Музыка листопада в осеннем Тарту

                Предисловие
               
                С каждым прожитым днём мы удаляемся от того момента, как закончился фестиваль “Музыка листопада-2012” в Тарту. Попросили меня написать отзыв. Дал согласие, а вот до сих пор не соберу все мысли в стройный порядок. Уж слишком их много – целый фейерверк…, который до сих пор висит и сверкает в воздухе у меня! Но раз обещал, то надо… Беру себя в руки! В ваши… Ибо благодаря всем нам этого фестиваля и той атмосферы, что там была не было бы…  Главный организатор фестиваля Люда Месропян, сказала мне, что мой отзыв будет самым объективным, так как я знал многих его участников и до фестиваля, как реально, так и виртульно, с остальными познакомился на месте. Итак – приступаем!
               
                Подготовка и сборы
               
                Само собой разумеется, что “Музыка листопада-2012” был не первый фестиваль на который я собрался. Решение в нём поучаствовать я принял весной этого года, после того, как съездил на фестиваль “Северное сияние” в Хельсинки. Естественно мне трудно сравниться с теми, кто живёт в России. Фестивалей там в десятки раз больше, чем в моём маленьком Израиле. У нас осталась “Сахновка” раз в пол-года и иногда бывают городские зальные фестивали в Реховоте или Натании… А что касаемо моего ушедшего друга Серёжи Каплана, то он вообще не пропускал в своей жизни ни одного крупного фестиваля. Для чего я всё это? А, чтобы было понятно, что не замахиваюсь на слишком серьёзное обсуждение. Ведь не считая всех израильских фестивалей, я присутствовал на 3-х Парижских съездах КПСС, 7-м Соловецком и 4-м “Северное сияние” в Финляндии… Вот и всё! Хвалиться-то особо и не чем… За всех тех, с кем я знаком лично или виртуально спасибо сайту Исрабард, который я тащу за собой уже 11-й год и Facebook, где взялся вести группу “Гитара по кругу” и создал филиал сайта – страницу Israbard. Вот таким образом и нахожу старых и новых друзей по бардовскому цеху и КСП-шному братству. Помнится, после моего отчёта о “Северном сиянии” в феврале этого года Люда Месропян и зацепила меня в Фейсбуке… И не зря! По крайней мере для меня. Разумеется задал вопрос – Как попасть на “Музыку листопада-2012”? На что получил ответ – Попадёшь, если поможешь привезти от Израиля кого-то из авторов с собой… Начал думать и кое-кого обзванивать. Многих не успел, ибо мой тёзка из Кармиэля Игорь Сапиро, автор собственных песен и руководитель кармиэльского клуба “Гавань” через пару дней дал согласие. И вот начался процесс ожидания. В группе на Фейсбуке - “Музыка листопада” я отслеживал все этапы приготовления к фестивалю и уже в мае, июне замечал, насколько серьёзно и продуманно ведётся организация и подготовка. И вот – мой билет на руках. Игорь Сапиро определился с вылетом раньше – в Таллинн, через Варшаву. Я выбрал украинский вариант – в Таллинн через Киев. Сообщил об этом в группу. И уже через 2 недели увидел все имена участников, в том числе и своё в афише фестиваля. Не скрою, было приятно! По крайней мере до этого моё имя было лишь в афишах концертов в Москве и Питере, которые я сам же и организовывал. Все фестивали же прошли как бы с теневым моим участием. В основном, как фотографа. Один раз выступил на ”Именинном пироге”Чалмы “ в Нацрат-Иллите, другой раз на ”Сахновке-7” посвятил своё выступление памяти Димы Дихтера и третий раз на III съезде КПСС в Париже. Нигде мои выступления заранее не планировались и не анонсировались. Тут же Люда мне сразу сказала – Без песни не уедешь! Откуда она знала, что я могу… Загадка! Но приятно было сознавать, что еду не просто так… Начал морально готовиться! Естественно к выступлению. До отъезда познакомился с обширной программой, которая включала в себя кроме концертов фестиваля ещё и театральную постановку и две экскурсии. И вот настало время собираться в дорогу…

