Газовая энергетика все более неактуальна

Современные научные разработки в области энергетики уже вполне реально угрожают дальнейшему процветанию путинского «Энергостана». Нынешняя Европа уже не представляется таким уж надежным клиентом «Газпрома», она решительно переходит на возобновляемые источники энергии.

Причины тому известны. Атомные электростанции – это гигантская планетарная атомная бомба, способная в любой момент уничтожить планету, к тому же и она, и все тепловые энергоустановки, включая и газовые, приводят к потеплению климата, а чем это кончается, всему миру только что продемонстрировала наша планета. Невиданной силы ураган Сэнди, ударивший по восточному побережью США, шутя снес с лица земли такой огромный город, как Нью-Йорк, где в считанные минуты без крыши над головой остались сотни тысяч жителей и уничтожены все следы цивилизации: дороги, автозаправки, метро и т.п.

Газета Washington Post в редакционной статье говорит о необходимости извлечь уроки из этой драмы с учетом перспективы усиливающегося глобального потепления. В статье отмечается, что к полудню среды большая часть воды, затопившей Нью-Йорк во время урагана Сэнди, отступила в гавань, однако восстановительные команды продолжают не покладая рук откачивать воду из подземных артерий города. А теперь, предлагают авторы, представьте, что уровень воды, затопившей Нью-Йорк, оказался бы на два, три, четыре фута выше. Это именно то, что, согласно предсказаниям нью-йоркской Экспертной группы по изменению климата, может произойти в этом столетии, в зависимости от степени воздействия глобального потепления.

Суперураган Сэнди не только напомнил человечеству о важности сотрудничества в критические времена и о способности таких великих городов, как Нью-Йорк, самовосстанавливаться. Ураган также продемонстрировал уязвимость дамб, перемычек и электропроводки, которым мы привыкли доверять. Задача сейчас состоит не только в откачке воды из затопленного нью-йоркского метро, но и в том, чтобы понять, как укрепить жизненно важную береговую инфраструктуру Соединенных Штатов с учетом перспективы подъема уровня моря, крупных штормов и других предсказываемых последствий изменения климата.

Во время урагана Сэнди в регионе было отключено три ядерных реактора, четвертый был готов к отключению. После катастрофы на атомной электростанции в японской провинции Фукусима Комиссия по ядерному регулированию США занимается укреплением системы критически необходимой поддержки атомных станций на случай затопления.

Нам нужно серьезно отнестись к делу сдерживания изменений климата, в том числе к сокращению выбросов тепла и углекислого газа в атмосферу. Кроме того, и сама страна должна располагать планом приспособления к мировому потеплению – говорится в редакционной статье в Washington Post.

Уроки, которые дает нам наша планета, похоже, усваиваются правительствами демократических стран. И уже видны результаты.

Бурный рост возобновляемой энергетики революционно исказил условия конкуренции на рынке ФРГ. Поэтому «Газпрому» пока не стоит ждать от электростанций в Германии растущего спроса на его продукцию.

Весной прошлого года правительство Германии под впечатлением аварии на АЭС в японской Фукусиме приняло решение об ускоренном свертывании атомной и форсированном развитии возобновляемой энергетики. Как заявила тогда федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, драматические события на «Фукусиме» стали свидетельством того, что даже такая современная страна как Япония с ее высокими технологиями не смогла исключить самоубийственный риск при эксплуатации атомных электростанций. Поэтому бывшая сторонница атомной энергетики Меркель при поддержке большинства представителей парламентской оппозиции заявила об отказе Германии от АЭС и о переходе к более широкому использованию возобновляемых источников энергии.
Спустя несколько дней после трагедии на «Фукусиме» немецкое правительство решило в экстренном порядке закрыть восемь самых старых и ненадежных атомных электростанций. 30 июня 2011 года большая часть парламентских партий в бундестаге проголосовала за это решение. Более того, депутаты от ХДС, ХСС, СвДП, СДПГ и «зеленых» поддержали план постепенного отключения всех немецких АЭС до 2022 года.
В деловых и экспертных кругах ФРГ развернулись сразу же бурные дискуссии о том, как крупнейшая экономика Европы будет в самые ближайшие годы обеспечивать себя электричеством.

Именно тогда пошли разговоры о новом «золотом веке» природного газа. Электростанции, которые работают на этом экологически сравнительно чистом топливе, были провозглашены естественными партнерами производителей, использующих такие изменчивые источники энергии, как ветер и солнце. И именно в такой обстановке российский экспортер «Газпром» начал вести с немецкой энергетической компанией RWE переговоры о совместном строительстве в Германии газовых электростанций.

