичный прогноз - потеря голосов объединенным блоком Ликуд-НДИ за счет избирателей Ликуда, не желающих голосовать за НДИ, и избирателей НДИ, не желающих голосовать за Ликуд, - дает объединению ликуНДИков 35 - 36 голосов, что откладывает описанную выше реформу израильской политической системы, оставляя все тот же кнессет, в котором можно снимать пиджак и  нужно всем договариваться со всеми. В любом случае, у русскоязычных граждан Израиля, не сумевших создать свои отдельные партии и свои политические структуры и организации, в новом кнессете своих представителей не будет.

http://mikhailosherov.livejournal.com/38595.html


Рецензии