                Фестиваль “Музыка листопада-2012”
               
                Сразу скажу, и это видно из афиши… Может есть, или кто-то был на других фестивалях – пусть скажет, но я в своей практике не помню такого, чтобы на один фестиваль приехали представители десяти ( !!!) стран. Не говоря уже о том, что из России были представители Москвы, С-Петербурга, Вязьмы, Пскова… Забегая вперёд, скажу… Всех разместили, обслужили и накормили… Мало того всем дали слово с основной сцены, даже и некоторым тем, кто не был перечислен в афише. Не говоря уже о том, что во второй день был ”Открытый микрофон” на вечерних посиделках в ресторане со сценой… Чуть забежал вперёд. В аэропорте Бен-Гурион при отлёте встретились с Игорем Сапиро. Его отлёт был на 3 часа раньше моего. Я должен был пересаживаться в Киеве на самолёт эстонских авиалиний через 2 часа после посадки в Киеве. В итоге наш рейс тормознули на 8 часов… Послал SMS-сообщение Люде Месропян, начал волноваться, что опоздаю на автобус из Таллинна в Тарту. А в итоге всё обошлось, я успел на предпоследний автобус в 23.10 и сын Людмилы, Давид, встретил меня аж в 02.20 на автовокзале в Тарту, сперва отвёз в ночную забегаловку и купил мне поесть. В Киеве дали какой-то небольшой сендвич с чаем… И только после этого, на квартиру ночевать, где меня и встретил тёзка Игорь, которого пришлось разбудить. Сперва подумалось, от стеснения, с чего бы это ко мне такое уважение… Однако утром убедился, что это не так. После того, как прямо с утра нас с Игорем отвезли в гостиницу и расселили, я сам ходил на автовокзал встречать людей вместе с Давидом, которые сами оплатили своё проживание в гостинице… Вот так! Респект организаторам. Вниманием не был обделён никто! В гостинице произошло много приятных и неожиданных встреч. Ведь я не знал заранее кто приедет, помимо тех, кто был в заявлен в афише. Скажу сразу за время фестиваля произошло аж семь развиртуализаций. Для не сведующих – это процесс встречи в реале, после знакомства в интернете… Итак! Встретился с Антоном Духовским, Петей Тютюнником, Тарасом Шуплатом, Лёшей Кудрявцевым, Сашей Самуйловым, Маргаритой Фишель и её супругом Тимуром, которым я привёз привет от Марины Якубович и Аллы Данциг из нашего Бат-Яма и наконец - естественно с самой Людой Месропян! А так же в 2007-м году в Париже виделись с Витей Макеевым из Риги, в 2010-м там же жили в одной квартире с Аллой Горбач и виделись с Эльмирой Галеевой и Олегом Ковалёвым. Также встретил Марину Кузнецову из Питера, которая приезжала к нам вместе с Сашей Гейнцем  и Серёжей Даниловым С Галей и Борей Вайханскими не виделся аж с 1999 года, когда они приезжали к нам на “Дуговку”, на берег озера Кинерет. С Димой Бикчентаевым виделись в апреле в Москве на юбилее Саши Цилькера и обеих увидел и здесь. Приятно было увидеть и тех, с кем был прошедшей зимой на фестивале в Хельсинки… Лену Сабинину, Пашу Пашкевича, Риту Соловьёву, Веронику Микконен. А с Володей Ищенко вообще жили в одном номере. Вот такой букет встреч получился… И это я ещё не всех назвал! На концерт пошли пешком… Тарту встретил нас дождём. Мне даже это кА-то понравилось. В Израиле летом дождей не бывает… И вот, захожу в концертный зал… Перед входом в него – ресторан. Слышу меня зовут. И…! Очередной шок! В хорошем смысле… Оля Яроцкая из Ариэля тоже оказалась в Тарту… Мир действительно неимоверно тесен!!! Концерт первого дня был просто шикарным. Дима Бикчентаев порадовал и старыми и новыми песнями. Потом выступил втроём вместе с Эльмирой и Олегом. Что для меня, как ведущего Исрабарда, так Дима исполнил песню на стихи Бориса Камянова, а Эльмира спела две песни на стихи Миши Басина ( по приезде, я ему сообщил об этом ) и “Еврейскую мелодию” на стихи Михаила Лермонтова. С удовольствием послушал Галю и Борю Вайханских… А в конце впервые услышал вживую Антона Духовского и Славу Солдатенко. С последним виделись в Париже в мае 2009 года, но там он пел в дуэте с Сашей Бекназаровым и ему же аккомпанировал. Так, что фестиваль начался с мажорной ноты… Вечером разбежались по номерам… Пели и общались чуть ли не