Но прошло менее полутора лет, и характер дискуссий в немецких профессиональных кругах кардинально изменился. На состоявшейся в Кёльне 25 сентября ежегодной конференции EWI / F.A.Z.- Energietagung, посвященной на сей раз будущему облику энергетического рынка Германии, тема нехватки электричества, равно как и идея строительства новых газовых электростанций, отошли на второй, если не на третий, план.

Вместо этого около 300 ученых, политиков и практиков оживленно дискутировали о том, как сделать более управляемым и менее дорогостоящим для потребителей стремительный рост возобновляемой энергетики, щедро подпитываемой правительственными дотациями. Кто в большей мере должен регулировать этот процесс - государство или рынок? И каким путем идти: укреплять первым делом национальную энергетику или сразу стремиться к общеевропейским решениям? Судя по выступлениям, именно эти вопросы воспринимают сейчас в Германии как главные.

Смена настроений вызвана прежде всего продолжающимся бурным ростом возобновляемой энергетики. Если в 2011 году с помощью ветра и солнца, а также биомассы и гидроресурсов, производилось 20 процентов потребляемой в Германии электроэнергии, то в нынешнем году доля этих источников составляет уже около 25 процентов. На первом месте оказались ветряные электростанции.

Доля ветряных электростанций составила 9,2 процента (в 2011 году показатель равнялся 7,7 процента). На втором месте - биомасса (5,7 процента).
Почти наполовину по сравнению с прошлым годом выросла доля солнечной энергии. В первом полугодии 2012 года на солнечные батареи пришлось 5,3 процента от общего объема производимой в ФРГ электроэнергии, на гидроэлектростанции - 4 процента.

Этот результат является позитивным сигналом, в том числе и для тех, кто сомневается в успехе перехода Германии на использование альтернативных источников энергии. Это показывает, что у человечества есть хорошие шансы распрощаться как с ядерной, так и с угольно-нефте-газовой эпохой, - цитирует слова специалистов агентство Reuters.

Напомним, что власти Германии задались целью увеличить долю возобновляемых источников до 35 процентов к 2020 году.

А поскольку «зеленое электричество» пользуется в немецких сетях приоритетом, то это, в частности, приводит к тому, что газовые электростанции теперь все чаще вынуждены простаивать.

Газовые электростанции недозагружены. Недозагруженность генерирующих мощностей объясняется «избыточным предложением, вызванным тем, что энергия из возобновляемых источников поступает на рынок». В результате «тех часов, когда газовые электростанции могут производить энергию, слишком мало для того, чтобы они работали с прибылью.

Изменится ли в обозримом будущем такая ситуация, абсолютно не понятно. Урнечно, налицо уверенность в том, что «чем дальше, тем больше электричества будет поступать от электростанций, работающих не на газе, а на возобновляемых источниках». В то же время государство намерено обязать энергокомпании на всякий случай держать в резерве работоспособные газовые электростанции. Им будут возмещать производственные расходы, а вот о получении прибыли в данном случае речь вообще не идет.

На энергетической конференции в Кёльне признано, что действующий в Германии закон о возобновляемой энергии (EEG) нельзя оставлять в нынешнем виде: «Это будет слишком дорого». Ведь прописанный в нем механизм субсидирования молодой отрасли предполагает, что потребители приплачивают за поступающее в сеть «зеленое электричество».

Получается, что чем больше такого электричества, тем выше счета, которые выставляют домашним хозяйствам и бизнесу (особо энергоемкие производства, правда, получили льготы). Это далеко не единственная несуразность, возникшая из-за массированного вмешательства немецкого правительства в энергетику. По мнению большинства участников форума, государственное регулирование отрасли зашло слишком далеко. Во многих выступлениях звучал призыв скорее отказаться от чрезмерной «плановой экономики» (этот термин в устах немецких менеджеров звучит почти как ругательство) и вернуться наконец к экономике рыночной.

«Столь комплексным механизмом вообще невозможно управлять централизованно», - подчеркнул, указывая на современную энергетику, председатель правления европейской энергетической биржи EEX в Лейпциге Петер Райц (Peter Reitz). По его мнению, сейчас бизнес не доверяет политикам, так как опасается, что те будут вводить все новые и новые правила игры, вместо того чтобы обеспечить надежные рамочные условия для свободной рыночной конкуренции.

В такой ситуации бизнес, естественно, воздерживается от инвестиций. В том числе от строительства современных высокоэффективных газовых электростанций. При рыночных принципах формирования цен на электричество они могли бы иметь в Германии определенные перспективы. Но пока все более важным источником становится ветер. Так что в ближайшие годы ждать от немецкой электроэнергетики растущего спроса на природный газ явно не приходится. Ну, а кто возьмется сейчас предсказывать, что будет потом?

Валентин Спицин по материалам http://www.dw.de/


Рецензии