до самого утра… В общий хор присоединились Андрей Колесников и Ира Вольдман из Самары… С ней я тоже виделся пару лет назад в Израиле. Я ушёл спать в 04.00 и естественно на первую запланированную экскурсию не попал… Пусть организаторы меня простят. Со многими давно не виделся. Хотелось пения и общения. Пошли гулять по городу с Викой Кузьминой. Погода была переменная и мы многое посмотрели, следуя тому путеводителю, который я приобрёл перед дорогой дома. Даже забрались на колокольню Яаловской церкви и на башню обсерватории. По всему маршруту активно поддерживали участников традиционного осеннего тартуского марафона легкоатлетов любителей.  На обед успели во время. А дальше сразу открывался фестиваль. Зал и фойе шикарные. В фойе можно было приобрести статуэтки символа Тарту – студентов под зонтиком и красочный цветной буклет с биографиями всех гостей и участников. Гости и участники всё это получили в подарок. Очередной респект организаторам! Заранее скажу, что программа была продумана до мелочей. Во-первых! Очень верное решение – Приз зрительских симпатий. Без всякого жюри… Из опыта скажу. Многие жюри видел, в некоторых сам участвовал. В итоге скажу, но не буду конкретизировать, не все решения жюри совпадали с моим мнением… Да это и в принципе невозможно! А тут, как бы убили 2-х зайцев. И приз разыгрывается и зрители участвуют своими голосами, что стимулирует смотреть и слушать концерт до конца. Мало того. Надо было выбрать лучшего и среди почётных гостей. Концерт был разбит на три отделения и в конце каждого выступал один из почётных гостей… Тоже ход тактически верный. Гости знатные приехали, все с лауреатством… И замес концерта вроде того – Слушайте конкурсантов, а в конце сравнивайте с грандами. Здорово! Мне пришлось по душе… А начался концерт с выступления мэра Тарту Урмаса Круузе, который покорил всех нас песней собственного сочинения на эстонском языке под аккомпанемент Олега Писаренко. Если у Тарту такой мэр – успех фестивалям обеспечен и в будущем! Теперь про конкурсантов… Мой взгляд. Сразу скажу, те за кого я проголосовал, в итоге и стали лауреатами – Алексей Кудрявцев и Эльмира Галеева из почётных гостей. Тоже своего рода моральное удовлетворение для меня… Лёша покорил меня своим драйвом, игрой на инструменте, песней – День Победы. Во второй день он вообще спел песню в стиле бард-рок. Зал прихлопывал, да и я не удержался! Меня потом спросили, как я сумел переключиться на своё выступление… Как-то получилось! А что касаемо Эльмиры, то для меня она давно вне конкуренции и как автор музыки, как исполнительница и как обладательница шикарного голоса… Само собой, что могу назвать и других женщин бардов которых люблю. Но в Тарту для меня выбор был однозначен и пусть простят меня Дима и Галя с Борей… Об участниках. Кроме Лёши выделю Наташу Бондарь из Германии… Будете смеяться. В первый день мы просидели вместе весь концерт рядом не зная имён друг друга, но шёпотом комментируя в перерывах между песнями и находя общих знакомых, например, как Лена Фролова или Марина Гершенович… Когда же я увидел Наташу на сцене, то в очередной раз убедился, что бард и актёр в одном лице – это песни спектакли. Среди моих друзей не один бард-актёр. Например Лёша Макрецкий, Маша Мушкатина, Боря Шиф… И каждый подаёт свои песни театрально. Наташа – не исключение. И если бы не Лёша Кудрявцев, то я бы проголосовал за неё… Но! Что случилось, то и произошло. Извините за фразеологизм! Далее… Понравился эстонский бард Каупо Торим. Думаю он вполне сознавал, что фестиваль профонируется, как фестиваль русской авторской песни и ему с эстонскими песнями не стать лауреатом… Но! В моём лице он заслужил уважение, что не стушевался этим и выступил достойно. Отмечу также, что в восьмёрку сильнейших вошли и мои друзья Саша Цилькер и Игорь Сапиро. Забыл сказать, что в первый день по итогам голосования выбирались 8 из 13-ти выступающих. Они пели по три песни. Мне ещё запомнился Тарас Шуплат и новый знакомый Володя Чердаков, с которым мы нашли общего знакомого в Израиле Сашу Котлера. Как и Саша, Володя не чистый бард… Больше даже рок музыкант, у которого есть акустические песни. Однако вызывает уважение его решение участия в конкурсе. А песня-переложение, которую он посвятил фестивалю пришлась зрителям по душе… Хотя в куплете прослеживается сходство с песней “Мой адрес море”, а в припеве “Команда молодости нашей”… Так же не испортили концертной погоды Володя Ильин, Паша Пашкевич, Люда Чинарёва из Вязьмы, Роман Другалёв из Хельсинки, Фёдор Маспанов и Тимур Фишель из Эстонии. День закончился дружеским ужином с бокалом армянского коньяка каждому… Кстати фирма Армянский коньяк была главным спонсором фестиваля… Как уже говорилось выше, спели и те, кто не выходил на сцену концертного зала “Атена”. Мне запомнились Алла Мишенькина, Лена Пастухова, Сергей Бай. Вечерние посиделки в номерах не получились такими, как мы хотели… Спортсмены, которым хотелось спать, с помощью администраторши, разогнали нас спать. И всё же мне удалось за компанию подпеть несколько песен Владимира Высоцкого Лёше Кудрявцеву и послушать Наташу Бондарь… Второй день начался с экскурсии в солнечный день, с заходом в фойе Тартусского универа и в парк руинам Домского собора. За которую отдельное спасибо экскурсоводу Елене.  Ну и о последнем дне фестиваля… Как всегда бывает, ждёшь, ждёшь хорошего! Долго ждёшь! А проходит чрезвычайно быстро. Как я уже упоминал выше, неожиданностей в выборе лауреатов для меня не произошло. Всем вручили картины Сергея Инкатова, а не ставшим лауреатами досталось по бутылке армянского коньяку. Как выразился Дима Бикчентаев – Это мой жидкий диплом! Ещё кое о чём скажу. Выступили и организаторы других фестивалей Таня Сизова ( Чехия ) , фестиваль “За туманом”. Я настолько заинтересовался, что по приезду сразу отослал заявку на участие в 2013-м году. А так же Алла Горбач ( Минск, Белоруссия ) , Пётр Тюнник - КСП “Странники” (США), Виктор Макеев ( Рига, Латвия )… Под конец позвали и вашего покорного слугу…! Вышел на сцену и темнота… Не вижу зрителей! Много раз выступал на партийных и профсоюзных собраниях, в Париже в мае 2009 г.. Всегда видел глаза зрителей… А тут… Честно скажу немного стушевался. Собрал волю и взял себя в руки. Выступление спланировал из двух частей. Подыграть песню “Давай поедем в город” Сергея Никитина на стихи Давида Самойлова мне не решились… Пришлось читать стихами. Чуть было не сбился. В итоге, в начале песни Булата Окуджавы не попал в какой-то там минор, то ли “ми”, то ли “ре”… Пришлось начать сначала… Спасибо Тимуру Фишелю – гитара и Диме Бикчентаеву – балалайка. Аккомпанировали ребята классно! И залу, который я пригласил подпевать… На записи я Вас слышал, друзья зрители! Спасибо вам!!! И как главный аккорд фестиваля прозвучало выступление эстонской эстрадной звезды Тыниса Мяги… Под гром аплодисментов он даже вспомнил свой давний хит “Остановите музыку”… Вот так! А зритель в Тарту, по выражении. Лёши Кудрявцева особенный. И надеюсь все участники и гости это почувствовали, в том числе и я. Уезжал я полностью удовлетворённым на все 100, а то и на 200%... Приобрёл много новых знакомств, увиделся со старыми друзьями… Спасибо всем, всем, всем. Особенно всему семейству Месропян: Люде, её дочерям Анаит и Заре, сестре Наире, зятю Аванесу, чудесным внукам, за то что они присутствовали с нами… Фотографам Володе Ильину ( С-Петербург ) и  Андре Кирна ( Тарту), видеооператорам Володе Ищенко ( Хельсинки ) и Виктории Кузьминой ( Таллинн ). Добровольным помощникам Люды – Лали Репкиной и Юле Файзуловой… Художнику Лене Беляевой, которая подарила мне две своих работы с видами Тарту на керамике. Точно знаю, что назвал не всех! Уж извините… Знаю точно по своему опыту, что хороший фестиваль это дело многих и многих рук и душ. И…!!! Самое главное! Хорошие фестивали получаются только тогда, когда зарабатывание денег за счёт их не ставится во главу угла… Уж, простите за это! Знаю много примеров иного рода… Но в этот раз всё получилось просто замечательно. Люда в фестивальной группе Фейсбука посетовала, что планка задрана слишком высоко и удасться ли её не уронить… Думаю, что удасться! Поможем, чем сможем ВСЕГДА!

                Несколько слов в заключении
               
                Эти слова будут касаться не только фестиваля, а и обратной дороги. После фестиваля задержался запланировано на три дня в Таллинне. В Эстонии я вообще впервые, поэтому не хотел упустить такой возможности. Заранее списался до отъезда с Юрой Даниленко, с которым познакомился в Хельсинки зимой. Спасибо ему и Лене Пятаковой за тёплый приём. А он, приём согревался по вечерам глинтвейном, который в Эстонии продают аж в 4-х видах… Спасибо Таллинну за его прекрасные виды, которыми я насытился вволю. На обратной дороге меня ожидали две встречи. Одна запланированная и другая неожиданная. Знал заранее, что по дороге назад задерживаюсь в Киеве аж на 8 часов. Написал тоже до отъезда своим виртуальным киевским друзьям Оле Травинке и Игорю Квентору об этом. Ребята приехали в Борисполь на встречу со мной и мы 6 часов прекрасно прогуливались по Киеву. Спасибо вам ребята! За прогулку, за обед с украинским борщом и тёртым салом с чесноком… И в конце! Иду в Борисполе, в терминале В на посадку. Слышу голос – Улогов, ты или не ты…? Я! – говорю и оборачиваюсь направо. Вижу Колю Киборта из Беер-Шевы… Возвращается из Праги, куда летал отдыхать… Бывает же!!! Назад летели в одном самолёте.
                Вот так заканчиваются мои воспоминания о “Музыке листопада-2012”. Они навсегда будут самыми приятными… Надеюсь очень сильно, что может быть мне ещё раз удасться посетить и уютный Тарту и фестиваль. И конечно же буду помогать “сватать” фестивалю наших израильских авторов и исполнителей для участия… Съездите друзья в Тарту, кто ещё не был. Не пожалеете ни на минуту… Уверен, вам будут рады!
               


Рецензии